Библиографическое описание:

Зубакова Н. П. К вопросу мотивации студентов колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 817-819.



This article is devoted to the study and review of the various theories and concepts of motivation in psychology

Keywords:Motivation, Professionalcompetence

Сегодня в системе профтехобразования осуществляется переход на подготовку компетентных специалистов, обладающих высоким уровнем знаний, сформированности умений и навыков по специальности, знанием специфики будущей профессиональной деятельности, опытом профессиональной деятельности, мотивацией личностного развития, способных принимать самостоятельные решения, то есть в полной мере готовых к профессиональной деятельности [7].

В современном обществе существуют определенные социальные противоречия, связанные с тем, что с одной стороны общество нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, а с другой — выпускники школ демотивированы учиться в профессиональных колледжах, потому что рабочие профессии являются низкостатусными и непрестижными. Скорее, они вынуждены принимать этот выбор, продиктованный сложившимися жизненными обстоятельствами. Зачастую это единственное место, где они могут продолжить образование, получить специальность и обрести самостоятельность. После развала Советского Союза, те мотивационные технологии, которые существовали в то время, утратили свою актуальность. На сегодняшний день профессиональная подготовка специалистов для Российской Федерации нуждается в существенном совершенствовании методик развития мотивации профессиональной деятельности студентов колледжа. Так как мотивация определяет включенность специалиста в свою деятельность и желание работать по специальности.

Одним из средств роста профессиональных компетенций специалистов является мотивация к профессиональной деятельности. Развитие мотивации студентов профессиональной деятельности должно обеспечить формирование у выпускника ведущие компетенции, обеспечивающих опережающую конкурентоспособность на рынке труда. И способствует решению социальных, технологических и психологических задач в обществе. Все это дает возможность развития познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер личности студента.

Цель нашей работы — изучение современных теорий мотивации, их классификация и характеристика, чтобы в будущем способствовать усовершенствованию мотивационных технологий, направленных на развитие мотивации профессиональной деятельности студентов колледжа.

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности [1].

Мотив (лат. Move — двигаю) — это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Для осознания мотива требуется внутренняя работа. Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр [1].

Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К. К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием.

Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей [1].

Процессуально–содержательные мотивы — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Смысл деятельности во время актуализации процессуально–содержательных мотивов заключается в самой деятельности.

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей.

Л. Портер и Э. Лоуле, Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов, Л. Портер и Э. Лоулер, разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожидания и теории справедливости, т. е. в их модели фигурируют пять переменных: 1) затраченные усилия; 2) восприятие; 3) полученные результаты; 4) вознаграждение; 5) степень удовлетворения. Согласно модели Портера–Лоулера достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Результаты, достигнутые сотрудником, зависят от трех переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий, в свою очередь, зависит от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь как внутренние (чувство удовлетворения, самоуважение и т. п.), так и внешние (похвалы руководителя, премия, продвижение по службе) вознаграждения. Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. Ученые считают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда. Практика управления подтверждает эту мысль: высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Эта теория основана на том, что мотивация — функция потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Согласно этой модели результативность труда порождает удовлетворенность им, а вовсе не наоборот, как полагали сторонники теорий человеческих отношений.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По нашему мнению, все основные положения теории Выготского подходят и для производственной деятельности. Теория Выготского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития — высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. «Не хлебом единым жив человек». Л. С. Выготский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Безусловно, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.

В рамках системного подхода Р. Дилтс предложил систему «Логических уровней» [2], устраняющую этот пробел. Понятие логических уровней и изменения, как одного из механизмов в науках о поведении, изначально сформулировал Грегори Бейтсоном на основе математических трудов Рассела и Уайтхеда. Р. Дилтсом было сформулировано понятие «нейрологические уровни», как способ операционного применения, введенного Бейтсоном, понятия логических уровней и логических типов к человеческому общению и изменениям. В строении нашего мозга, языка и систем восприятия существуют естественные иерархии, или уровни опыта. Задача каждого уровня — организовывать и управлять информацией на подчиненном уровне. Какое-либо изменение на верхнем уровне обязательно повлечет за собой изменение на нижних уровнях. Однако изменение нижнего уровня не обязательно скажется на верхних уровнях. Каждый уровень является более абстрактным, чем лежащий ниже него, однако обладает большей степенью влияния на индивида. Эта система включает в себя 6 уровней:

  1. Контекст — частью чего я являюсь? Какой в этом смысл?
  2. Идентичность — кто я такой?
  3. Убеждения, ценности, мотивация — в чем я уверен?
  4. Способности, компетенции, амбиции — на что я способен?
  5. Действия — что я делаю?
  6. Окружение, — какие у меня внешние обстоятельства?

Каждый уровень синтезирует, организует и направляет нижележащие уровни. Для того, чтобы достичь успеха, например, в своей профессии, человеку необходимо понять взаимоотношения между различными уровнями изменений и «выровнять» свою деятельность. Студенты обучаются профессии в профтехучилище — это уровень окружения. Они совершают конкретные действия, чтобы получить профессию — это уровень поведения. При этом проявляют интеллектуальную или физическую активность — это уровень способностей. Самоутверждение, интерес, достижения и связанные с этими ценностями убеждения — это уровень мотивации. Его организует уровень идентичности, образ себя в этой профессии, особая роль. И направленность этой роли организует представление об этой профессии, ее смысла и места в мире, а так же представление о других представителях данной профессии. Здесь же находятся кумиры, герои, авторитетные личности — это уровень контекста. Исходя из системного представления о человеческой деятельности, можно утверждать, что с помощью выравнивания нейрологических уровней, начиная с высшего из них, можно развить интринсивную мотивацию профессиональной деятельности студентов. При этом важнейшие мотивы, о которых говорили ранее, будут удовлетворены.

Литература:

  1. Интернет-энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]
  2. Дилтс Р. НЛП-2: Поколение Next / Д. Делозье, Р. Дилтс.—2012.
  3. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов / К. А. Клочков,—2010. — 160с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев, М.: 2005. — 352 с.
  5. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. А. Г. Маслоу / СПб.: 1999. — 478с.
  6. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 33–48.
  7. Экономический портал [Электронный ресурс] http://ecouniver.com/526-l-porter-i-ye-loule.htmlEcoUniver

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle