Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жураев, Й. Д. Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона / Й. Д. Жураев, К. Ф. Эгамбердиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21.1 (125.1). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34611/ (дата обращения: 25.04.2024).



Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона

Жураев Йигитали Давронович,

Коренное реформирование в целях ускоренного развития аграрного сектора является одним из определяющих элементов во всей стратегии перехода Узбекистана к рынку. Поскольку основной целью является формирование сбалансированного и доступного рынка продукции на основе развития самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, то базой реформы в аграрном секторе служит проведение таких рыночных преобразований в низовых сельскохозяйственных предприятиях, которые будут способствовать реализации преимуществ рыночных методов хозяйствования.

На начальном этапе реформ основное внимание должно быть обращено на формирование организационного (субъект, структура, формы, условия) и экономического (объект, рычаги, факторы) механизмов. Как ни важны сами по себе процессы разгосударствления и приватизации, для устойчивого развития АПК, его новых форм и субъектов хозяйствования основополагающее значение имеет отработка самого механизма АПК. Суть его должна сводиться к тому, чтобы обеспечивать равные условия для эффективного функционирования каждой формы собственности и хозяйствования при одинаковых для всех субъектов рынка правилах игры. Структура такого механизма может быть представлена в следующем виде (схема 1).

Для конкретизации направлений рыночного переустройства аграрного сектора, при соответствующем его государственном регулировании, большое значение имеет использование опыта, накопленного другими государствами с переходной экономикой, особенно теми, где аграрный сектор был своего рода «полигоном» внедрения рыночных реформ. Такое опережающее развитие рыночных отношений в аграрном секторе связывалось с существованием относительно более благоприятных предпосылок для развития рынка именно в аграрном секторе, среди которых:

- невысокий по сравнению с другими секторами экономики уровень специализации и концентрации производства;

- отсутствие монопольных структур;

- устойчивость связей с потребительским рынком и оперативность реакции на его сигналы;

- наличие довольно высокого удельного веса личного подсобного хозяйства;

- психологическая готовность сельского населения к рыночному хозяйствованию.

Схема 1. Взаимосвязь элементов аграрного организационно-экономического механизма

И все же ключевым вопросом всей аграрной политики является вопрос о собственности на землю. Развитие рыночных отношений на селе, возрождение у дехканина чувства хозяина затруднительно без предоставления земли в пожизненное пользование с правом наследования. Отличительной особенностью республики является то, что аграрная деятельность базируется на поливных землях, которые обслуживаются мощной ирригационной системой. Свыше трех четвертей всех посевных площадей — орошаемые земли [1, с.69–73]. Поэтому перспективы развития сельского хозяйства непосредственно связаны с развитием поливного земледелия, строительством и реконструкцией действующих ирригационно-мелиоративных систем, решением вопроса о собственности на эти системы.

Сегодняшнее неэффективное использование производственных ресурсов, особенно коллективного сектора, обусловлено и тем, что не стимулируется максимизация дохода на вложение каптала (низкая норма прибыли, уровень рентабельности). Частные предприниматели стремятся к получению дохода, обеспечивающего лишь их текущие потребности и поддержание предприятия. Трудность превращения доходов в капитал исключает поиск альтернативных экономических решений. Именно поэтому столь важно создание экономических условий для стимулирования предприимчивости крестьян и членов их семей.

Свобода купли-продажи представляет собой основное условие и одновременно суть рыночного регулирования. Она имеет два составных элемента. Первый — это неограниченная свобода горизонтальных связей, ибо «Рынок в хорошем смысле этого слова может существовать только при свободе горизонтальных связей между хозяйствующими субъектами» [2, c.37]. Второй элемент, вытекающий из первого, — возможность выбора партнеров в рыночных связях.

Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, т. к. снабжение ресурсами и др. ориентированы на государственные закупки. Поэтому одна из задач аграрной реформы — создание рыночной среды, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основным направлением формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий, а также заготовительных перерабатывающих и обслуживающих АПК предприятий. Необходимая правовая основа для этих преобразований уже имеется. Механизм разгосударствления и приватизации в системе АПК Узбекистана сформулирован в целом ряде законодательных актов. В них законодательно утверждены схемы разгосударствления и приватизации, в соответствии с которыми освобождение государства от функции владения собственностью осуществляется частично безвозмездно, частично — за плату при одновременном переводе на рыночную основу управления собственностью, остающейся в руках государства.

В порядке эксперимента на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 1995 года № 138-ф, в системе Министерства сельского хозяйства была создана агрофирма «Околтын», основной функцией которой является координация сельскохозяйственного производства и деятельности предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и других обслуживающих организаций. Эта координация охватывает:

- организацию маркетинга;

-изучение спроса на рынке и содействие в реализации продукции;

- обеспечение выполнения госзаказа по хлопку, хлопковому волокну и зерну;

- изучение спроса хозяйств на материально-техническое снабжение, обеспечение и 'выделение материально-технической базы из государственных фондов через соответствующие организации и распространение их в хозяйствах.

На территории района в основном были расположены совхозы, основной специализацией которых было производство хлопка. В 1996 году площади, занятые под пшеницей и хлопком, вместе составили 02 % всех посевных площадей Акалтынского района. С марта 1996 года в районе существуют 149 дехканских хозяйств, 40 % которых имеют Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей, остальные 60 % имеют Государственный Акт на право аренды земли.

Положительные эффекты в процессе земельной реформы, получаемые от создания агрофирмы в Акалтынском районе, могут быть следующими:

- в переходный период агрофирма играет роль формальной организационной структуры, заменяющей старую систему централизованного снабжения материально-техническими ресурсами, обеспечения услуг и сбыта продукции;

- как организационная структура районного уровня, агрофирма имеет больше возможностей определять и решать проблемы, чем другие организации, возможность агрофирмы самостоятельно выходить на международный рынок создает стимулы для хозяйств и переработчиков поставлять продукцию в соответствии с требованиями рынка;

- агрофирма обеспечивает дехканским хозяйствам гарантии сбыта продукции и, тем самым, предоставляет защиту от воздействия монополий.

С точки зрения реализации земельной реформы в Акалтынском районе действуют следующие факторы, тормозящие деятельность агрофирмы:

- агрофирма должна поддерживать выполнение госзаказа, хотя дехканские хозяйства с юридической точки зрения самостоятельны;

- агрофирма — это бюрократическая структура, которой необходимо прикладывать огромные усилия в завоевании и поддержке доверия фермеров, которые чаще всего скептически относятся к любым бюрократическим организациям;

- фермерам приходится отчислять денежные средства не только в агрофирму, но и в организации, которые входят в ее состав;

- происходит дублирование функций внутри агрофирмы, что вызывает дополнительные затраты;

- в агрофирме применяется формула ценообразования на продукцию и услуги, что не создает стимулов для развития конкуренции;

- в эту структуру входят несколько организаций, каждая из которых подчинена различным республиканским ассоциациям и комитетам.

Другой существенной причиной проведения земельно-водной реформы в республике является низкая эффективность использования орошаемых земель и условия, ускоряющие их деградацию. Основным механизмом регионального землепользования является установление единого земельного налога, компенсирующие затраты по охране и рациональному использованию орошаемых земель, а также рентный доход. На основе программ социально-экономического развития территорий необходимо установить целевое распределение налоговых денежных средств на реализацию намеченных мероприятий в соответствии с правами и обязанностями землевладельца, землепользователей и местных органов самоуправления. Исходя из этого, реформы в аграрном секторе должны отвечать следующим требованиям:

- быть устойчивыми к целевым задачам реформирования;

- создавать условия для хозяйственного самоопределения звеньев аграрного сектора;

- включать механизмы государственного регулирования в целях поддержки национального производителя;

- способствовать формированию противозатратных механизмов хозяйствования и укреплению принципов самоокупаемости и самофинансирования;

- способствовать адаптации производителей к рыночной конъюнктуре;

- иметь социальную направленность;

- располагать комплексом мер, обусловливающих мотивацию производительного труда и конкурентоспособного производства.

Литература:

  1. Проблемы экономической теории и переходной экономики. /Под ред. проф.А. В. Сидоровича/ – М., МГУ. 2001. С.69–73.
  2. Корнаи Я. Дефицитная экономика. М.: Экономика, 1995. С.37
Основные термины (генерируются автоматически): аграрный сектор, агрофирма, сельское хозяйство, государственное регулирование, Государственный Акт, земельная реформа, земля, структура.


Похожие статьи

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации...

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в управлении земельными ресурсами: многообразие форм...

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления

установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений

Механизмы и методы государственного регулирования...

государственное регулирование, сельское хозяйство, аграрный сектор экономики, субъект агробизнеса, государственное регулирование АПК, сельскохозяйственное сырье, сельскохозяйственная продукция...

Основные факторы формирования устойчивого... | Молодой ученый

Кроме того, отсутствие в действующей стратегии использования земельных ресурсов экологической составляющей, отсутствие концепции экологизации сельского хозяйства и мелиорации земель, нестабильность государственной структуры и системы управления...

Особенности правового регулирования оборота земель...

По результатам анализа нормативно-правовых актов в сфере разграничения земельных участков по видам разрешенного использования, усматривается

Развитие государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, и...

Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на...

Работы по проведению земельной и аграрной реформы были изъяты из ведения Фонда государственного имущества и переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Земельная реформа на современном этапе | Статья в журнале...

Приведены конструктивные научно обоснованные предложения по корректировке земельной реформы в России.

Сельское хозяйство не является саморегулирующейся хозяйственной системой. Все это объективно требует государственного вмешательства в ценообразование...

Основные направления совершенствования управления...

сельское хозяйство, аграрный сектор, Кыргызстан, Кыргызская Республика, эффективное хозяйствование, дальнейшее развитие, государственное регулирование, агропромышленное производство...

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, аграрный, класс собственников, фермер, дехкан, агротехнология, аграрно-индустриальный комплекс, агропромышленный

Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Похожие статьи

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации...

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

С учетом специфики сельского хозяйства целесообразно выделить три основные типы инноваций в управлении земельными ресурсами: многообразие форм...

Государственное регулирование земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления

установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений

Механизмы и методы государственного регулирования...

государственное регулирование, сельское хозяйство, аграрный сектор экономики, субъект агробизнеса, государственное регулирование АПК, сельскохозяйственное сырье, сельскохозяйственная продукция...

Основные факторы формирования устойчивого... | Молодой ученый

Кроме того, отсутствие в действующей стратегии использования земельных ресурсов экологической составляющей, отсутствие концепции экологизации сельского хозяйства и мелиорации земель, нестабильность государственной структуры и системы управления...

Особенности правового регулирования оборота земель...

По результатам анализа нормативно-правовых актов в сфере разграничения земельных участков по видам разрешенного использования, усматривается

Развитие государственных структур, обеспечивающих оборот земель сельскохозяйственного назначения, и...

Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на...

Работы по проведению земельной и аграрной реформы были изъяты из ведения Фонда государственного имущества и переданы Министерству сельского хозяйства и продовольствия.

Земельная реформа на современном этапе | Статья в журнале...

Приведены конструктивные научно обоснованные предложения по корректировке земельной реформы в России.

Сельское хозяйство не является саморегулирующейся хозяйственной системой. Все это объективно требует государственного вмешательства в ценообразование...

Основные направления совершенствования управления...

сельское хозяйство, аграрный сектор, Кыргызстан, Кыргызская Республика, эффективное хозяйствование, дальнейшее развитие, государственное регулирование, агропромышленное производство...

Развитие аграрного сектора экономики Узбекистана

сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, аграрный, класс собственников, фермер, дехкан, агротехнология, аграрно-индустриальный комплекс, агропромышленный

Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики.

Задать вопрос