Библиографическое описание:

Вьюнов В. Н., Ноздрина Е. Е., Бочкова Т. В., Ананьева П. Д., Клименкова У. Р., Халаева И. В. Некоторые проблемы развития логистики в таможенном деле (на примере Таможенного Союза) // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 331-335.



В данной статье будут изложены аспекты и особенности таможенной логистики, проблемы и трудности её развития в условиях экономической системы РФ и ЕАЭС, вопросы развития и совершенствования таможенной и логистической инфраструктур.

Ключевые слова: таможенная логистика, евразийская экономическая интеграция, таможенная территория, логистические цепи, логистические операции

Таможенная логистика — это относительно новое направление логистики, которое соединяет в себе две различные, но взаимосвязанные сферы деятельности: таможенную и логистическую. Логистика в таможенном деле должна обеспечивать согласованность материальных (товарных), информационных и финансовых потоков, а также оптимальную технологию перемещения товаров через таможенную границу для ускорения этого процесса и обработку стандартных логистических требований по отношению к таможенным режимам (то есть относительно таможенных органов) и к участникам внешнеэкономической деятельности. Цель таможенной деятельности заключается в обеспечении безопасности государства в условиях глобализации мирового хозяйства, а логистической — в определении принципов интегрированного управления внешнеторговым процессом в мировой торговле.

Логистическая функция таможенного дела охватывает следующие объекты:

1) Логистизация процесса таможенной переработки грузов, которая предусматривает анализ таможенно-логистических потоков, что включает в себя интеграцию товарных, финансовых и информационных потоков, связанных с пересечением таможенной границы и взысканием соответствующих таможенных сборов и платежей. Основой таможенно-логистических потоков служат внешнеторговые потоки, которые включают входные (то есть импортные) и выходные (экспортные) виды потоков.

2) Деятельность логистических операторов и таможенная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности. Функции транспортно-логистических организаций касательно таможенного дела состоят в том, что их деятельность связана с пересечением таможенной границы и выполнением экспортно-импортных операций. Отсюда можно сделать вывод, что такая деятельность требует не только знания таможенного законодательства, но и строгого соблюдения таможенных требований и непосредственного взаимодействия с таможенными органами. Помимо этого, крупные транспортно-логистические организации имеют в своей структуре таможенные посты, склады временного хранения и таможенные склады, а также могут выполнять функции таможенного перевозчика и таможенного представителя.

Логистика является важным компонентом экономики, и уровень ее развития зачастую оказывает немалое внимание на состояние конкурентоспособности государства и привлечение инвестиций.

Если говорить о ЕАЭС, то его масштабы таковы, что без достаточно высокого уровня развития логистического сектора каждое действие правительства государства — члена ЕАЭС или частного предпринимателя будет обходиться чрезвычайно дорого. Развитие транспортных путей в нужном объеме должно строиться при обязательном партнерстве государства и частного сектора, потому что без этого практически невозможна реализация крупных транспортных инвестиционных проектов. [9]

Так как в логистических решениях принимают участие изготовители и поставщики товаров, транспортные структуры, потребители и государство, то и ключевые проблемы, которые возникают при осуществлении внешнеэкономической деятельности, индивидуальны.

Таблица 1

Ключевые проблемы логистики

Участники логистических процессов

Частный сектор

Государственный сектор

Поставщик

Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия

Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение заказов

Транспортное агентство

Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка.

Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, цены, тип парка.

Правительство

Налогообложение, цены на продукцию и тарифы естественных монополий, стабильность финансовой системы, функционирование и развитие государственной инфраструктуры, правовое регулирование хозяйственных отношений.

Бюджетное финансирование, система формирования государственных заказов, контроль за их выполнением и регулирование.

Так, по мнению исполнительного директора АНО Русской интермодальной логистической ассоциации Лисина А. и коммерческого директора «Форфард-Транс НН» Емельянова М. одной из серьезных сложностей, с которыми сталкиваются транспортные компании чаще всего в нынешних условиях рынка, является снижение платежеспособности клиентов. Причем проблему неуплаты задолженности можно условно разделить на два вида: простая отсрочка расчетов и грубое мошенничество. Проблема отсрочки платежа в условиях кризиса проявляется в полной мере. Заказчики, отодвигая сроки оплаты за транспортно-экспедиционные услуги, ставят экспедиторов в сложное положение. Банки же предлагают запредельные ставки на краткосрочные кредиты, что для малого и среднего бизнеса губительно. Проблема мошенничества стоит так же остро. От него страдают главным образом малые компании — перевозчики, которые из-за своего слабого юридического опыта или от дефицита клиентов берутся за оформление грузов, за перевозку которого клиент не собирался платить. [6]

Эксперты в области логистики Наливайко Д. С. и Адриевских С. С. среди основных проблем, возникающих на пути развития логистики, выделяют следующие:

– неэффективное использование маршрутов доставки продукции от изготовителя до потребителя;

– слабая инфраструктура транспорта;

– малое количество грузовых терминалов и их слабая техническая оснащенность;

– отсутствие современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам, в том числе высокая степень физического и морального износа транспорта;

– нерациональное использование собственного и наемного транспорта;

– большие временные потери от простоя транспортных средств в ожидании погрузки — разгрузки. [5]

А проф. Сергеев В. И. считает, что логистика в России развивается крайне медленно и среди барьеров, которые тормозят ее развитие, можно выделить следующие:

– недостаток инвестиций;

– отсталая, морально и физически изношенная инфраструктура;

– недостаточная квалификация персонала;

– недостаточный уровень нормативно-правовой базы;

– отсутствие достоверной статистической отчетности. [7]

Как уже понятно, существует огромное количество мнений о проблемах развития таможенной логистики в России и ЕАЭС, но все точки зрения экспертов сходятся в одном — логистика в России, а значит и в ЕАЭС, требует срочной модернизации.

Корень всех проблем логистики находится в проблеме подготовки кадров данного направления. Если говорить о высшем образовании, то логистика, как специальность, начала развиваться с 2000 г. Хоть и прошло 11 лет со дня первого выпуска дипломированных специалистов по логистике, потребность в них в бизнесе до сих пор высока. На настоящий момент в России всеми высшими учебными заведениями, которые имеют лицензию по логистике, выпущено около 2000 специалистов. Если задуматься о масштабах РФ, а также о масштабах ЕАЭС, этого очень мало. Особенно остро проблема встала после перехода российского образования с 2009 г. на систему бакалавр — магистр, потому что как специальность «логист» была упразднена и стала профилем в менеджменте.

Если говорить об инфраструктуре, то она существует еще со времен СССР. Однако прошедшее время наложило свой отпечаток и на содержание, и на устаревание данной инфраструктуры вследствие отсутствия инвестиций. Все это унаследовала сначала РФ, а затем и ЕАЭС.

Согласно статистике последних нескольких лет потоки внешней торговли ЕАЭС и Китая увеличиваются год от года. Предположительно к 2020 г. доля транзитных перевозок железнодорожным транспортом увеличится в 10 раз. В этих условиях просто необходимо задуматься нетолько о реконструкции, но и о создании новых объектов инфраструктуры, а также о создании единого логистического пространства ЕАЭС. Препятствием для интеграции транспортно-логистических систем государств — членов ЕАЭС является сохраняющаяся по требованию РФ разрешительная система международных перевозок по территории ЕАЭС, которая сильно ограничивает возможности автоперевозчиков Беларуси и Казахстана. Сдерживают транзитные возможности ЕАЭС бюрократическаянесогласованность по сопровождению грузов, а также длительность таможенного оформления грузов на границе и в силу этого длинные очереди.

В соответствии с проектом Таможенного кодекса ЕАЭС таможенная инфраструктура — это совокупность мест перемещения товаров через таможенную границу, складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также административных зданий и помещений, технических средств таможенного и иных видов контроля, инженерных, информационных, телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, объектов социального назначения, предназначенных для обеспечения деятельности таможенных органов и учреждений государств — членов ЕАЭС. Так как нагрузка на все перечисленные объекты на сегодняшний день распределена неравномерно, то первостепенной целью государств — членов ЕАЭС становится деятельность по гармонизации таможенной инфраструктуры ЕАЭС, оптимизации оснащения и поддержания работоспособности элементов инфраструктуры, выработке согласованной политики применения элементов таможенной и логистической инфраструктуры, повышении эффективности таможенного контроля при одновременном снижении временных затрат участников внешнеэкономической деятельности. [8]

Если говорить о РФ, то уже есть несколько предложений по совершенствованию таможенной и логистической инфраструктуры. Еще в апреле 2014 г. в Москве, в Торгово-промышленной палате РФ прошла II Евроазиатская конференция «Логистика в России: кооперация и технологии развития». Основной целью проведения Конференции было выявление потенциала логистики как нового ресурса для роста российской экономики. Результатом работы конференции стала выработка ряда действий, которые должны способствовать реализации развития логистики:

1) Разработка комплексной программы развития логистики — «Управление интегрированной логистикой» на период до 2020 г.

2) Рекомендация переложить ответственность за решение вопросов регулирования рынка логистических услуг и развития логистики с Правительства России на Министерство экономического развития и Министерство транспорта.

3) Развитие нормативно-правовой базы логистической деятельности участников рынка, в частности, доработка и принятие федеральных законов«Об основах государственно-частного партнерства в РФ» и «О прямых и смешанных перевозках». А также завершить переход Федеральной таможенной службы на полный электронный документооборот и автоматизации таможенных процедур. [9]

Стоит отметить, что предложенные идеи развития не были оставлены Правительством незамеченными. Так, Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. N 1032-р был внесен ряд изменений в Транспортную стратегию РФ на период до 2030 г., среди которых можно назвать несколько особо важных:

– формирование и ведение транспортно-экономического баланса страны и планирование развития транспортной инфраструктуры на его основе;

– развитие крупных транспортных узлов, логистических товарораспределительных центров, сухих портов и терминалов на основных направлениях перевозок и на стыках между видами транспорта и обеспечение их единой технологической совместимости;

– создание рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг;

– совершенствование процедур допуска к коммерческой транспортной деятельности;

– создание интеллектуальных транспортных систем с использованием глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и современных инфотелекоммуникационных технологий, информационных стандартов и унифицированных перевозочных документов (обеспечивающих реализацию высокоэффективных товаротранспортных логистических технологий);

– создание конкурентоспособных транспортных коридоров на базе технически и технологически интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, а также систем координации бизнес-процессов в целях поставок;

– интеграция в международное транспортное пространство;

– повышение безопасности движения, полётов и судоходства;

– модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду и многие другие. [3]

Стоит отметить, что и Федеральная таможенная служба внесла свой вклад в развитие логистики России. Так, с 1 апреля 2016 г. в качестве эксперимента в некоторых портах действует пилотный проект по упрощению таможенных процедур в некоторых портах РФ. Суть эксперимента состоит в сокращении по времени процедуры таможенного контроля за счет уменьшения количества документов, предоставляемых в таможенные органы, до трех наименований: коносамент, сертификат происхождения и инвойс. Если эксперимент даст положительные результаты, то с начала 2017 г. действие проекта будет расширено еще на несколько портов. [4]

Литература:

  1. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14 ноября 1975 г.)
  2. Таможенный кодекс Таможенного союза (в ред.1.10.2016).- М.: Проспект, 2016.
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р (ред. от 11.06.2014 г.) «О транспортной стратегии РФ».
  4. В 2017 г. пилотный проект по упрощению таможенных процедур в портах РФ будет расширен [Электронный ресурс] / TKS.RU — все о таможне. Таможня для всех — российский таможенный портал; — Режим доступа: http://www.tks.ru, свободный. (Дата обращения 30.04.2016)
  5. Наливайко Д. С. и Адриевских С. С. Основные проблемы транспортной логистики в России и за рубежом. [Электронный ресурс] / Д. С. Наливайко и С. С. Адриевских // Арсенал бизнес решений; — Режим доступа: http://arbir.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
  6. Основные тенденции российского рынка логистики [Электронный ресурс] / Информационный портал по логистике, транспорту и таможне; — Режим доступа: http://www.logistic.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
  7. Сергеев В. И. Проблемы и задачи логистики в России, мнение эксперта. [Электронный ресурс] / В. И. Сергеев Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД; — Режим доступа: http://провэд.рф, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
  8. Стародубцева Е. Б. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры ЕАЭС [Электронный режим] / Е. Б. Стародубцева // Научно-информационный журнал. Экономические науки; — Режим доступа: http://ecsn.ru, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)
  9. Уткин Г. Российской логистике поставлена твердая «двойка». [Электронный ресурс] / Г. Уткин // Информационно-аналитическое сетевое издание ПРОВЭД; — Режим доступа: http://провэд.рф, свободный. (Дата обращения 28.04.2016)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle