Библиографическое описание:

Ефимов Д. Г. Основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 594-597.



Совершенствование законотворческой деятельности является в настоящее время одной из приоритетных задач законодателя. Основные направления в принятии, отмене или изменении законов призвана вырабатывать законотворческая политика. В статье кратко рассматриваются основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, особое внимание уделено совершенствованию открытости и прозрачности законодательной деятельности.

А. В. Малько говорит, что законотворческая политика — научно обоснованная, последовательная и системная деятельность законодательных органов, направленная на определение стратегии и тактики законотворчества, на создание необходимых условий для эффективной законотворческой работы, цель которой — оптимизировать законотворчество, в том числе в субъектах Российской Федерации. Это системная работа, соединяющая многие инструменты законотворческого процесса во взаимосвязанный механизм (его стратегия и тактика, планирование и прогнозирование, мониторинг и юридическая техника, научное обоснование и учет общественного мнения, экспертное и методическое обеспечение и т. д.) [3, С. 114].

Законотворческая деятельность тесно связана с законодательной политикой. По мнению С. В. Малюгина, законотворческая деятельность выступает институциональным выражением законодательной политики. Посредством законотворчества обеспечивается оформление политико-управленческих решений в виде нормативно-правовых предписаний в форме закона. Законодательная политика, воздействуя на законотворчество как строго выстроенную правовую процедуру, привносит методологическую насыщенность в данную деятельность, развивает и делает ее более целенаправленной [4, С. 14].

Профессор Н. И. Матузов, один из первых исследователей российской правовой политики, среди ее основных приоритетов называет разработку долговременной стратегии (концепции) законоправотворчества [5, С. 9]. Другой автор, А. П. Мазуренко, в продолжение данной мысли указывает на значимость законотворческой стратегии как части правотворческой политики, заключающейся в том, что именно она является основой для планирования и прогнозирования законотворческой деятельности в соответствии с ее целями [6, С. 75].

В связи с вышеизложенным, предлагаем создание и разработку «Стратегии законотворческой деятельности в Республике Башкортостан» как программного документа, на основе которого будет строится законотворческая деятельность как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Направление совершенствования открытости и прозрачности реализуется с помощью открытых обсуждений на Портале «Законопроекты».

Портал «Законопроекты» нацелен на вовлечение граждан в процессы подготовки нормативных актов в Республике Башкортостан.

Публичное обсуждение региональных законопроектов в соответствии со статьей 5 Закона Республики Башкортостан от 4 декабря 2012 года № 605-з «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан» производится по адресу: https://zakon.openrepublic.ru и выглядит следующим образом (Рисунок 1).

Рис. 1. Страница сайта Государственного Собрания — Курултая РБ о публичных обсуждениях

В рамках проекта реализована интеграция с системой электронного документооборота Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан. Таким образом, на портале можно увидеть перечень и актуальное состояние всех законопроектов, которые проходят рассмотрение в Курултае Республики.

Кроме того, осуществлено взаимодействие с автоматизированной системой обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации. Данная технология позволяет предоставить открытый доступ в онлайн-режиме к перечню законопроектов федерального уровня, в принятии которых участвуют депутаты от Республики Башкортостан. Так же здесь можно увидеть на какой стадии находится тот или иной правовой акт: прошло ли первое, второе или третье чтение, отправлен ли документ на доработку или принят и опубликован.

Тексты законопроектов находятся в свободном доступе и представлены в нескольких вариантах, для более четкого представления о работе над документом есть его устаревшая версия и действующая, то есть обновленная. Здесь же можно увидеть заключение профильных комитетов, где законопроекты проходят первоначальное обсуждение, дополняются и проверяются.

Система позволяет гражданам Республики обратиться с каким-либо предложением или инициативой в рамках конкретного законопроекта регионального или федерального уровня к депутатам, ответственным за данный документ.

Также на сайте Государственного Собрания — Курултая РБ регулярно публикуются планы и программы законопроектной работы Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан на текущий период (Рисунок 2).

Рис. 2. Основные направления законотворческой деятельности ГС–К РБ на весеннюю сессию 2016 года на сайте

Выдержки из основных направлений законотворческой деятельности ГС–К РБ на весеннюю сессию 2016 года по инициативам Комитета по государственному строительству, правопорядку и судебным вопросам:

  1. Проект Закона Республики Башкортостан № 5–417/з «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях» (второе чтение);
  2. Проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О Правительстве Республики Башкортостан» (первое чтение);
  3. Проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» (первое чтение);
  4. Проект Закона Республики Башкортостан № 5–445/з «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях» (второе чтение);
  5. Проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О соглашениях органов государственной власти Республики Башкортостан об осуществлении международных и внешнеэкономических связей» (первое чтение);
  6. Проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях» (первое чтение);
  7. Проект Закона Республики Башкортостан «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О статусе депутата Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан» (первое чтение);
  8. Законодательная инициатива Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка вступления в силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности»;
  9. Проект Закона Республики Башкортостан «Об организации нотариальной деятельности в Республике Башкортостан» (первое чтение).

Таким образом, законотворческая деятельность Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан постоянно развивается и совершенствуется.

Для дальнейшего совершенствования законопроектной деятельности было бы полезно следовать каким-либо программным документам, которые могут быть названы «Концепцией законотворчества Республики Башкортостан» либо «Стратегией законотворческой деятельности Республики Башкортостан». Для создания и обсуждения данных программных документов необходимо привлечь общественность через официальный портал «Законопроекты».

Литература:

1 О примерной программе законопроектной работы Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан на весеннюю сессию 2016 года: постановление Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года № ГС-1509

2 Государственное Собрание —Курултай Республики Башкортостан (Официальный информационный портал) URL: http://gsrb.ru (дата обращения 26.01.2016)

3 Малько А. В., Петров М. П., Суменков С. Ю. Законотворческая политика в субъектах Российской Федерации (Обзор круглого стола журналов «Государство и право» и «Правовая политика и правовая жизнь») // Государство и право. 2010. N 9. С. 114.

4 Малюгин С. В. Законодательная политика современного российского государства: понятие, основные характеристики и направления реализации: автореф. дис.... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2011. С. 14.

5 Матузов Н. И. Диктатура закона как метод проведения правовой политики // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Сер. «Юриспруденция». Вып. 12. Тольятти: ВУиТ, 2000. С. 9.

6 Мазуренко А. П. Стратегия законотворчества и правотворческая политика: проблемы соотносимости // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2007. N 2. С. 75.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle