Библиографическое описание:

Мешкова В. В., Зарецкая Л. П. Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 413-415.



Ключевые слова: свободная экономическая зона, льготы, особый режим, законодательство РФ об особых экономических зонах

Создание свободных экономических зон является перспективным направлением развития экономики страны, так как способствует привлечению инвестиций, укреплению экономического и научного потенциала страны, а также развитию экспортно-ориентированных производств.

В настоящее время, отношения в сфере особых экономических зон регулируются Федеральным законом от 22.07.2005 года № 116-ФЗ (ред. От 13.07.2015 года) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и иными нормативно-правовыми актами.

Статья 2 ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» раскрывает понятие особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [1].

Главной целью создания свободных экономических зон в России является стремление развития высокотехнологичных отраслей экономики, разработка технологии и коммерциализация их результатов, производство новых видов продукции, а также развитие туризма, портовой и транспортной инфраструктуры в стране [1].

В Российской Федерации различают четыре типа свободных экономических зон. Это промышленно-производственные зоны, где занимаются не только торговлей, но и производственной деятельностью; технико-внедренческие зоны, которые представляют собой регион, в пределах которого размещаются производственные комплексы и научно-исследовательские центры, пользующиеся льготами в целях стимулирования разработок новых технологий и производства высокотехнологичной продукции, предназначенной для потребления на внутреннем, и внешних рынках; туристско-рекреационные зоны, которые предоставляют страховые, финансовые, туристические, экономические услуги, и портовые зоны, которые расположены вблизи морских и речных портов, аэропортов, выведенные за пределы национальной таможенной территории для ведения экспортно-импортных операций. Согласно статье 4 ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» в зависимости от цели создания свободной экономической зоны, вышеперечисленные типы свободных экономических зон могут быть объединены. Таким образом, можно выделить еще один тип зон — комплексный. Тип зоны присваивается на территории страны, в зависимости от цели развития этой территории. Обычно свободные экономические зоны создаются в регионах, где необходимо повышение экономического уровня и уровня социального развития, для последующего выравнивания межрегиональных различий и оживления предпринимательской деятельности.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории свободных экономических зон проявляется в предоставлении резидентам различных льгот: внешнеэкономические, налоговые, финансовые и административные.

Согласно статье 6 ФЗ «Об особых экономических зонах», свободные экономические зоны создаются на 49 лет, однако, существование зоны может прекратиться досрочно при решении Правительства РФ. Одними из причин досрочного прекращения существования свободной экономической зоны могут являться: отсутствие заключений соглашений о ведении деятельности на территории свободной экономической зоны в течение трех лет с даты ее создания, а также отсутствие деятельности резидентами зоны по строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры, обеспечение обороны страны и безопасности государства [1].

В 2006 для реализации законопроекта была создана управляющая компания, в управлении которой находятся действующие и вновь создаваемые особые экономические зоны. С 2006 по 2015 годы в особые экономические зоны было привлечено более 400 инвесторов и этот процесс набирает обороты. Создание свободных экономических зон представляет собой эффективное и перспективное направление развития международного сотрудничества для привлечения иностранных инвестиций и дальнейшего укрепления экономического и научного потенциала страны.

Для анализа эффективности функционирования свободных экономических зон были рассмотрены свободные экономические зоны технико-внедренческого типа, функционирующие на территории Томской, Московской (г. Дубна), Ленинградской областей и в г. Москва. С 2012 года в Российской Федерации начала функционировать свободная экономическая зона на территории республики Татарстан, 30 сентября был опубликован первый ответ о функционировании зоны. За период функционирования зон по количеству резидентов первое место занимает свободная экономическая зона, располагающаяся в г. Дубна, к началу 2016 году количество резидентов достигло 100, второе место занимает г. Томск, где количество резидентов достигло 67. В республике Татарстан за 2015 год в частности и в целом за весь период существования зоны, было зарегистрировано 15 резидентов. На территории каждой рассматриваемой зоны в 2015 году были зарегистрированы резиденты с участием иностранных инвесторов в составе акционеров и резидентов, реализующих соглашения об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне с привлечением иностранных инвестиций. Важным показателем функционирования зоны являются данные о количестве рабочих мест, созданных резидентами, лидером является г. Москва, за период с 2011 года количество рабочих мест увеличилось с 757 до 3076, то есть в 4 раза, ежегодный средний прирост составляет около 29 %, в 2015 году было создано 1949 рабочих мест, что составило 467 % от плановых показателей. при этом сравнивая с зоной, находящейся в Московской области (г. Дубна), там ежегодный прирост составляет 30 %, но к началу 2016 года количество рабочих мест, созданных резидентами составило 2328, непосредственно в 2015 году было создано 714 рабочих мест, что составило 204 % от плановых значений.

По объему осуществленных инвестиций до 2013 года лидером является Томская область, в последующие годы ее опередила Ленинградская область, с превышением объема инвестиций в 1,5 раза. По состоянию на начало 2016 года в Ленинградской области объем инвестиций, осуществленных резидентами составил 5562 млн. рублей, а всего 15652 млн. рублей, второе место по объему инвестиций занимаем свободная экономическая зона, располагаемая в Москве, там объем инвестиций составил 1793 млн. рублей, в Томске — 1685 млн. рублей Наименьшие показатели имеет республика Татарстан — объем инвестиций составил 10 млн. рублей.

Важным показателем функционирования зоны является объем выручки от продажи товаров. Наибольшую выручку имеет г. Москва, за весь период исследования выручка составила к началу 2016 года 12986 млн. рублей. Ленинградская область к началу 2016 года имеет выручку 12811 за весь период функционирования, а Московская область -10798 млн. рублей, остальные зоны имеют выручу намного ниже. По сравнению с 2011 годом в 2015 году годовой объем выручки возрос в Томской области почти в 4 раза. Но наивысший показатель имеет Ленинградская область, там показатель выручки в 2015 в сравнении с 2011 возрос в 59,5 раз, это обусловлено активной работой свободной экономической зоны, привлечением новых резидентов, отечественных и иностранных инвестиций.

Таким образом, на основании вышеперечисленных показателей можно сделать вывод, что свободные экономические зоны в Российской Федерации развиваются по разному. По оценке Министерством экономического развития эффективности функционирования свободных экономических зон технико-внедренческого типа по состоянию на 2015 год, эффективно функционируют свободные экономические зоны в Москве (100 %), Ленинградской области (96 %). Достаточно эффективное функционирование зоны было присвоено Томской области (86 %) и Московской области (71 %). А в республике Татарстан функционирование зоны расценивается как неэффективное (40 %) [4].

Создание и функционирование свободных экономических зон не обходится без проблем. Во-первых, при создании зоны необходимо учитывать ее территориальное месторасположение, которое позволит наиболее эффективно построить работу, поэтому свободные экономические зоны должны располагаться вблизи от дорожных развязок и федеральных трасс. Во-вторых, важным является постоянное совершенствование законодательной сферы в отношении создания и функционирования свободных экономических зон, а также стабилизация правовой, экономической и социальной ситуации в стране, что в последующем должно привести к привлечению новых резидентов, инвесторов для успешного развития регионов с особым режимом и экономики страны в целом. В-третьих, одной из проблем является низкий уровень развития инфраструктуры, в частности инновационной, что непосредственно связано с проблемами законодательного характера. Для решения данной проблемы необходимо ввести в законодательство такие понятия как технопарк, инновационный проект, развивать и совершенствовать законодательство в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В-четвертых, серьезной проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Для решения данной проблемы необходимо создавать новые рабочие места и привлекать квалифицированные кадры, создавая комфортные условия для работы. В целом все зоны на территории России в настоящее время ведут проектирование или завершают работу по созданию инфраструктуры, вводят в эксплуатацию различные объекты.

Таким образом, правильный подход к управлению свободными экономическими зонами, должен способствовать успешному развитию и функционированию всех типов зон на территории России. ФЗ № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах» дает определение свободной экономической зоны, выделяет цели ее создания и типы свободных экономических зон, которые могут функционировать на территории Российской Федерации, а также представляет порядок управления свободными экономическими зонами и процедуру их функционирования.

Литература:

  1. Российская Федерация. Закон. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федер. закон. [принят Гос. Думой 13.07. 2005г.].,(ред. от 13.07.2015), N 116-ФЗ — [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=182765&fld=134&dst=592,0&rnd=0.7570364109706134#0, свободный. (Дата обращения: 16.10.2016).
  2. Российская Федерация. Комментарий (постатейный). Об особых экономических зонах в Российской Федерации. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosez.ru/komm2_00.html, свободный. (Дата обращения: 16.10.2016).
  3. Отчет о результатах функционирования СЭЗ за 2014 год. [Электронный ресурс]. — Официальный сайт. — Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/2015100201, свободный. -(Дата обращения: 18.10.2016).
  4. Отчет о результатах функционирования СЭЗ за 2015 год. [Электронный ресурс]. — Официальный сайт. — Министерства экономического развития Российской Федерации. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depOsobEcZone/20160930, свободный. — (Дата обращения: 21.10.2016).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle