Библиографическое описание:

Пулатова Ш. А. Перспективы развития человеческого капитала в Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 45-47.



За исторически краткий период Узбекистан достиг широкомасштабных реформ и успехов в сфере экономики, политики, образования, в том числе человеческом развитии.

Следует подтвердить что, за последние 20 лет средняя продолжительность жизни людей увеличилась с 67 до 73 лет. Уровень материнской смертности сократился в более чем 3,1 раза, детской 3,1 раза. Обеспеченность чистой питьевой водой населения сегодня достигла 82,5 процента, а природным газом — 83,5 процента, сделаны решительные шаги по коренному реформированию и развитию здравоохранения, ликвидации и существенному сокращению тяжелейших инфекционных заболеваний.

Во всемирном рейтинге «WorldhappinessIndex», который проводился 2015 году среди 158 стран Узбекистан занимает 44 место. А среди стран СНГ занимает 1 место. Кроме этого, наша страна по ежегодным показателям «индекс счастья» стоит в первой десятке стран мира.

Нужно отметить что, важнейшим фактором в человеческом развитии считается человеческий капитал. Как подтвердил, первый президент Узбекистана И. А. Каримов «Наша основная цель — воспитать гармонично развитого, образованного, высоконравственного и здорового поколения» [1, с.148]. Именно в этих целях в период 1997–2010 годы в стране была реализована широкомасштабная Национальная программа по подготовке кадров, в основе которой была заложена концепция обеспечения непрерывного образования и потребностью экономики в высококвалифицированных кадрах.

В рамках Национальной программы по подготовке кадров поэтапно осуществлен переход к обязательному 12-летнему среднему образованию, в том числе 9-летнему школьному и последующему 3-летнему специальному профессиональному образованию.

Пересмотрены и приведены в соответствие с современными международными требованиями учебные программы всех уровней образования. Осуществлена огромная работа по подготовке и обеспечению свободного доступа обучающихся к современным учебникам и учебным пособиям. Создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавательского состава, стимулирования их высокопрофессионального труда.

В 2004–2010 годах реализована Государственная общенациональная программа развития школьного образования. За этот период построено, реконструировано и отремонтированы свыше 7800 общеобразовательных школ, а их общее количество возросло до 9806, капитально отремонтированы, обеспечены газоснабжением, водоснабжением и центральной канализацией более 8 тысяч школ.

Обучение в Узбекистане в средних школах ведется кроме государственного языка еще на 7 языках; на русском языке — в 806 школах, на каракалпакском — в 394, на казахском — в 483, на таджикском — в 238, на кыргызском — в 61, на туркменском — в 46 и на других языках.

Действующая система образования вРеспублике Узбекистан.

В системе высшего образования осуществлен переход на международный стандарт двухступенчатого высшего образования — бакалавриат и магистратура.

В республике учреждены и функционирует; филиал Международного Вестминистерского университета, Сингапурский институт развития менеджмента, филиал Московского государственного университета, филиал Российской экономической Академии имени Г. В. Плеханова, филиал Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В указанных вузах по самым высоким международным стандартам готовятся востребования специалисты в сферы бизнеса, экономики, права, информационных технологий, инженеры для нефтегазовой сферы и геологоразведки, специалисты в сфере современного машиностроения, социологии и психологии.

Некоторые учёные рассматривают структуру человеческого капитала с точки зрения отношения и возможности участия его носителя в производственном процессе. Известный учёный О. Нордхог отмечает: «Аналитически полезно различать здоровье и квалификацию работников с одной стороны, и рабочую мотивацию и приверженность фирме с другой. Первые два элемента, вместе взятые,составляют основополагающую способность отдельно взятого выполнять задания, то есть то, что в принципе, или потенциально, он может делать на работе. Два последних элемента, человеческого капитала влияют на текущую деятельность на работе путём отражения того что данный конкретный работник с данной квалификацией хочет делать на работе. Способность и желания вместе взятые, формируют способность данного работника к труду» [2, с.52]. Другую классификацию видов человеческого капитала на основе элементов затрат, инвестицией в него предложил И. В. Ильинский. Он выделяет следующие составляющие человеческого капитала; капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры [3, c.127].По мнению профессора К. Х. Абдурахманова «значение человеческого капитала выше, чем природные ресурсы, материальные богатства и средства» [4, c.182]. Современные экономисты утверждают что, компетентность – это способность работника воспроизводить определённый конкретный тип поведения для достижения намеченных целей предприятия, когда предполагается наличие знаний, умений, навыков. Различают внутренние и внешние источники компетенции.

Развитие технологически ориентированной экономики требует работников с высоким человеческим потенциалом, воспроизводство которого обеспечивает развитая система образования. При этом простой грамотности населения явно недостаточно. Требуются развитие также системы высшей школы, особенно технических университетов и профессиональных колледжей. Так в Сингапуре на 5 млн населения имеется 13 университетов. Из них три университета национальные, а десять — филиалы крупнейших университетов развитых стран [5, с. 4–6]. А в Южной Корее в середине ХХ века насчитывался 15 университетов, а сейчас их количество возросло почти восемь раз. Самые высокие требования к качеству и эффективности использования человеческого потенциала предъявляет инновационная экономика. Она предполагает не только широкое использование современных технологий, но также их создания на основе последних достижений фундаментальной науки. Именно такой тип экономики является характерным для США, Германии, Франции, Великобритании и других развитых стран.

Сегодня становится очевидным, что именно от того как используется людские ресурсы в той или иной стране, каким уровнем подготовки к социально-полезной деятельности они обладают и от этого зависит уровень жизни населения и место страны в мировом сообществе.

Как известно в Узбекистане ежегодно количество людей в трудоспособном возрасте увеличивается. В настоящее время этот показатель достиг на 60,5 %.

Динамичный рост населения страны в трудоспособным возрасте несомненно будет оказывать значительное влияние на предложение рабочий силы на рынке труда.Это настоятельно требует принятие мер, направленных на создания условий для обеспеченней занятости трудовых ресурсов.

Гражданам Республики Узбекистан принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрошенную законодательством деятельность, в том числе и несвязную с выполнением оплачиваемой работы.

Базовой моделью рынка труда является рынок труда с совершенной конкуренцией. Основным условием совершенной конкуренции является большое число независимых друг от друга, конкурирующих между собой покупателей и продавцов. В процессе конкуренции цена трудовых затрат и устанавливается на таком уровне, при котором спрос равен предложению.

В первой половине 90-х годов ХХ века данные по Узбекистану стали включатся в составляемые Программой развития ООН (ПРООН) общемировые и региональные доклады. А первый Национальный доклад Узбекистана о человеческом развитие был подготовлен в 1995 году.

Наибольший прогресс достигнут в экономической сфере; согласно данным национальных докладов только за последнее десятилетие прирост индекса среднедушевого ВВП второе превысил прирост общего индекса человеческого развития. За годы независимости валовый внутренний продукт вырос в 3,5 раза, а в расчёте на душу населения – в 2,5 раза, средняя заработная плата возросла в 14 раз.

В Республики Узбекистан проводится оценка развития регионов по следующим основным показателям:

1) Индекс уровня жизни населения;

2) Индекс конкурентоспособности;

3) Индекс инфраструктурного развития.

Уровень жизни населения определяется через следующие показатели;

– внутренний региональный продукт на душу населения;

– уровень безработицы;

– располагаемый доход на душу населения;

– среднегодовая заработная плата;

– уровень обеспеченности жильём;

– уровень системы здравоохранения.

Прогресс, достигнутый Узбекистаном в области человеческого развития очевиден. Анализируя сделанное за истекший период, есть все основания утверждать, что избранная нами модель, глубоко продуманна, создала тот прочный и надёжный фундамент, на базе которого строилась устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, последовательно повышение уровня жизни населения.

Литература:

  1. Наша основная цель – формировать гармонично развитое поколение. 2005ю ИПТД «Узбекистан». С 148.
  2. Nordhoug О. Human Capital in Organizations Scandinavian University Press, 1993 – р 52.
  3. Ильинский И. В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. – СПб, 1996. С.127.
  4. Абдурахмонов К.Х Мехнат иқтисодиёти. – Т.Мехнат, 2009. С.182.
  5. Хонг М. Развитие человеческих ресурсов в Сингапуре. Школа духовности. 2002. № 6. С. 4–6.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle