Библиографическое описание:

Градобоев А. П., Асатов Р. А., Яцук К. В. Развитие воли курсантов в летных военных училищах // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 806-808.



В данной статье рассматривается влияние офицеров на развитие волевых качеств, поэтапное развитие волевого акта для осуществления воспитания воли у курсантов.Также,какие трудности могут возникнуть у курсантов для развития волевых качеств.

Ключевые слова: развитие воли, воспитание, волевое качество, упрямство

Большое значение в деятельности каждого военнослужащего имеет воля и обладание волевыми качествами. Без них выполнение учебных и боевых задач было бы проблематично, да и невозможно. Анализ научной литературы показал большую значимость проблемы формирования волевых качеств у военнослужащих в современных условиях. Воля — это способность воина сознательно действовать в соответствии с поставленной целью и достигать ее, преодолевая трудности. В этом определении выделяются в качестве важнейших признаков воли: осознание цели, действие, преодоление трудностей, достижение цели. Важнейшим признаком волевых действий является преодоление трудностей. Существует несколько общих типов трудностей и препятствий, с которыми курсант встречается, в преодолении этих трудностей и препятствий проявляется и развивается его воля. Трудности могут быть внешние (физические и социальные) и внутренние (нравственные, психологические и т. п.). К внешним относятся трудности, связанные, к примеру, с особенностями боевого поста, с особенностями бытовой среды, климатическими условиями, условиями местности и т. п. Это трудности физические. Внешние трудности могут быть связаны с ответственностью службы, ее объемом, темпом, сложностью и т. д. Сюда же входят трудности, которые связаны с общением, взаимоотношениями, социальным окружением.

Внутренние трудности индивидуального порядка, например неуверенность в себе, — это то, с чем приходится офицеру встречаться, работая с молодыми курсантами [2]. Многие трудности при овладении знаниями, умениями возникают из-за неуверенности в себе. То же самое следует сказать о сомнениях военнослужащих в своих деловых, служебных или социальных качествах, сомнениях в правильности выбора профессии и т. п. Внутренние трудности индивидуального порядка могут возникать и вследствие некоторых физических особенностей, на которых человек навязчиво фиксирует свое внимание. Воля курсанта проявляется и развивается в процессе преодоления всех этих трудностей.

Процесс выполнения той или иной задачи, достижения цели также характеризует волю. При выполнении действий проявляется мастерство, совершенствуются навыки курсанта. Существует зависимость между волевыми качествами и мастерством, хотя эта зависимость не носит обязательного характера.

Воля каждого человека характеризуется теми целями, которые он ставит перед собой. Тот внутренний стержень, вокруг которого эти цели группируются, составляет направленность воли [1]. Это самый важный показатель в характеристике воли и волевых качеств конкретного человека. Для военной службы нужен человек не просто с сильной волей, а прежде всего с волей, определенным образом направленной и потому сильной. Встречаются люди с очень сильной волей, слабой волей и безвольные. В то же время бывает такое проявление воли, как упрямство и негативизм.

Упрямство не может расцениваться как слабость воли. Человек упрямый обладает волей достаточно «жесткой». Однако упрямая воля характеризуется неустойчивостью, неопределенностью, неверностью направленностью или даже отсутствием ее (таковой). Поэтому упрямую волю иногда называют слепой волей. Упрямство проявляют и сильные, и умные люди. Систематическое проявление упрямства перерастает в общее волевое качество личности. От упрямства можно избавиться. Офицер должен помочь курсанту понять нецелесообразность проявления упрямства. Например, здоровый юмор в ответ на прямолинейность поступков упрямого человека — надежное средство его перевоспитания.

Другое отрицательное явление в волевой сфере — негативизм. Если упрямство — это слепая воля, то негативизм — больная воля. Упрямый человек при известных обстоятельствах может отказаться от жестких намерений, изменить направление действий. Негативист на всякое позитивное воздействие отвечает обратной реакцией. Человек сам понимает нецелесообразность, неэтичность подобного реагирования, но не в силах от него отказаться [1]. При достаточном самоконтроле людям, как правило, удается избегать подобных реакций. Однако если позволять себе подобные реакции, не сдерживать их, то на фоне общего утомления, высокого перенапряжения негативизм может закрепиться как черта личности.

Каждый курсант должен не только хорошо понимать свои задачи, ориентироваться в обстановке, но и правильно действовать. Любая деятельность предполагает развитую волю, высокие волевые качества, которые формируются в процессе воспитания и обучения. Эти качества являются составной частью морально-психологического облика курсанта.

Профессионально важными являются такие волевые черты характера:

– целеустремленность;

– самообладание;

– решительность.

Самостоятельность — возможность действовать по своему почину и плану, не поддаваясь посторонним влияниям. Самостоятельность особенно необходима курсанту, который действует в условиях изоляции или ограниченной связи с командиром, другими курсантами и т. п. Настойчивость проявляется в упорстве, с которым курсант добивается выполнения поставленной перед ним задачи. Инициативность проявляется в творческих действиях, отличающихся новизной по форме и содержанию, для достижения цели [2].

Исполнительность — активное, старательное и систематическое выполнение принятых решений или полученных распоряжений.

Все перечисленные качества воли курсанта развиваются на основе формирования у него высокой сознательности, системы положительных мотивов.

Каждый офицер призван решать воспитательные задачи по формированию волевых качеств у курсантов в процессе организации их службы, учебной и профессиональной подготовки. Офицер в повседневном общении с курсантами своими замечаниями, советами также осуществляет воспитательное влияние на них.

Каждый волевой поступок, каждое волевое действие развиваются строго закономерно во времени, т. е. имеется поэтапная последовательность развития волевого поступка, независимо от его характера. Офицеру для осуществления воспитания воли у подчиненных, для использования всех воспитательных возможностей необходимо знать поэтапное развитие волевого акта.

Первый этап — борьба мотивов. Офицер призван воспитывать подчиненных так, чтобы у них всегда преобладали положительные общественно значимые мотивы. Важную роль играет выработка у курсантов отношения к приказу командира, начальника как основному, главному мотиву, который должен снимать всякую борьбу мотивов.

Второй этап осознание цели. Помогать увидеть цель, указывать подчиненным цель в службе, в работе, в учебе — это значит побуждать их к волевым действиям, а учить ставить перед собой актуальные цели, задачи — это значит развивать волю.

Третий тип — выработка плана действий. В любом волевом поступке есть планирование действий для достижения цели. Офицер в интересах воспитания воли у подчиненных должен побуждать их тщательно продумывать, планировать содержание и последовательность действий для достижения поставленных целей.

Четвертый этап — принятие решения. Это очень сложный этап волевого действия. Не каждый человек, после того как он продумал цель, спланировал действия, приступает к его выполнению. Отдельные люди испытывают трудности: принятый план кажется им неверным, нереальным, они откладывают его выполнение. Для повышения эффективности управления волевым поведением следует помогать подчиненным, принимать решения, помогать действовать, не допуская сомнений и колебаний.

Пятый этап — выполнение решения. Достижение намеченной цели и преодоление препятствий на пути к ней составляют завершающий этап волевого акта. Где нет достижения цели — там нет и волевого акта. Но для успешных действий нужно мастерство.

Шестой этап — анализ выполненного действия. Чтобы человек ни делал, он бывает, доволен или недоволен выполненной работой. Это и есть анализ действия, но в его простейшей форме. Правильные самооценки развивают личность.

Воспитание воли происходит на основе формирования направленности личности, системы высоких мотивов у курсантов. Решающее значение при этом имеет формирование мировоззрения, глубоких нравственных убеждений [2]. Воспитание и закалка воли опираются на развитие у подчиненных мышления, а также таких качеств, как находчивость, сообразительность, умение оценивать обстановку и правильно принимать решения, использовать для достижения поставленной задачи создавшиеся условия и все необходимые средства. На каждом занятии преподаватель, офицер имеет возможность при творческом отношении к делу воспитывать у подчиненных эти качества.

Неограниченными возможностями волевого развития обладают все виды профессиональной подготовки курсантов, особенно комплексные, тактические занятия, учения. При этом офицеры должны добиваться максимального приближения боевой учебы к условиям современной войны. Нужно стремиться, чтобы каждый курсант выполнял свою задачу в полном объеме и своевременно.

Закалке воли курсантов способствует практика преодоления препятствий. Поэтому офицер должен позаботиться, чтобы поручаемые курсанту задачи, условия обстановки занятий, учений включали реальные трудности.

Следует приучать курсантов тщательно анализировать и оценивать свои действия. Обычно люди склонны анализировать результаты своей деятельности, мысленно прикидывают, что сделано правильно, а что неправильно [3]. Однако при этом люди бывают подчас недостаточно объективными. Приучать курсантов к объективному, самокритичному внутреннему анализу. Воля развивается и путем самовоспитания. Необходимо это разъяснять курсантам и давать соответствующие методические советы. Каждый человек задумывался о себе, своих возможностях, особенностях. Необходимо помогать курсанту, превращать эти размышления в практические действия по развитию воли. Волевое развитие личности предполагает большую и сложную воспитательную работу. Эта работа складывается из конкретной помощи в выработке мотивов, уяснении целей, планирования действий, принятия решений действовать, чтобы преодолеть трудности, и организации деятельности воина, индивидуальной работы офицера и состоит его вклад в развитие воли подчиненного. Никогда в прошлом моральный фактор не играл такой роли в решении задач, стоящих перед войсками, как на нынешнем этапе. Сегодня сила армии, ее высокий моральный и боевой дух зависят от повседневной и систематической работы по укреплению морально-психологического состояния военнослужащих.

Учебная и методическая работа в военных вузах направлена на совершенствование и развитие высоких личностных качеств курсантов, в особенности волевых качеств, необходимых будущим высоким военным профессионалам своего дела.

Литература:

  1. Дорошенко А. Влияние боя на психику воина. Пути и способы повышения психологической готовности к выполнению боевых задач // Методист. 1996. № 12.
  2. Денисов А. А., Анашкина Е. В. Имидж российской армии как результат духовно-нравственного воспитания военнослужащих // Военная мысль. 2010. № 10.
  3. О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации»: Приказ МО РФ № 79 от 28.02.2005.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle