Библиографическое описание:

Абросимов И. А., Абросимова О. И. Некоторые аспекты безопасности в тренировочном процессе фигуристов // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 962-964.



Фигурное катание на коньках является видом спорта, в котором техническая подготовка спортсмена занимает одно из ведущих мест в общем комплексе подготовки. В течение длительного времени прогресс техники, освоение новых, более высоких скоростей скольжения, сложных многооборотных прыжков, новых вариантов вращений базировались на многолетнем опыте спортсменов и тренеров-новаторов. Резко возросшая сложность элементов, острая конкуренция в борьбе за медали на чемпионатах мира и олимпийских играх все более настойчиво требуют научного обоснования рациональных приемов их выполнения, создания новых тренировочных методик, позволяющих перейти на качественно более высокий уровень технического мастерства.

Вместе с тем фигурное катание остается одним из самых травматичных видов спорта. Большинство травм происходит во время тренировок, когда фигуристы осваивают новые движения.

Поэтому весьма важным мероприятием является профилактика травматизма в фигурном катании. Травматизм в фигурном катании обладает определенной спецификой, характерной именно для этого вида спорта. Ушибы, переломы, рваные и резаные раны от коньков, растяжения связок и разрывы мышц — травмы, присущие фигурному катанию. В качестве примера можно упомянуть тяжелейшие травмы лица, полученные Татьяной Тотьмяниной. 24 октября 2004 года в американском городе Питтсбург, где проходил первый этап серии Гран-при по фигурному катанию, Татьяна Тотьмянина упала во время исполнения поддержки в произвольной программе. Потерявшую сознание фигуристку доставили в ближайший госпиталь. Татьяна перенесла несколько пластических операций и довольно быстро восстановилась и сумела вернуться в большой спорт. В 2006 году на Олимпийских играх в Турине пара Татьяна Тотьмянина и Максим Маринин завоевали золотую медаль. В данном случае эти травмы не привели к уходу спортсменки из любимого вида спорта. Иначе обстоит дело, если травмируется позвоночник. Для фигурного катания присущи повреждения поясничного отдела позвоночника. Повреждения поясничного отдела позвоночника, чаще всего, носят хронический характер и являются результатом повторяющихся микротравм. [3] Так, например, при грыже или протрузии межпозвоночного диска постоянная боль является фактором, ограничивающим возможности спортсмена в выполнении определенных элементов программы, что, в итоге, может стать причиной завершения карьеры действующего спортсмена. [1] При интенсивном занятии фигурным катанием на профессиональном уровне риск образования протрузии и грыжи межпозвоночного диска возникает уже в 20-летнем возрасте.

Юным фигуристам, начинающим свой путь в этом прекрасном виде спорта, прежде всего, необходимо научиться правильно падать. Самое распространенное среди начинающих фигуристов это падение вперед. Во время падения вперед необходимо повернуть таз и ноги в воздухе так, чтобы соприкосновение со льдом приходилось на всю наружную поверхность бедра. Но следует соблюдать осторожность, таз нужно повернуть примерно на 45°. Если повернуть ноги на 90°, то можно отбить тазобедренный сустав.

Положение корпуса может быть разным. Если скорость небольшая, то достаточно подстраховать себя руками, вытянутыми вперед и обязательно согнутыми в локтях. Если приземляться на жесткие руки, можно повредить локтевые и плечевые суставы. С другой стороны, они должны быть, хотя и согнутыми, но очень напряженными, потому что именно на руки приходятся значительные нагрузки при ударе об лед. Если руки согнуть совсем, можно ударится плечом или подбородком.

При падении на большой скорости руки могут не выдержать и нужно модифицировать технику. Необходимо повернуть еще и корпус, вытянув прямую напряженную, ближнюю ко льду, руку вперед под голову. Вторая рука в согнутом напряженном положении страхует бок. В такой позиции удар распределяется по большей поверхности. Необходимыми условиями такого падения являются: ближняя ко льду рука должна находится под очень острым углом ко льду, падая на него вскользь; вторая рука должна отталкиваться ото льда, не подставляя под удар грудную клетку, подбородок необходимо прижимать к груди. Нужно не тормозить, а сохранить максимум от движения вперед, чтобы вектор падения был как можно под более острым углом ко льду. В дальнейшем, при падении на лед, такая техника поможет после падения вывернуться на бок или сесть.

Падение назад больше всего распространено среди опытных фигуристов, т. к. большинство неудачных прыжков приводит к падению спиной вперед. При падении назад нельзя подставлять руки, т. к. это может привести к травме запястья и плечевого сустава. Правильная техника падения назад заключается в повороте тела в воздухе таким образом, чтобы при приземлении удар распределился на всю поверхность одной ягодицы и бедра, и согнутой напряженной руки. В процессе падения корпус доворачивается навстречу льду и вторая рука помогает первой. Такая техника поможет не только сохранить здоровье, но и мгновенно встать.

Такая техника лучше получается при падении с вращений и прыжков, т. к. вращающий момент прыжка помогает развернуть тело. Если падать ровно назад, и не удается повернуть корпус, то следует сделать следующее: прогнуть спину дугой, прижать подбородок к груди, прямые руки раскинуть в стороны так, чтобы они совсем чуть-чуть опережали корпус. Падать нужно перекатываясь от низа спины к плечам не расслабляя спину, руки должны лечь на лед всей поверхностью и быть напряжены. Ни в коем случае нельзя сгибать локти. Здесь, как и при всяком падении на лед, нужно стараться, чтобы вектор падения был как можно под более острым углом ко льду. Перед самым приземлением следует оттолкнуться ото льда в направлении падения (не вверх конечно, а параллельно льду), чтобы прокатиться, как можно дальше, тем менее болезненным окажется падение.

Вначале обучение «мастерству падений» происходит на полу. К падениям надо относиться как к неизбежному фактору подготовки, в особенности при разучивании новых элементов. И чем сложнее элемент, тем спокойней надо относиться к падениям.

Растяжка (стретчинг, от англ. stretching — растяжение, удлинение) — эффективное средство для укрепления сухожилий. Для профилактики травм голеностопного и коленного суставов, таких как тендинит, вывих и нестабильность надколенника, специалисты спортивной медицины советуют фигуристам постоянно выполнять упражнения на растяжку мышц и сухожилий [2].

Важное место в снижении травматизма спортсменов-фигуристов занимают вопросы правильного выбора спортивной экипировки. По оценкам специалистов, самая распространенная причина травм и повреждений в области стопы это плохо подобранные коньки. Существующие модели коньков для фигурного катания делятся на коньки универсальные, коньки для обязательных упражнений, коньки для произвольного катания, а также коньки для спортивных танцев. В синхронном катании часто применяют именно танцевальные коньки, хотя ведущие мировые производители выпускают, в настоящее время, ряд моделей специально для синхронного катания.

Появление нескольких моделей коньков объясняется тем, что двигательные задачи, стоящие перед спортсменами в различных разновидностях фигурного катания, несколько различны. Для обязательных фигур характерны относительно низкая скорость движения, особые требования к реберности и т. п. В произвольном катании спортсмены скользят на максимальной скорости, исполняют прыжки и вращения, что требует несколько иной формы конька, способа заточки и большей прочности конструкции. Однако, в настоящее время, в связи с усложнением, как короткой, так и произвольной программ, фигуристы используют один и тот же тип коньков в обеих дисциплинах.

Специфика танцев на льду и синхронного катания, стремление танцоров к предельной близости опорных и свободных ног привели к укорочению носка и пятки конька. Эта особенность уменьшает вероятность зацепления коньков партнеров в плотных позициях ног. Некоторые модели коньков для танцев имеют более тонкое лезвие. Это сделано для того, чтобы облегчить танцорам достижение высокой скорости скольжения, что в ряде танцевальных позиций сделать сложнее, чем в одиночном, или парном катании, где спортсмены имеют более свободные и удобные для разбегов положения. Катание на тонких, более скоростных коньках придает движениям танцоров большую легкость и непринужденность.

Ботинки для фигурного катания изготавливают из плотной кожи, точно по размеру ноги. Жесткость голенищ зависит от вида катания и индивидуальных особенностей спортсмена. Как правило, ботинки для одиночного катания, насыщенного прыжковыми элементами, более жесткие, чем танцевальные. Спортсмены со слабым голеностопным суставом должны пользоваться более жесткими ботинками; те, у кого наклон конька ко льду выражен недостаточно, используют относительно мягкие ботинки. Профессиональные ботинки имеют возможность термоформовки, что обеспечивает максимальный комфорт стопе и голеностопу спортсмена при выполнении элементов.

Самой частой причиной боли в области стопы являются ботинки, которые на голени зашнурованы слишком туго. Шнуровать рекомендуется снаружи внутрь. При такой шнуровке ботинок плотнее прилегает к ноге. До места сгиба стопы ботинок шнуруется туго, после чего эта часть шнуровки можно закрепить простым узлом с дополнительным перекрещиванием шнурков над узлом. Далее, чтобы не затруднять тыльное сгибание стопы, особенно при глубоких (низких) приседах, шнуровка заканчивается без сильного натяжения. Шнуровка не должна стеснять движения стопы при вытягивании носка. Когда ботинки разносятся, можно будет шнуровать немного туже.

Современные модели ботинок имеют, как правило, вшитую в язычок губчатую резину для того, чтобы при тугой шнуровке не нарушалось кровообращение в стопе. Вместе с тем это облегчает подвижность сустава при хорошо пригнанном ботинке.

Чтобы предотвратить травму или укрепить кажущийся слабым сустав, некоторые фигуристы бинтуют голеностоп. Это делать не следует, так как ограничивается подвижность сустава, что может привести к его ослаблению.

Все новые ботинки давят на костные выступы в области лодыжки. И с этим нужно бороться, а не терпеть, т. к. это может привести к таким травмам, как лодыжечный бурсит, твердые мозоли и омозолености. Этого также позволяет избежать термоформовка ботинок.

В случае необходимости можно выдавливать на боковой поверхности ботинка места под «косточки». Это можно сделать в обувных мастерских или в мастерских, специализирующихся на заточке фигурных коньков.

В настоящее время сформировался круг методов исследования, без применения которых в спорте уже невозможно добиться значительных успехов. В центре этого круга — спортсмен с его многосторонней деятельностью. В ряду этих методов стоят физиологические, биохимические, психологические методы исследования, методы исследования принципов управления движениями и т. п. Особое значение приобретают эти исследования с точки зрения профилактики травматизма и сохранения здоровья спортсмена. Вместе с тем необходимо критическое обобщение опыта спортивной и тренерской работы, анализ достижений и ошибок отдельных тренеров.

Литература:

1. Абросимова О. И., Савосина М. Н., Абросимов И. А., Телина Э. Н. Специфика травм в синхронном фигурном катании. «Медико-биологические аспекты физической культуры: проблемы и перспективы развития». Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (14–16 ноября 2013). Казань, КФУ, 2013. 324 с.

2. Путкисто М. Стретчинг: метод глубокой растяжки. /пер. с англ. — М.: «София», 2003. 175 с.

3. Спортивные травмы. Клиническая практика предупреждения и лечения / под общ. ред. Ренстрёма П. А. Ф.Х. — Киев, «Олимпийская литература», 2003. 472с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle