Библиографическое описание:

Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 864-867.



Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Губанихина Елизавета Вадимовна, студент

Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.

Ключевые слова: одаренные дети, индивидуализация обучения, раскрытиеспособностей,проектная деятельность.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты существенно меняют цель и траекторию развития системы начального образования. Задача современной начальной школы заключается в обеспечении успешной социализации ребенка в процессе обучения, в создании условий для реализации школьниками своих способностей, возможностей, интересов и мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею.

Это, в свою очередь предполагает внесение в содержание, организацию и управление образовательным процессом изменений, обеспечивающих развитие творческой активности учеников, формирование у них универсальных учебных действий и компетенций. Образовательный процесс должен быть направлен на создание субъективной позиции ученика, при которой наиболее значимым для него становится не дифференцированная оценка учителя, а сам процесс познания.

Современная школа призвана удовлетворять образовательные потребности ребенка и его семьи. Работа школы и каждого учителя должна быть направлена на создание таких условий в образовательной среде, которые позволяли бы своевременно выявлять и способствовать развитию творческой активности, способностей и талантов учащихся; своевременно выявлять одаренных детей и выстраивать индивидуальную траекторию их развития.

Природа всех детей одарила талантами и способностями, но зачастую они не знают этого. Задача школы и педагога помочь раскрыться ребенку, узнать о своем даре и помочь развить эти таланты с помощью определенной системы работы учебного заведения, и что важно, вместе с родителями учащегося [2].

Педагогу следует учитывать тот факт, что именно семья является основным фактором развития одаренности младшего школьника, ведь основы познавательного развития ребенка закладываются именно в семейной среде.Его успешность зависит от наследственных факторов, системы взаимоотношений, уровня педагогической культуры родителей, системы воспитания, системы ценностей, количества детей в семье и многого другого [4].

В «Рабочей концепции одаренности» под редакцией Д.Б. Богоявленской отмечается тот факт, что одаренный ребенок чаще всего «появляется» в той семье, где сами родители являются образованными людьми, и образование в иерархии ценностей семьи занимает одно из первых мест. Кроме этого отмечается чрезвычайно высокое внимание к ребенку, желание стимулировать его развитие, стремление к тесному переплетению познавательных и личностных интересов детей и родителей, которое приводит к постоянному раскрытию потенциала ребенка [1].

Возможности родителей в плане воспитания ребенка, в раскрытии его интеллектуального и творческого потенциала безграничны. Но, к сожалению, контактируя с родителями воспитанников, педагог часто сталкивается с ситуацией кардинально противоположной: некоторые родители слабо представляют себе особенности развития своего собственного ребенка; некоторые склонны слишком интенсивно развивать в малейшей степени проявившиеся способности, тем самым, перегружая ребенка; другие вовсе не считают нужным уделять внимание детским талантам и игнорируют ранние проявления детской одаренности; и почти все затрудняются в вопросах построения перспективы развития своего ребенка [4]. А это значит, что работа с одаренным ребенком должна строиться на основе тесного и продуктивного сотрудничества школы и семьи, на основе единства, понимания и взаимодополнения этих двух воспитательных институтов[3].

Системная структура взаимодействия образовательного учреждения и семьи может быть рассмотрена как единство целевого, содержательного и коммуникативного компонентов. Для этого требуется разработка программы взаимодействия, с целью создания единого образовательного пространства в образовательном учреждении и семье, направленное на раскрытие интеллектуально-познавательного потенциала ребенка. Как отмечает Г.А. Кузьмина, выработка единых взглядов и подходов в воспитании ребенка у педагогов и родителей дает возможность определить концепцию развития ребенка и позволяет создать условия, в которых он будет чувствовать уверенность и защищенность, с радостью открывать для себя окружающий мир.

«И родители нужны школе и она нужна сегодня семье.
Учитель является связывающим звеном между школой и семьями учащихся.
Общение с родителями своих учеников учителю необходимо, так как без этого он оказывается лишенным очень важной информации. У педагогов и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь одарённого ребенка становится беднее» [7; С.20].

Говоря об особенностях обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы нельзя не отметить необходимость индивидуализации этого процесса. К сожалению, практика показывает, что часто процесс обучения строится с ориентиром на учеников со средним уровнем развития и способностями к обучению. В этой ситуации далеко не каждый школьник имеет возможность реализовать свои способности и возможности.Это касается и детей с повышенными образовательными потребностями и одаренных детей.

Индивидуализация обучения в данном случае дает возможность устранить это несоответствие, которое заложено в большинстве программ. Индивидуализация носит комплексный характер и включается в каждый этап обучения.Индивидуальный подход необходим и в социальном развитии одаренных детей и адаптации их к социуму. Ребенок может быть одарен в какой-либо области, но не иметь так называемого социального интеллекта [5].

Одной из наиболее эффективных форм индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы является проектная деятельность, которая направлена на включение ребенка в активную исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов. Это самостоятельная деятельность ребенка или группы детей, основной целью которой является не получение новых знаний, а их применение в непривычной ситуации.

Метод проектов – это гибкая модель организации учебного процесса, которая направлена на создание условий для творческой самореализации учащихся, на развитие их способностей, возможностей и волевой сферы в ходе деятельности по созданию нового продукта, имеющего практическую значимость. Данная модель предполагает контроль этой деятельности со стороны учителя.

Говоря о проектах, которые могут выполнять дети младшего школьного возраста, следует остановиться на их классификации (рисунок 1).

Рис. 1. Виды проектов

Одной из основных задач является определение конкретной формы продукта проектной деятельности. От этого завит привлекательность проекта для ребенка и понимание сути его деятельности. Продуктами проектной деятельности младших школьников могут быть: выставка, газета, игра, коллекция, серия иллюстраций, справочник, учебное пособие, сказка, праздник. Даже созданный своими руками подарок может стать результатом проектной деятельности.

В процессе проектной деятельности происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, у него развиваются навыки поисковой деятельности. Ребенок учится самостоятельно планировать свою деятельность, самостоятельно добывать необходимые знания, обобщать их и делать выводы.

Роль педагога в процессе организации проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста также изменяется. Он может вступать с учениками в субъет-субъектные отношения, выступать в качестве наставника, не навязывая ребенку свою точку зрения, а помогая вырабатывать и отстаивать его собственную. То, насколько педагог готов принимать новые знания, идти за своим учеником, а не навязывать свой путь, создавать для учеников ситуацию успешности в процессе познания, настолько его ученик продвинется в развитии своей одаренности.

Включая учеников в проектную деятельность, каждый педагог должен помнить о главном лозунге образования – «не навреди», при котором основной образовательной ценностью является здоровье ребенка. Именно поэтому здоровье детей должно являться одним из первых критериев оценки эффективности той или иной деятельности, в том числе и проектной [6].

Анализ литературных источников, опыта общеобразовательных учреждений и, прежде всего, опыта внедрения проектного обучения в работу с одаренными детьми в конкретных образовательных учреждениях, позволяет судить о его эффективности.В процессе выполнения проекта меняется отношение ребенка к процессу добывания знаний, при этом сам процесс познания становится интересным и ценным для ребенка.

Таким образом, опираясь на всё вышесказанное, мы можем утверждать, что проектная деятельность является эффективной формой индивидуализации обучения одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной организации. Она даёт школьнику возможность реализовываться в той сфере знаний, которая ему интересна, удовлетворить свои индивидуальные познавательные потребности.

Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. // Вопросы образования. – 2004. – №2. – С.46-68.

2. Губанихина Е. В., Губанихина Е. В. Диагностика одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы // Инновационные педагогические технологии: материалы V междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань: Бук, 2016. – С. 63-66.

3. Губанихина Е.В. Новая модель взаимодействия дошкольного учреждения и семьи. – Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.- С.43-58.

4. Губанихина Е.В. Специфика взаимодействия образовательного учреждения с семьей одаренного ребенка. // Развитие детской одаренности в современном образовательном пространстве России: Материалы научно-практической конференции, Арзамас 6-8 апреля 2006 г. – Арзамас: АГПИ. – 2006. – С. 162-166.

5. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань. – 1982. – 49 с.

6. Сидорова Т.В., Губанихина Е.В. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов. // Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под общей редакцией В.Н. Крылова. – 2014. – С.141-145.

7. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985. – № 9. – С. 19 – 21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle