Библиографическое описание:

Дунаева Н. С. Перспективы совершенствования компетентностного потенциала муниципальных служащих // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 356-358.



В данной статье рассматривается система кадровой политики в органах местного самоуправления в России, определены проблемы карьеры муниципальных служащих, обозначены контуры оптимизации ситуации.

Ключевые слова: местное самоуправление, кадровое обеспечение, проблемы муниципальной власти, компетенции

На современном этапе развития общества, институт местного самоуправления продолжает оставаться одним из ведущих драйверов становления и функционирования демократии — искомого политического режима. Возможно, непременным условием формирования гражданского общества. На практике концепт местной власти реализуется посредством депутатства.

Согласно Конституции Российской Федерации, система муниципального управления не входит в состав государственных органов, вследствие чего при реализации местного самоуправления возникает ряд особенностей и отличий от государственной власти [2]. Между тем, при анализе деятельности управления на местах прослеживается некоторая взаимосвязь с системой государственного управления, поскольку основные государственные решения по обеспечению интересов граждан затрагивают органы местного самоуправления, в том числе и через делегирование полномочий местным субъектам власти.

В России, в ходе реформ местного самоуправления было определено наличие внушительных резервов для функционирования и совершенствования власти на местах. Соответственно, при качественном квалифицированном подходе муниципальное управление может быть весьма эффективным. Изучение и конкретизация проблем местного самоуправления играют важную роль в становлении российской государственности. При должном развитии института местной власти ускоряется стабилизация основ правового государства и формирование гражданского общества [5]. Также активизируются процессы развития социально-демократических реформ местной власти. Соответственно, на фоне совершенствования муниципальной власти происходит укрепление гражданских позиций, а, следовательно, рост организационно-политической культуры населения.

Объектом исследования является институт местного самоуправления в России. Предметом данной статьи становится особенности управления муниципальными образованиями в «компетентностном разрезе» кадров.

Исходя из объектно-предметной области, можно поставить следующие задачи:

– Проанализировать институт местной власти как орган системы управления;

– определить место и роль муниципального служащего;

– обозначить проблемы низкой компетентности кадров местного самоуправления;

– предложить методы оптимизации данной ситуации.

Органы местного самоуправления обеспечивают сочетание государственного регулирования и соблюдения интересов гражданского сообщества. Определим понятие муниципального служащего: гражданин, исполняющий обязанности на муниципальной должности, в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, за выплачиваемое из средств местного бюджета, денежное вознаграждение. Связующее звено в реализации полномочий местных органов власти.

От решений служащих местного самоуправления, их компетентности и профессионализма зависит состояние и развитие регионов РФ. Соответственно необходимый подъем гражданской активности населения должен реализовываться путем формирования политической культуры горожан и развития чувства социальной ответственности впоследствии принятия решений. Для этого государству требуется создание условий для расширения демократических принципов местного самоуправления. Так как от зрелости и понимания гражданских задач городским сообществом зависит устойчивость стратегического партнерства среди горожан, улучшение качества жизни граждан муниципалитетов, а также реализация устойчивого развития городских образований. Соответственно, основной стратегический ресурс в развитии города это люди, служащие органов муниципальных образований, являющиеся базисом устойчивого развития местного самоуправления.

Исследования показывают, что большинство населения нашей страны имеют пассивную гражданскую позицию, то есть ожидают государственного патернализма и имеют склонность соглашаться государственными реформами, но лишь малочисленная группа населения предпочитает отстаивать принципы расширения своих прав и свобод. Вследствие чего муниципальный служащий во много является агентом освоения и принятия нововведений. Следовательно, от них требуется содействие в реализации государственных преобразований на местном уровне и трансформация их на высший уровень управления.

Из вышеперечисленного следует вывод о том, что при условии проведения грамотной политики муниципальных служащих в сочетании нескольких видов управления российское сообщество преодолеет широкую дифференциацию и расширит понятие гражданского общества в сознании населения.

В настоящее время расширение состава кадров муниципальной власти Российской Федерации является одной из важнейших стратегических целей нашего государства [1]. Т. к. последствия местных социальных, политических и экономических реформ во многом зависят от профессионализма кадров аппарата местной власти. Необходимо повышение уровня конкурентоспособности современных служащих органов местного самоуправления. Однако в настоящее время качеству подготовки муниципальных служащих не уделяется должного внимания.

Выделим несколько причин «торможения» развития муниципальной службы в России:

– сохранение устаревших программ повышения квалификации сотрудников;

– отсутствие заинтересованности в потребностях муниципалитетов;

– отсутствие социальной ориентированности на решение современных проблем местного сообщества;

– отсутствие чёткого определения правового статуса муниципальных служащих;

– низкая квалификация муниципальных кадров;

– отсутствие механизма мотивации;

– наличие устаревших методов отбора кадров, не учитывающих социально-психологические особенности личности;

– низкий уровень молодых специалистов;

– низкое техническое обеспечение органов местного самоуправления.

Актуальность решения данных проблем развитии местного самоуправления заключается в необходимости устойчивого формирования правового государства и гражданского общества в России.

В контексте сложившихся проблем, приведем несколько предложений по оптимизации ситуации в органах местного самоуправления:

– обновление программ подготовки муниципальных служащих;

– повышение квалификации имеющегося персонала с учетом социальных особенностей каждого муниципалитета;

– проведение ежегодных аттестаций муниципальных кадров;

– обеспечение практического использования, полученных теоретических навыков;

– снижение доли служащих пожилого возраста;

– проведение конкурсных отборов на должности в местных органах власти для повышения активности среди молодых специалистов;

– повышение заработной платы сотрудников;

– обеспечение непрерывного воспроизводства кадрового потенциала.

Данный комплекс мер позволит нашему государству совершенствовать кадроведческие технологи на муниципальной службе. Далее, в процессе развития и становления научно-технического прогресса возрастет роль заинтересованности в условиях труда, нежели в материальном обеспечении. Вследствие чего, увеличится количество кадром местного самоуправления, а принципы кадровой политики будут более сориентированы на профессионализм муниципальных служащих. Повысится конкурентоспособность кадров местной власти, что будет способствовать процессу проведения демократических реформ и реализации социально-экономических и политических прав граждан нашей страны.

Литература:

  1. Игнатьев А. В. Местное самоуправление в России как социально-историческая форма народовластия и институт публичной власти: диссертация кандидата политических наук: 23.00.02/ Игнатьев А. В.; Ярославль, 2006. 202 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения 26.10.2015 г.)
  3. Покацкий С. А. Совершенствование структуры управления персоналом в органах местного // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 872–875.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения: 12.10.2016 г.)
  5. Шегаев И. С. Институт местного самоуправления как инструмент формирования публичной политики в условиях современной России // Армия и общество. 2013. № 2 (34). С. 71–74.
  6. Шегаев И. С. Элективный курс по политологии: программа для образовательных организаций, осуществляющих углубленное изучение предметов социально-гуманитарного цикла. — М.: ИИУ МГОУ, 2014. — 44 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle