Библиографическое описание:

Маркарян А. Б. Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 410-413.



The article discusses the features of today's youth employment on the labor market and marked specificity of the problems in this area. We analyze the current practice to assist students and graduates in solving problems of employment, as well as lists the main ways of solving problems of employment of students.

Key words: youth, youth employment, the state youth policy, labor market, unemployment.

Понятие «молодёжь» неоднозначно. С одной стороны, это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе. С другой стороны, молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, в зависимости от конкретной страны могут колебаться от 14 до 30–35 лет [1]. В качестве объекта исследования мы возьмем молодежь, проживающую в Российской Федерации, в возрасте от 15 до 29 лет включительно. Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики на август 2016 года, молодежь насчитывает 27 588 человек, что составляет около 20 % населения страны [2].

Молодежный рынок труда характеризуется негативными тенденциями: растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность, и в настоящее время это одна из наиболее острых социальных проблем.

Рост безработицы среди молодых кадров ведет не только к ухудшению уровня жизни семьи молодого человека, но и к серьезным экономическим потерям. В настоящее время в России не создано необходимых условий, которые в полной мере способствовали бы реализации правовых и социальных гарантий на труд для молодых граждан [3,с.64–68]

Основной категорией безработной молодежи являются выпускники профессиональных учебных заведений. Спрос на молодую рабочую силу, не имеющую опыта работы, дополнительных навыков, невелик. Тут играют роль стереотипы у работодателей о молодом специалисте. В настоящее время отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей — отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, необходимых для работы в рыночных условиях, отсутствие практических навыков по полученной профессии.

Негативно влияют на процент занятости необоснованные представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда. Сегодня социологами высказывается мнение, что «тот факт, что студенты в основной массе пребывают долгое время «в безмятежном состоянии» и не задумываются над тем, что студенческие годы существуют не для того, чтобы спокойно проводить время, а для получения знаний, нужных в последующей практической работе, — результат влияния стереотипов, укоренившихся в сознании и студентов, и их родителей еще в советский период» [4].

Трудно однозначно с этим согласиться. Конечно, вышеописанное явление присутствует и, безусловно, следует преодолевать определенные установки, которые не соответствуют действительности, но наряду с этим есть большое количество молодых людей, студентов, которые сегодня довольно ответственно подходят и к выбору специальности, и к процессу обучения, и стараются проявить себя в различных научных и исследовательских конкурсах, тем самым заявляя о том, что они стремятся к получению знаний.

Стоит обратиться к истории и посмотреть, как решался данный вопрос, и, возможно, позаимствовать, приобщив к современным реалиям, удачные механизмы и способы его решения. Ранее, когда существовал Советский Союз, повсеместно была внедрена практика так называемой «работы по распределению» [5] — практика обязательного трудоустройства выпускника высшего учебного заведения на определённый срок.

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе — специальная комиссия распределяла выпускников по рабочим местам на предприятиях и в организациях, нуждающихся, согласно разнарядке соответствующих ведомств, в специалистах данного профиля.

Выпускник был обязан отработать «по распределению» три года и только после этого мог поменять место работы по собственному желанию. Работающий по распределению имел особый юридический статус «молодого специалиста» — такого работника нельзя было уволить без специального разрешения министерства. В некоторых случаях (когда предприятие или организация были заинтересованы в удержании этого работника) он мог получать льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и так далее. Распределяемые на работу вне своего местожительства обеспечивались безвозвратными пособиями по переезду («подъёмными»), дешёвым жильём в общежитиях (с сохранением прописки по основному месту жительства) и другими социальными гарантиями. Для выпускников, прошедших срочную службу в армии, время работы по распределению сокращалось на величину срока службы.

Итак, видно, что распределение, по сути, представляло собой отчасти отработку тех денежных средств, что потратило государство на обучение студента. По окончании вуза студента могли направить в любую точку страны на предприятие или в ту или иную организацию.

На наш взгляд, представляется возможным частичное введение практики распределения. В современных условиях можно было бы осуществлять подобную процедуру, но не на три года, как было до того, а например, на один год. Лучше предлагать распределение по желанию, то есть по собственному обращению молодого специалиста. При таком распределении необходимо учитывать успеваемость, творческие достижения. Данная мера будет призвана гарантированно обеспечить пусть небольшой, но все-таки нужный и полезный срок работы по специальности.

В настоящее время падает престиж производительного труда для значительной части молодых людей. Наибольшим спросом у молодежи пользуются профессии гуманитарной направленности [6]. Таким образом, происходит падение престижа профессий технической направленности. Государство проявляет интерес к данной проблеме и пытается привлечь молодежь путем разработки конкурентоспособного социального пакета для рабочих и предоставления бесплатных каналов СМИ для популяризации рабочих профессий. Каналы коммуникации позволят информировать молодых людей о преимуществах рабочих специальностей, так как сложившиеся в обществе стереотипы пока не способствуют преломлению ситуации на рынке труда, и данные профессии оказываются по-прежнему невостребованными.

Мы считаем, целесообразно усилить профориентационную работу в школах, благодаря которой у старшеклассников формируется психологическая готовность к совершению осознанного профессионального выбора и повышается компетентность в области планирования карьеры. Если учащимся заранее объяснить в какой области они будут более востребованы как работники, это благоприятно скажется на тех профессиях, которые испытывают дефицит рабочей силы.

Основную роль в формировании профессиональных и деловых характеристик играет система высшего профессионального образования. Эффективность этой системы во многом зависит от оптимального сочетания теоретических знаний и практических навыков, получаемых студентами в процессе обучения. Возможность совмещения обучения в вузе с работой на производстве в советские времена реализовалась в основном через обучение на вечерних и заочных отделениях вузов. В последние годы наметилась тенденция к сокращению доли вечернего и заочного обучения. Однако одновременно резко увеличилась доля студентов очного отделения, совмещающих работу и учебу. Это вызвано целым рядом факторов, среди которых: расширение практики коммерческого (платного) образования; резкое уменьшение относительной величины стипендий и сокращение числа студентов, получающих стипендию; уменьшение возможности помощи со стороны родителей в связи с резким сокращением реальных доходов большинства семей; расширение сферы платных рекреационных услуг для студентов, а также повышение доступности товаров престижного потребления (модная одежда, радиоаппаратура, автомобили и т. д.).

Если в 60–80-е годы студент, получая стипендию 35–70 рублей, мог прокормить себя, а работая в летних студенческих отрядах, заработок в которых иногда составлял до 2000 руб. в месяц, мог обеспечить удовлетворение основных культурных потребностей в течение года, то теперь стипендия нередко не покрывает даже транспортных расходов. Кроме того, некоторые студенты вынуждены помогать родителям, в то время как раньше большинство родителей имели реальную возможность содержать своих детей в период обучения в вузе [7].

Поиск работы в студенческие годы стал повсеместным явлением, которое порождает определенный ряд проблем. Во-первых, занятость, отвлекая студентов от процесса учебы, может понижать их успеваемость и уровень подготовки, что в конечном итоге скажется на интеллектуальном потенциале общества. Чрезмерная нагрузка может отрицательно сказаться на здоровье студентов. Во-вторых, далеко не у всех студентов их подработка совпадает по содержанию со специальностью, получаемой в вузе. Связано это с низкой ориентацией части студентов на специальность, а так же с тем, что далеко не все могут найти соответствующее их интересам место работы.

Адриановская Т. Л. отмечает, что трудоустройство служит юридической гарантией реализации права граждан в сфере труда и занятости, выступает гарантией реализации права на труд [8, с.17]. Право на трудоустройство выпускников вузов, сегодняшних студентов, должно быть также реализовано в соответствии с законодательством.

Таким образом, в условиях современной России социальная проблема связана не столько с самим фактом работы студентов, сколько с тем, что значительная часть работающих студентов занята в отраслях, далеких от их основной профессии. Любой вуз заинтересован в том, чтобы сократить разрыв между желанием и возможностями студентов. Если нельзя избежать подработки в процессе учебы, то студенты должны иметь возможность работать по специальности и данный вопрос подлежит законодательному урегулированию.

Все эти причины ведут к невозможности трудоустройства молодежи по специальности. Решение проблемы трудоустройства ложатся на плечи не только самой молодежи, как заинтересованного объекта в этом, но и на плечи государственных и негосударственных учреждений.

Литература:

  1. Соколовский А. А. Проблемы занятости молодежи в современной России // Вестник СибГАУ. 2006. № 2. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zanyatosti-molodezhi-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 23.10.2016).
  2. Федеральная служба государственной статистики. // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения: 20.10.2016).
  3. Степанов А., Адриановская Т. Л., Проблема трудоустройства среди молодежи // Очерки новейшей камералистики. 2015. № 1.
  4. Рязанцева Л. В. Анализ сфер занятости выпускников ВУЗов и проблемы их трудоустройства // Международная научно-практическая заочная интернет-конференция. — Москва, 2011 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http: // www.conf.muh.ru/archive/11–2011/78–200211 (дата обращения: 20. 10.2016).
  5. Википедия. Работа по распределению. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Работа_по_распределению (дата обращения: 20.10.2016).
  6. Рипская С. Г., Хохлова М. М. Проблема занятости молодежи и пути ее решения. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pravmisl.ru/index.php?id=1326&option=com_content&task=view (дата обращения: 20.10.2016).
  7. Исследовательский центр «Амалфея». Социологическое исследование: «Работающие студенты: соотношение профессии и занятия». Москва. 2004. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/850/696/1219/Programma_issledovaniya_i_obzor_literatuty.pdf (дата обращения 20.10.2016 г.).
  8. Адриановская Т. Л., Баева С. С. Трудовое право: Особенная часть: Учеб. пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева. Краснодар: Кубан.гос.ун-т, 2009.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle