Библиографическое описание:

Кофанова Г. В. Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 878-880.



Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления в укреплении деловой репутации образовательной организации

Кофанова Галина Витальевна, магистрант

Оренбургский государственный педагогический университет

В современном отечественном образовательном праве нормативно определены основы управления образовательной организацией, основывающиеся на базе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Актуальность структурных изменений в системе управления образованием посредством реального включения общественной составляющей в процесс принятия управленческих решений по функционированию и развитию системы образования обусловлена также и требованием социально-педагогической действительности. Образовательная организация является открытой социальной системой, деятельность которой направления на получение социально значимого и личностных результатов. В связи с этим, государственно-общественное управление образовательной организации обладает наибольшим потенциалом в реализации миссии учреждения образования, его целевых ориентиров, формирования положительной деловой репутации образовательной организации.

А. Ф. Гузаирова рассматривает государственно-общественное управление образованием (далее ГОУО) как «тип социального управления, предполагающий конструктивное взаимодействие государственных и общественных органов управления образования, обеспечивающее конгруэнтность ее результатов и требований государственной образовательной политики, социальных и личностных ожиданий» [2]. Сущность государственно-общественного управления образовательной организацией заключается в предметности управленческой деятельности государственных и общественных структур — руководство образовательными проектами, в обязательности механизма согласования управленческих решений органов управления системой образования с представителями общественности, а также делегирование части полномочий общественному органу управления образованием, что, в общем, способствует снижению рутинизации в содержании деятельности государственного органа управления образованием и дает возможность общественности лучше проявить свой потенциал в управлении системой образования [4; с.77].

Происходящие социально-экономические изменения оказывают влияние на государственную образовательную политику и содержание образования на всех его ступенях и обусловливают адекватные изменения в деятельности работников образовательных организаций. Здесь важным целевым ориентиром образовательной организации является формирование образовательных компетенций выпускников, их социально-образовательной мобильности, обеспечение готовности к осознанному профессиональному выбору и решению профессиональных задач. Субъекты ГОУО, прошедшие специальный курс обучения, способны к более глубокому анализу информации, постановке целей и определению путей их достижения, оптимально используя при этом необходимые ресурсы образовательной организации.

Наибольшим коммулятивным эффектом в подготовке субъектов ГОУО обладает внутриорганизационное обучение, потенциал которого способствует согласованию содержания образовательной программы требованиям организации и ее актуальным проблемам. Данный вид обучения является и более экономичным, чем внешнее обучение, практикоориентированным (направлено на решение актуальных для данной организации проблем и задач) и актуализирует не сколько когнитивные знания обучающихся, но и формирование профессиональных компетенций субъектов соуправления для успешного решения организационных задач. Однако, следует отметить тот факт, что в образовательных организациях процесс обучения субъектов ГОУО зачастую игнорируется руководством, в лучшем случае ограничиваясь единичным и редким командированием сотрудника на какой-либо семинар. В результате чего даже успешная образовательная организация при таком подходе к развитию кадрового потенциала, по-нашему мнению, через определенное время может понести урон как в организационно-управленческом плане, так и в репутационном.

Паритет государственного и общественного взаимодействия оказывает прямое влияние на формирование деловой репутации образовательной организации, которая является одним из показателей ее успешности и важнейшим конкурентным преимуществом на рынке образовательных услуг. Термин «репутация» за несколько прошедших десятилетий трансформировался от узкого применения к физическому лицу в виде понятия «честь и достоинство» до широкого — «социальная ответственность» в отношении уже организации. Репутация, в переводе с французского языка, представляет собой сформированное общественное мнение о преобладании достоинств или недостатков конкретного человека, группы или организации. В реальности деловая репутация определяет степень «доброго имени» организации и ее деятельности. Г. И. Грекова, Т. С. Савина рассматривают репутацию как динамическую характеристику организационного поведения, формирующуюся в социуме на протяжении длительного временного периода и складывающуюся на базе комплекса достоверной информации об организации, ее деловой активности [1]. Мы соглашаемся с этими авторами также и в том, что деловая репутация в виде некой объективно существующей совокупности мнений заинтересованных групп о преимуществах и недостатках образовательной организации, влияет на процесс принятия решения о целесообразности взаимодействия с ней со стороны потенциальных потребителей образовательных услуг. Рассматривая влияние внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления образованием на деловую репутацию образовательной организации, важно учитывать те типы связей, которые она устанавливает с целевыми аудиториями и характер ее воздействия на восприятие потребителями организации и ее услуг (имиджевая составляющая), а также на степень их соответствия ценностным ориентациям потребителей (репутационная составляющая). При этом отметим, что репутация образовательной организации оказывает большее влияние, чем имидж, на принятие контрагентами решения о сотрудничестве с ней или отказе от него. Позитивный имидж способствует привлечению потенциальных потребителей образовательных услуг и деловых партнеров, однако удержать их, сформировать лояльность к организации возможно только при наличии годами созданной репутацией.

Рост значимости внутреннего обучения в реализации паритетного управления организационным развитием и в готовности к организационным изменениям и обусловлен такими факторами, как:

‒ обучение работников — важнейшее средство достижения стратегических целей образовательной организации;

‒ обучение — важнейшее средство повышения ценности человеческих ресурсов организации;

‒ осуществление успешных преобразований в организации, реализация паритетного управления не представляется возможным без системы обучения субъектов ГОУО.

Выделим сущностные характеристики внутриорганизационного обучения субъектов ГОУО: целенаправленность, согласование интересов образовательной организации и социальных партнеров, плановый, проблемно-ориентированный характер обучения, ориентация на формирование конкретных профессиональных и организационно-деловых компетенций обучающихся для более эффективной соуправленческой деятельности.

Система управления обучением субъектов ГОУО в образовательной организации представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых видов управленческой деятельности: определение целей и задач обучения; обоснование количественных и качественных критериев качества обучения; разработка целевых образовательных программ; выявление потребностей в обучении работников по целевым группам; определение штата организаторов обучения; выбор формы и методов обучения; программно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса; бюджетирование программ обучения.

В качестве основных критериев, по которым проводится оценка эффективности внутриорганизационного обучения, выделим: оценка степени удовлетворенности обучающихся содержанием обучения; оценка объективного результата обучения; оценка динамики изменений трудового поведения работников; оценка социально-педагогических результатов деятельности образовательной организации. Эффективность системы внутреннего обучения обеспечивается следующими управленческими действиями: анализ существующего положения в управлении образовательной организации, оценка перспектив и формирование образа желаемого будущего, прогнозирование изменений, подготовка проектов изменений, определение сроков и затрат.

Социально-педагогический потенциал внутриорганизационного обучения субъектов государственно-общественного управления образовательной организации заключается во взаимосвязи образовательной и социокультурной среды, предполагающей согласование социального заказа, нормативов образования и личностного саморазвивающегося начала, что придает деятельности образовательной организации социоориентированный характер, повышает эффективность реализации функций гуманизации и гуманитаризации образования, направленных на формирование ценностных ориентации личности, определяющих возможности ее духовного и интеллектуального развития, успешной социализации и позволяющих занять активную гражданскую позицию; в принятии обществом целей и ценностей образования, способствующим проявлению гражданской готовности, инициативы и активного участия в управлении образованием, социальной ответственности за результаты образования, гармонизации взаимоотношений педагогов, учащихся, родителей [1].

Резюмируя вышесказанное, отметим, что внутриорганизационное обучение субъектов государственно-общественного управления образовательной организацией позволяет представить образовательное учреждение как открытую динамическую целенаправленную социальную систему, взаимодействующую с внешней средой и успешно адаптирующуюся к ее условиям.

Литература:

  1. Грекова, Г. И. Деловая репутация компании экономическое содержание и оценка, / Г. И. Грекова, Т. С. Савина. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-reputatsiya-kompanii-ekonomicheskoe-soderzhanie-i-otsenka
  2. Гузаирова А. Ф. Государственно-общественное управление развитием муниципальной системы образования / А. Ф. Гузаирова. Российская государственная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl01003321000/rsl01003321599/rsl01003321599.pdf
  3. Козлова, Н. П. Особенности формирования деловой репутации современной компании: Монография / Н. П. Козлова. М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2014. 376 с.
  4. Управление социоориентированными образовательными системами: теория и практика: коллективная монография / Т. А. Панкова, А. Ф. Гузаирова, Н. В. Липаткина, В. В. Тарасенко. Оренбург: Изд-во: Руссервис, 2013. 254 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle