Библиографическое описание:

Макарова Ю. В. Идеи гуманной педагогики в трудах отечественных и зарубежных ученых // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 880-883.



В статье рассматривается проблема гуманного воспитания детей. Описываются основные идеи гуманной педагогики и периоды её становления.

Ключевые слова: гуманная педагогика, гуманизм, воспитание

Современное общество является началом новой системы образования, где определяется новая цель педагогической деятельности — воспитание гуманной, нравственной, демократичной личности, всесторонне развитой (физически, духовно, интеллектуально). Специалисты пытаются сделать образование более доступным и обширным, но одной из главных проблем остается недостаточное проявление идей гуманности в современной школе. С конца XIX века над этой проблемой работают многие как зарубежные, так и отечественные психологи и педагоги. В настоящее время педагогическая наука располагает значительным количеством исследований, в которых реализуется концепция гуманной педагогики, раскрывается её содержание. Среди них можно назвать труды как классиков педагогики, так и современных исследователей: Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Ш. А. Амонашвили, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Б. Д. Эльконина, М. Монтессори, С. Френе, Дж. Дью и других.

Гуманизм — мировоззрение, основными принципами которого являются: любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей. На протяжении столетий происходили изменения в политической и социальной сферах общества. Традиционное образование приняло кризисное положение. Возрастала необходимость создания «новой школы», массовой и общедоступной. Идейной основой социально-педагогических преобразований стали новые концепции в психологии, философии, социологии [1, с.25].

Е. Б. Попов отмечает, что актуальными и значимыми становятся несколько следующих идей: природа создаёт предпосылки для рождения и развития человека, но развивающийся человек находит основание в себе самом; свобода человека предполагает принятие человеком ответственности за результаты своей деятельности; человек познает самого себя и окружающий мир; подлинное развитие человека выражается через самореализацию; человек открыт миру, что позволяет ему выйти за рамки самоизоляции [1, с.27].

В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой гуманизм определяется как «гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям» [2, с.145]. Традиционно в становлении современной гуманистической педагогики выделяют 2 этапа: 19 век — начало 20 и вторая половина 20 века. Первый этап характеризуется по следующим направлениям. Педоцентризм, т. е. индивидуальное развитие ребенка через его самодеятельность, признание самоценности детства и необходимости подчинения социальных институтов законам человеческой природы. Здесь становятся известны идеи гуманности М. Монтессори, О. Декроли, Корчака, К. Вентцель, В. Кащенко, П. Блонского и т. п. Второе направление социально педагогические новации — культивирование в условиях педагогической системы отношений демократии и совместного общежития через организацию мини-общества из активных сотрудников. Актуализируется социогенный аспект содержательного времени жизни ребенка. В этом направлении рассматриваются идеи С. Френе, Д. Дьюи, П. Петерсена, П. Гехееба, Е. Левицкой, В. Сорока-Росинского, С.Ривеса и Н. Шульмана и др.

Следующее направление — это культурологический подход, который определяет обучающегося как субъект культуры, представители Г.Винекен, школа А. Лихтварка и т. п. И последнее направление на данном этапе антропософская педагогика, где ценностью являлось сохранение и развитие естественного в человеке, так называемой «субстанции детства», без которой человек не может оставаться самим собой.

Н. И. Пирогов, известный своей хирургической деятельностью, имел ряд педагогических взглядов, с помощью которых развивал идею о гуманности в отношении с учениками, противопоставляя официальному образованию идеи общечеловеческого воспитания. В результате такого метода ребенок становился личностью с высокими нравственными качествами и широким умственным кругозором. Главной целью педагогической деятельности, по мнению Пирогова, является сделать человека человеком. Для реализации этой цели необходимо до определенного возраста руководствоваться плодами единого нравственно-научного просвещения. Профессор являлся противником идеи ранней специализации детей, сужающей кругозор и тормозящей нравственное развитие. Он делал акцент на необходимости широкого общего образования как основы профессионального обучения. Н. И. Пирогов считал идеалом человека — личность, наделённую чертами абстрактного гуманизма [3, с.157].

Я. А. Коменский создал одну из самых влиятельных педагогических систем. В его классно-урочной системе ребенок должен делать всё под руководством учителя, где он в свою очередь хорошо изучал ребенка и всегда учитывал его индивидуальность. С такой системой мы имеем дело сегодня в России [4, с.76]. В современной педагогике ребенок есть материальная субстанция. По Коменскому — ребенок есть божественное явление и задача педагога — развивать в нем эту божественность.

В. А. Сухомлинский внес значительный вклад в развитие идей гуманности. По его мнению, чтобы нравственный идеал стал реальностью, необходимо учить детей правильной жизни, правильным поступкам и отношению к людям и к самому себе. Он советует педагогам бояться, как огня — детского одиночества — самую страшную беду школьной жизни. Воспитатели, порой увлекаясь показными, эффектными мероприятиями, забывают о сущности воспитания — человеческих взаимоотношениях [5, с. 11, 35].

Основоположником современной педагогической деятельности считают великого педагога К. Д. Ушинского, определяющего воспитание как сознательный процесс создания гармоничной личности. Одну из значимых ролей в педагогике он отдаёт воспитанию нравственности, утверждая, что основной задачей воспитания является нравственное влияние, а не развитие ума и наполнение знаниями. По мнению Ушинского, в процессе воспитания нравственности в человеке развиваются качества дисциплинированности, гуманности, честности и трудолюбия, а также чувство собственного достоинства и скромность. Основными средствами воспитания педагог считал: личный пример учителя, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания, а также обучение и убеждение. Ушинский протестовал против традиций старой школы, где основой являлось слепое повиновение ученика педагогу и имели место телесные наказания. Гуманность ученику должна быть основой воспитания [6, с.35, 47].

Второй этап развития гуманистической концепции представлен несколькими направлениями. Первое — это развивающее обучение, идеями которого стали поисковый характер обучения, самостоятельность мышления, опора на проявление индивидуальности детьми, доверительная атмосфера в ходе взаимодействия со школьниками. Идеи развивающего обучения нашли свое отражение в трудах В. В. Давыдова, Л. С. Занкова, Б. Д. Эльконина, И. С. Якиманской, Л. Н. Бережновой, Г. Селевко и др. Второе — холистическая школа, развивающая идеи объединения основ восточного и западного воспитания. Третье, коммуникативное направление — опиралось на создание атмосферы в учебном заведении по принципу большой семьи, где все заботятся друг о друге. Вдохновителями стали: С. Ваймер, Е.Паризер, Д. Джонсон, Д. Соломон, В. Караковский, В. Рубцов, П. Ершов.

В 20 веке имела развитие педагогика сотрудничества, которая является продолжением идей гуманности прошлых столетий. Роль учителя в педагогике сотрудничества состоит в том, что он не просто учит детей, а помогает учиться. Учитель создаёт обстановку, развивающую среду, которая побуждает к учению. Главный вдохновитель новой волны педагогики, С. Л. Соловейчик, определял сотрудничество как совместную работу равных [7, с.123]. Каждый ученик чувствует себя личностью. Здесь исключено оскорбление ребенка подозрением в неспособности к чему-либо. Каждый чувствует себя защищенным. Педагоги общаются между собой, происходит сотрудничество между детьми, родителями, учителями.

Корни педагогики сотрудничества идут к Вальдорфской школе, основателем которой является педагог Рудольф Штайнер. Обучение здесь развивает у ребенка любови к миру вокруг во всех его проявлениях, с его обитателями т. п. [8, с.2]. В основе вальдорфской педагогики лежит метод «душевной экономии» (применяется в школе), ценность которого в том, чтобы развивать у обучающихся такую деятельность, которую они сами способны освоить на данном этапе своего развития, без внутренних сопротивлений [9, с.86].

Последнюю четверть XX века можно охарактеризовать как этап осмысления и педагогической интерпретации идей и принципов ранее возникших проектов гуманистической педагогики в меняющихся социокультурных условиях.

Среди достоинств гуманной педагогики можно выделить следующее: основа воспитания — внимательное отношение к внутреннему миру ребенка, педагог ориентируется на развитие личности воспитанника с помощью учения и общения, а также происходит постоянное освоение новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с учениками [10, c. 61]. Однако, стоит быть внимательным, достоинства могут стать недостатками. Если процесс обучения и воспитания происходит лишь за счёт интересов детей и на основе их самостоятельности, это приведёт к понижению уровня знаний детей, и ко всему прочему снижению роли учителя и родителей в воспитании, что представляет моральную и социальную опасность.

Целью гуманного педагога является принятие ребенка какой он есть, помощь в процессе самоактуализации ученика, т. е. помощь в осознании целей развития и способствование их достижению, поддерживание роста детей как личности, не снимая при этом с себя ответственности за результаты. Гуманная педагогика — подвиг для учителя. Ни в одной книге не написана педагогическая истина. В них только размышления о педагогике. Каждый педагог идет своим путем, опираясь на опыт прошлых поколений педагогов.

Литература:

  1. Попов Е. Б. Гуманистическая педагогика: идеи, концепции, практика: Из серии «Педагогика и гуманизм» /Учебное пособие, книга вторая. — Оренбург: ИПК ОГУ, 2003. — 156 с.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80000 слов и физиологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры, М.: АЗЪ, 1999. — 928 с.
  3. Порудоминский В. И. Жизнь замечательных людей / Владимир Порудоминский Жизнь замечательных людей, Пирогов Н. И. — М.: Молодая гвардия, 1975. — 304 с.
  4. Безрукова В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова, Ростов н/Д: Феникс, 2013. — 381 с.
  5. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
  6. Ермолин Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Евгений Ермолин, биография педагога, Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014. — 70 с.
  7. Русаков А. С. Антология гуманной педагогики / С. Л. Соловейчик Антология гуманной педагогики. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007. — 224 с.
  8. Фомина Н. И., Барчева А. А. Возможности реализации идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации// Молодой ученый. — № 8.2 (112.2). — 2016.
  9. Головина Л. В. Методика раннего развития Вальдорфской школы / Л. Головина, М.: Эксмо, 2009. — 224 с.
  10. Тихомирова О. Б., Фомина Н. И. Концепция гуманной педагогики в современном обучении // Международный научно-исследовательский журнал. — Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ, июль 2016. — № 7(49). — С. 61–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle