Библиографическое описание:

Чернявская Е. В. Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 532-536.



Влияние международной экономической интеграции на применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли

В статье рассмотрено применение инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в условиях развития интеграционных процессов (на примере ЕАЭС).

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, Евразийский экономический союз

Influence of the international economic integration on use of instruments of customs regulation of foreign trade

In article use of instruments of customs regulation of foreign trade as measures of protection of the single market and national economies in the conditions of development of integration processes is considered (on the example of EEU).

Развитие мировых интеграционных процессов в последние годы вызывает необходимость совершенствования механизмов защиты национальных экономик. Одним из важнейших направлений такой защиты выступают таможенные инструменты регулирования внешней торговли.

Под международной экономической интеграцией понимается форма межгосударственных экономических отношений, в рамках которой осуществляется объединение национальных производств и сфер обмена нескольких государств в единый хозяйственный организм, функционирующий в унифицированном правовом и экономическом пространстве, защищенном от остальных секторов мировой экономики внешними таможенными, административными и прочими барьерами [1].

В основе интеграции лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов и международное разделение труда. Каждая интеграционная группировка создается и развивается в своей специфической многофакторной ситуации, в своих исторических, экономических и социально-политических условиях. При этом исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней (форм), каждая последующая из которых постепенно развивается из предыдущей.

Определено более десяти различных форм экономической интеграции, из которых основными являются четыре правовые формы: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок (Единое экономическое пространство) и экономический и валютный союз.

В настоящее время в мире существует 12 таможенных союзов, находящихся на разных стадиях формирования, имеющих разную степень интеграции и различающихся по эффективности функционирования интеграционных институтов (табл. 1).

Таблица 1

Региональные торговые соглашения о таможенных союзах, прошедшие нотификацию вГАТТ/ВТО

Соглашение

Дата нотификации

ВТО

Количество членов

Европейский союз

24 апреля 1957 г.

27

Карибское сообщество и общий рынок

14 октября 1974 г.

15

Центральноамериканский общий рынок

24 февраля 1961 г.

5

Андское сообщество наций

1 октября 1990 г.

4

Южноамериканский общий рынок

17 февраля 1991 г.

4

ЕС-Турция

22 декабря 1995 г

28

ЕС-Андорра

23 февраля 1998 г.

28

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки

21 июля 1999 г.

6

Западноафриканский экономический и валютный союз

27 октября 1999 г.

9

Восточноафриканское сообщество

9 октября 2000 г.

3

Южноафриканский таможенный союз

25 июня 2007 г.

5

Совет по сотрудничеству государств Персидского залива

19 ноября 2007 г.

6

Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС

нет

5

В мировой практике имеется лишь один опыт завершения интеграционного экономического объединения, прошедшего все этапы экономического становления, управляемого через механизм наднациональных институтов — Европейский союз.

Для формирования Таможенного союза ЕС устанавливался переходный период продолжительностью в 12 лет: с 1 января 1958 г. по 1 января 1970 г. Фактически он был создан на полтора года раньше намеченного срока — 1 июля 1968 г. После этого понадобилось еще более 20 лет для полной ликвидации таможенных барьеров в движении товаров внутри Сообщества.

В сравнении с Таможенным союзом ЕС становление и развитие Таможенного союза, а впоследствии и Евразийского экономического союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, в дальнейшем Республики Армения и Кыргызстана происходило значительно динамичнее.

Далее рассмотрим применение таможенных инструментов в рамках межгосударственной экономической интеграции на примере Евразийского экономического союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Начальной точкой развития Евразийского экономического союза являлся Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Таможенный союз является базисом единого экономического пространства и представляет собой интеграционную структуру, состоящую из единой таможенной территории, единого таможенного тарифа, единых торговых режимов и единых мер нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Непосредственное формирование и развитие международно-правовой базы Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации началось в 2007 г., когда Межгоссовет ЕврАзЭС в рамках трех государств — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — был наделен статусом Высшего органа Таможенного союза, а также была создана Комиссия Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, основной задачей которого являлось обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза.

Главами государств — членов Таможенного союза 27 ноября 2009 г. был подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который унифицировал таможенное законодательство Таможенного союза.

Основными инструментами таможенного регулирования внешней торговли являются таможенно-тарифные и нетарифные меры.

В области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС были утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее — ЕТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее — ЕТТ ТС). Главы государств также приняли решение о передаче Комиссии Таможенного союза ряда важных функций в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, предусмотренных соответствующими международными договорами Таможенного союза, в частности, ведение ЕТТ ТС.

В развитие положений принятых международных договоров Таможенного союза Комиссией Таможенного союза был утвержден ряд важнейших нормативно-правовых актов в различных сферах регулирования, например в сфере таможенного регулирования утверждены формы таможенных деклараций и инструкций по их заполнению; Порядок проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля; формы общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела; инструкция о порядке использования транспортных, коммерческих и (иных) документов в качестве декларации на товары; Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлены специальная таможенная процедура и условия перемещения товаров под такую таможенную процедуру; форма пассажирской таможенной декларации и порядок ее заполнения; форма и порядок транзитной декларации и др. В сфере тарифного регулирования внешней торговли действуют Положение о порядке технического ведения Единой товарной номенклатуры ВЭД ТС и Регламент взаимодействия по вопросам ведения Единой товарной номенклатуры ВЭД ТС и др.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (далее — Стороны), основываясь на Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, исходя из взаимной заинтересованности в эффективном обеспечении функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, подписали 18 ноября 2011 года Договор о Евразийской экономической комиссии (далее — Договор). Названный Договор вступил в силу 2 февраля 2012 г.

До создания Евразийского экономического союза Евразийская экономическая комиссия являлась единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза и Единого экономического пространства, ее основной задачей являлось обеспечение условий функционирования и развития Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. [1]

Рассматривая вопрос применения таможенных инструментов в рамках межгосударственной экономической интеграции нельзя не коснуться темы вступления Российской Федерации в 2011 году во Всемирную торговую организацию (ВТО). Россия, в рамках соглашения о присоединении к ВТО, приняла на себя обязательства снизить тарифы по большому числу товарных групп — именно эти изменения зафиксированы в 57 двусторонних соглашениях, заключенных Россией со странами-членами ВТО и по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары. Соответственно перед Таможенным союзом встал приоритетный вопрос о приведении союзного законодательства в соответствие с международными стандартами и изменение единого таможенного тарифа и установленных импортных квот в соответствии с обязательствами РФ перед ВТО и введение мер защиты рынка в соответствии с правилами ВТО.

23 августа 2012 года введен в действие единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС), актуализированный в соответствии с тарифными обязательствами Российской Федерации в ВТО. Средневзвешенная ставка новой редакции ЕТТ ТС составила 7,5–7,8 %.

Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) — свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированных в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) [3]

Применение ЕТТ на таможенной территории Союза является одним из основных принципов функционирования таможенного союза и является неотъемлемым условием обеспечения свободы перемещения товаров между государствами — членами союза.

На современном этапе развития международных интеграционных процессов в Российской Федерации одной из приоритетных задач является «максимально полное раскрытие потенциала экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза в интересах ускорения социально-экономического развития России и других стран-участниц»[2].

Данное решение было принято 7 марта 2013 года по результатам обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации в рамках государственной программы «Развитие внешнеэкономической деятельности».

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) , а 1 января 2015 года он вступил в силу. Договором утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза.

Государства — участники договора — взяли на себя обязательства гарантировать свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. Договор ЕАЭС в частности предписывает создать в 2016 году общий рынок лекарств и медицинских изделий.

Данное интеграционное объединение представляет собой территорию более 20 млн кв. км (или 14 % суши) с населением более 182 млн человек.

Часть II Договора о ЕАЭС, описывая условия, созданные в Союзе для обеспечения свободного движения товаров и, соответственно, для функционирования таможенного союза, определяет, что в рамках таможенного союза государств — членов ЕАЭС:

1) функционирует внутренний рынок товаров;

2) применяются Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;

3) действует единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;

4) осуществляется единое таможенное регулирование;

5) осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств — членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. [4]

Договором ЕАЭС регламентируются механизмы экономического взаимодействия Евразийского экономического союза, а также зафиксированы обязательства по отраслевым направлениям интеграции. В2015 году утверждены такие значимые документы, как Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года, Основные ориентиры макроэкономической политики государств — членов Евразийского экономического союза на 2015–2016 годы, Основные направления международной деятельности на 2015–2016 годы, Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, Порядок принятия в ЕАЭС новых членов и прекращения членства в Союзе; подписаны Соглашение о реализации в 2015–2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности; приняты решения о начале переговоров с Китайской Народной Республикой по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве и соглашения с Израилем о заключении зоны свободной торговли.

29 мая 2015 года государства-члены ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о создание зоны свободной торговли (предполагается обнуление пошлин на 90 % товаров, что позволит увеличить товарооборот с Вьетнамом к 2020 году в два раза), положившее начало интеграции со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и явившееся первым международным документом, подписанным от имени Союза. [5]

Положительные результаты внешнеторговой деятельности РФ в результате межгосударственной экономической интеграции, функционирования единой экономической территории и Таможенного союза подтверждаются данными таможенной статистики за период с 2004 по 2015 г.г. и приведены в табл. 2.

Таблица 2

Общие итоги внешней торговли Российской Федерации* (миллионов долларов США)

Год

Экспорт

Импорт

Сальдо

в% кпредыдущему году

Экспорт

Импорт

2004

181600,4

75569,4

106031,0

-

-

2005

241473,2

98707,5

142765,7

133,0

130,6

2006

301244,2

137807,0

163437,2

124,8

139,6

2007

351928,2

199753,1

152175,1

116,8

145,0

2008

467580,5

267100,7

200479,8

132,9

133,7

2009

301666,5

167348,0

134318,5

64,5

62,7

2010

397067,5

228911,7

168155,8

139,4

142,5

2011

516717,9

305760,4

210957,5

130,1

133,6

2012

524 735,4

317 263,3

207 472,2

101,6

103,8

2013

525 976,3

315 297,5

210 678,8

100,2

99,4

2014

497 358,7

287 062,7

210 296,0

94,6

91,0

2015

343 542,8

182 718,7

160 824,1

69,1

63,7

* С учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан по данным таможенной статистики [6]

Из представленных данных видно, что в целом наблюдается рост объемов внешней торговли. Исключением является 2009 год, в котором прослеживается снижении взаимного товарооборота как следствие мирового финансового и экономического кризиса и соответственно последние два года (2014;2015) в которых также наблюдается снижение объемов внешней торговли как следствие санкционной политики в отношении РФ.

В целом выявленная динамика свидетельствует о положительном влиянии межгосударственной экономической интеграции на итоги внешней торговли, и, как следствие, на экономику государств-участников ЕАЭС.

Одним из основных направлений сотрудничества таможенных служб государств — членов Евразийского экономического союза остается совершенствование договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования. Сегодня перед государствами — членами Евразийского экономического союза стоит задача принятия Таможенного Кодекса Евразийского экономического союза. Этот комплексный документ придет на смену Таможенному кодексу Таможенного союза, принятому в 2009 году и призван заложить необходимые основы для перехода к единому таможенному регулированию в рамках ЕАЭС [5]

Таким образом, исследование тенденций развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС свидетельствует о постоянном совершенствовании применяемых инструментов таможенного регулирования внешней торговли как мер защиты единого рынка и национальных экономик в ответ на усиливающиеся процессы глобализации и международной экономической интеграции.

Литература:

  1. Таможенное регулирование в Таможенной союзе в рамках ЕврАзЭС: учебник. 2 изд./ под общей редакцией В. А. Шамахова, Ю. А. Кожанкова. -СПб.: Изд-во СЗИУ РАНХиГС, 2013.-628 с.;
  2. Распоряжение Правительства РФ от 18 марта 2013г. № 378-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие внешнеэкономической деятельности»;
  3. Протокол решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.12.2014 N 112;
  4. Договор о Евразийском экономическом союзе, от 24.05.2014 года г. Астана.
  5. Электронный ресурс: http://economy.gov.ru/minec/main;
  6. Электронный ресурс: http://customs.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle