Библиографическое описание:

Автурханова М. М., Хумакиева Э. В. К вопросу о современном рынке выставочных услуг в туризме // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 308-311.



В XX веке происходит формирование рынка выставочных услуг. XXI век перенял эту эстафету. «Выставка — это публичный временный показ товаров или услуг, основная форма ознакомления потребителей со своей продукцией. Основная цель любой выставки состоит в просвещении публики путём демонстрации экспонатов, представляющих товары или услуги предприятия» [1, с.7]. Международные ярмарки, число которых с каждым годом растет на 2–4 % и превышает 1300 в год, являются лабораторией и испытательным полигоном новых средств показа, рекламы и массовой информации.

«Выставки являются важным элементом технического, технологического, промышленного прогресса, событием культурной и общественной жизни. В туристской деятельности выставки используются как эффективный инструмент маркетинга» [2, с.148].

На пять стран — США, Китай, Германию, Италию и Францию — приходится 58 % всей мировой закрытой выставочной площади, на первую десятку стран (в их числе 6 европейских и 2 североамериканские, а также Китай и Бразилия) — 72 %. Лидерами по площади являются США — более 6,7 млн.кв.м (21 % мировой площади) и Китай — почти 4,8 млн.кв.м (15 %) [3]. На рисунке 1 приведена наглядно вышеуказанная информация.

Рис. 1. Страны (регионы) — обладатели наибольшей выставочной площадью

Однако, не смотря на большую площадь, имеются неизменные лидеры выставочной деятельности.

Германию по праву называют страной выставок, здесь выставочная отрасль развивалась, последовательно начиная со Средневековья, десятилетиями вырабатывала свой стиль и традиции и на настоящий момент достигла совершенства. Немецкие выставки − это эталон для всего мира. В Германии проходит половина крупнейших выставок мира. В немецких выставках ежегодно участвуют более 160 тыс. экспонентов, 9–10 млн. посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн. кв. метров. Почти 50 % экспонентов приезжают из-за рубежа. Общий доход от проведения выставок и ярмарок — 23 млрд. евро. В Германии есть четкая градация отраслевых выставок для специалистов и региональных мероприятий для потребителей [4]. По вышеприведенным данным лидерство данной страны неоспоримо.

Перечень услуг, предоставляемых ведущими выставочными центрами Германии, превышает триста позиций, среди которых − дизайн и монтаж выставочных стендов, проведение рекламной кампании экспонента, информационная поддержка участников выставки и многое другое. В Германии существует система контроля достоверности выставочной информации: более 30 лет действует «Общество добровольного контроля за статистическими данными по выставкам и ярмаркам FKM». Эта организация предоставляет проверенный, собранный по единым правилам статистический материал о выставочных площадях, экспонентах и посетителях, обеспечивает точность и ясность в деле проведения выставок.

Для выставочных операторов Германии характерно то, что они организуют выставки по всему миру и открывают свои представительства в зарубежных странах, что позволяет им делиться своим ценным опытом.

Италия также славится своими международными выставками и высоким уровнем их организации. В Италии проходят всемирно известные выставки одежды, моды и аксессуаров. Нельзя не отметить и выставку SMAU — международную выставку информационных и коммуникационных технологий.

В отношении развития ярмарочного дела в России в эпоху Просвещения возникли определенные правила, которые стремились соблюдать российские купцы и требовали соблюдения правил ярмарочной торговли от купцов иностранных. В Российской Империи действовала сложная система губернских, уездных и волостных ярмарок, а в Москве и Петербурге возникла традиции проведения выставок-ярмарок, на которых демонстрировались произведения искусства, ремесел, мануфактур, а затем промышленных изделий. Эти выставки-ярмарки проводились в различных губерниях Российской империи до 1917 г. Начиная с 1937 г. наша страна принимает участие во всех всемирных выставках.

Российский выставочный бизнес перенимает опыт ведущих стран выставочной индустрии. В последнее время увеличивается взаимодействие между крупными выставочными державами, что позволяет проводить успешные выставочные мероприятия.

Основными движущими мотивами для начала бурного развития российской выставочной отрасли стали платежеспособный спрос иностранных компаний, стремившихся через выставки выйти на российский рынок, а также независимая предпринимательская деятельность закупочных и снабженческих организаций в стране. Лишь в последние годы приоритеты выставок в России стали меняться в сторону большего удовлетворения потребностей национальной промышленности. Сейчас выставочная деятельность в России переживает настоящий бум. Достаточно привести следующие цифры: более 90 городов страны ежегодно проводят до 2,5 тыс. международных, национальных и региональных выставок на площади около 3 млн. кв. м с общим числом участников порядка 250 тыс. и числом посетителей около 10 млн. человек. Объем реализации услуг в среднем по отрасли увеличивается на 15 % в год, следовательно, для субъектов экономической деятельности значение выставочных мероприятий существенно возросло [4]. Если сравнивать показатели с зарубежными странами, то, несомненно, разница большая, однако, как указывалось ранее, динамика положительная.

Таким образом, Российская выставочная индустрия развивается с учетом мирового опыта, многие закономерности международного выставочного бизнеса повторяются в России. Как и во всем мире, российские выставки становятся все более специализированными. Стабилизация экономики привели к увеличению общего числа выставок отраслей, ориентированных на потребительский спрос.

Российский выставочный рынок на подъёме. Всё больше проводиться национальных специализированных выставок, увеличивается число их участников. Лучшие Российские выставки в 2015 году проводились в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Уфе, Казани.

Стремительный рост экономики Китая в последнее десятилетие стимулировал бурное развитие выставочно-ярмарочного бизнеса в стране. Сегодня эта отрасль переживает беспрецедентный бум. Ежегодно количество выставок и ярмарок увеличивается примерно на 20 %, в год в Китае проводится от 2 до 4 тыс. выставок.

В Китае так же произошел впечатляющий прирост выставочной площади, а именно на 48 % (было построено более 1,5 млн.кв.м). Это составило 46 % всего мирового прироста. При этом 69 % (свыше 1 млн кв. м) пришлось на строительство новых павильонов и выставочных комплексов. Это вывело Китай в мировые лидеры по выставочной площади. Так, если в 2006 г. в Китае было только 4 выставочных центра площадью свыше 100 тыс. кв. м, то сейчас 210 выставочных центров [5]. Следует отметить, что выставочная деятельность в данной стране развивается достаточно стремительно.

Главной причиной развития выставочного дела в США стало массовое развитие производства. Ежегодные вложения американской промышленности в торговые выставки составляют 60 млрд. долл. США, что позволяет привлечь к ним внимание 60 млн. посетителей. В стране каждый год проводится более 10 тыс. региональных, национальных и международных выставок, в которых принимают участие около 50 тыс. компаний. Свыше 40 % этих выставок считаются крупными: они привлекают в среднем почти по 27 тыс. посетителей [3]. Отсюда следует, что выставочные мероприятия в США стали, своего рода центрами продажи товаров и услуг.

Порядок организации всемирных и международных выставок и решение многих проблем, связанных с выставочным делом, определяются Международной конвенцией о выставках. Постоянным органом Конвенции является Международное бюро выставок, находящееся в Париже, которое наблюдает за выполнением Конвенции и осуществляет оперативную работу. В таблице 1 указаны самые популярные ежегодно организуемые туристские международные выставки.

Таблица 1

Наиболее популярные международные туристские выставки

Название выставки

Число посетителей (в среднем) тыс. чел.

Профессионалы

Посетители

Всемирная туристская ярмарка в Лондоне

28

12

Международный салон по туризму в Париже

14

150

Международная туристская выставка ФИТУР в Мадриде

10

250

Международная биржа по туризму в Берлине

20

80

Международная туристская биржа в Милане

5

40

Исходя из данных выше представленной таблицы, следует привести следующую статистику по количеству посетителей туристских выставок (рис. 2). Из чего следует, что несомненным лидером в туристской сфере является Мадрид.

Рис. 2. Общее количество посетителей

Что касается чеченского рынка выставочных услуг, то следует отметить, что сфера выставочной деятельности только начинает развиваться. Мир туристских выставок на сегодняшний момент представлен ежегодной региональной туристской выставкой «Визит Чечня».

Впервые туристская выставка в Чеченской Республике состоялась в 2015 году. Она проходила в культурно-этнографическом парке «Шира к1отар» (с. Герменчук).

В 2016 году выставка «Визит Чечня» проходила на территории архитектурно-этнографического музея «Шира-Юрт» (Ножа-Юртовский район). На этой специализированной выставке были представлены экспозиции, показывающие туристские ресурсы каждого района Чеченской Республики, а также городов Грозный и Аргун.

«Гостей второй Республиканской туристической выставки «Визит Чечня» поприветствовал Глава ЧР Р. Кадыров. Он отметил, что она проводится в одном из самых живописных уголков региона. «Выставка проводится в этом прекрасном месте — на территории музея старины «Шира Бена-Юрт». Этот райский уголок является исторической родиной тейпа Беной и самого выдающегося его представителя, первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова», — сказал Глава ЧР» [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что развитие выставочной деятельности в мире — это приоритетное направление туристского бизнеса. Российская Федерация динамично «входит» в этот бизнес, а Чеченская Республика находится на стадии развития выставочного бизнеса с хорошими перспективами на будущее.

Литература:

  1. Дашкова Е. В. Экспозиционная и выставочная работа: учебно-методическое пособие / Е. В. Дашкова, О. В. Елисеева. — Шахты: ФГБОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. — 99 с.
  2. Дашкова Е. В. К вопросу о подготовке персонала для участия в специализированных выставках/ Е. В. Дашкова // Вестник Воронежского института высоких технологий. — № 14–2015. — С. 148–152
  3. Выставочный бизнес России и других стран [Электронный ресурс]: Интернет — URL: http://bigpapa.com.ua/blog/archives/421, свободный (дата обращения 20.09.2016).
  4. Гусев, Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом: учебно-методическое пособие: учебное пособие / В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко.; под ред. Н. П. Лаверова. — М.: «Дашков И.К», 2004. — 254с.
  5. Бизнес и выставки: деловой журнал для деловых людей [Электронный ресурс]: Интернет — URL: http://www.biz-expo.ru/, свободный (дата обращения 15.09.2016).
  6. В Чеченской Республике открылась туристическая выставка «Визит Чечня» [Электронный ресурс]: Интернет-ресурс: Официальный портал «Глава и правительство Чеченской Республики» — URL: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=17952, свободный (дата обращения 11.10.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle