Библиографическое описание:

Жураев Й. Д., Эгамбердиев К. Ф. Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 21-24.



Организационно-экономический механизм аграрно-промышленного комплекса региона

Жураев Йигитали Давронович,

Коренное реформирование в целях ускоренного развития аграрного сектора является одним из определяющих элементов во всей стратегии перехода Узбекистана к рынку. Поскольку основной целью является формирование сбалансированного и доступного рынка продукции на основе развития самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, то базой реформы в аграрном секторе служит проведение таких рыночных преобразований в низовых сельскохозяйственных предприятиях, которые будут способствовать реализации преимуществ рыночных методов хозяйствования.

На начальном этапе реформ основное внимание должно быть обращено на формирование организационного (субъект, структура, формы, условия) и экономического (объект, рычаги, факторы) механизмов. Как ни важны сами по себе процессы разгосударствления и приватизации, для устойчивого развития АПК, его новых форм и субъектов хозяйствования основополагающее значение имеет отработка самого механизма АПК. Суть его должна сводиться к тому, чтобы обеспечивать равные условия для эффективного функционирования каждой формы собственности и хозяйствования при одинаковых для всех субъектов рынка правилах игры. Структура такого механизма может быть представлена в следующем виде (схема 1).

Для конкретизации направлений рыночного переустройства аграрного сектора, при соответствующем его государственном регулировании, большое значение имеет использование опыта, накопленного другими государствами с переходной экономикой, особенно теми, где аграрный сектор был своего рода «полигоном» внедрения рыночных реформ. Такое опережающее развитие рыночных отношений в аграрном секторе связывалось с существованием относительно более благоприятных предпосылок для развития рынка именно в аграрном секторе, среди которых:

- невысокий по сравнению с другими секторами экономики уровень специализации и концентрации производства;

- отсутствие монопольных структур;

- устойчивость связей с потребительским рынком и оперативность реакции на его сигналы;

- наличие довольно высокого удельного веса личного подсобного хозяйства;

- психологическая готовность сельского населения к рыночному хозяйствованию.

Схема 1. Взаимосвязь элементов аграрного организационно-экономического механизма

И все же ключевым вопросом всей аграрной политики является вопрос о собственности на землю. Развитие рыночных отношений на селе, возрождение у дехканина чувства хозяина затруднительно без предоставления земли в пожизненное пользование с правом наследования. Отличительной особенностью республики является то, что аграрная деятельность базируется на поливных землях, которые обслуживаются мощной ирригационной системой. Свыше трех четвертей всех посевных площадей — орошаемые земли [1, с.69–73]. Поэтому перспективы развития сельского хозяйства непосредственно связаны с развитием поливного земледелия, строительством и реконструкцией действующих ирригационно-мелиоративных систем, решением вопроса о собственности на эти системы.

Сегодняшнее неэффективное использование производственных ресурсов, особенно коллективного сектора, обусловлено и тем, что не стимулируется максимизация дохода на вложение каптала (низкая норма прибыли, уровень рентабельности). Частные предприниматели стремятся к получению дохода, обеспечивающего лишь их текущие потребности и поддержание предприятия. Трудность превращения доходов в капитал исключает поиск альтернативных экономических решений. Именно поэтому столь важно создание экономических условий для стимулирования предприимчивости крестьян и членов их семей.

Свобода купли-продажи представляет собой основное условие и одновременно суть рыночного регулирования. Она имеет два составных элемента. Первый — это неограниченная свобода горизонтальных связей, ибо «Рынок в хорошем смысле этого слова может существовать только при свободе горизонтальных связей между хозяйствующими субъектами» [2, c.37]. Второй элемент, вытекающий из первого, — возможность выбора партнеров в рыночных связях.

Сложившаяся к настоящему времени структура государственных и кооперативных предприятий в сельском хозяйстве не приспособлена к рыночным отношениям, т. к. снабжение ресурсами и др. ориентированы на государственные закупки. Поэтому одна из задач аграрной реформы — создание рыночной среды, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия.

Основным направлением формирования новой производственной структуры призваны стать процессы приватизации имущества государственных сельскохозяйственных предприятий, а также заготовительных перерабатывающих и обслуживающих АПК предприятий. Необходимая правовая основа для этих преобразований уже имеется. Механизм разгосударствления и приватизации в системе АПК Узбекистана сформулирован в целом ряде законодательных актов. В них законодательно утверждены схемы разгосударствления и приватизации, в соответствии с которыми освобождение государства от функции владения собственностью осуществляется частично безвозмездно, частично — за плату при одновременном переводе на рыночную основу управления собственностью, остающейся в руках государства.

В порядке эксперимента на основании Распоряжения Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 1995 года № 138-ф, в системе Министерства сельского хозяйства была создана агрофирма «Околтын», основной функцией которой является координация сельскохозяйственного производства и деятельности предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и других обслуживающих организаций. Эта координация охватывает:

- организацию маркетинга;

-изучение спроса на рынке и содействие в реализации продукции;

- обеспечение выполнения госзаказа по хлопку, хлопковому волокну и зерну;

- изучение спроса хозяйств на материально-техническое снабжение, обеспечение и 'выделение материально-технической базы из государственных фондов через соответствующие организации и распространение их в хозяйствах.

На территории района в основном были расположены совхозы, основной специализацией которых было производство хлопка. В 1996 году площади, занятые под пшеницей и хлопком, вместе составили 02 % всех посевных площадей Акалтынского района. С марта 1996 года в районе существуют 149 дехканских хозяйств, 40 % которых имеют Государственный акт на право пожизненного наследуемого владения землей, остальные 60 % имеют Государственный Акт на право аренды земли.

Положительные эффекты в процессе земельной реформы, получаемые от создания агрофирмы в Акалтынском районе, могут быть следующими:

- в переходный период агрофирма играет роль формальной организационной структуры, заменяющей старую систему централизованного снабжения материально-техническими ресурсами, обеспечения услуг и сбыта продукции;

- как организационная структура районного уровня, агрофирма имеет больше возможностей определять и решать проблемы, чем другие организации, возможность агрофирмы самостоятельно выходить на международный рынок создает стимулы для хозяйств и переработчиков поставлять продукцию в соответствии с требованиями рынка;

- агрофирма обеспечивает дехканским хозяйствам гарантии сбыта продукции и, тем самым, предоставляет защиту от воздействия монополий.

С точки зрения реализации земельной реформы в Акалтынском районе действуют следующие факторы, тормозящие деятельность агрофирмы:

- агрофирма должна поддерживать выполнение госзаказа, хотя дехканские хозяйства с юридической точки зрения самостоятельны;

- агрофирма — это бюрократическая структура, которой необходимо прикладывать огромные усилия в завоевании и поддержке доверия фермеров, которые чаще всего скептически относятся к любым бюрократическим организациям;

- фермерам приходится отчислять денежные средства не только в агрофирму, но и в организации, которые входят в ее состав;

- происходит дублирование функций внутри агрофирмы, что вызывает дополнительные затраты;

- в агрофирме применяется формула ценообразования на продукцию и услуги, что не создает стимулов для развития конкуренции;

- в эту структуру входят несколько организаций, каждая из которых подчинена различным республиканским ассоциациям и комитетам.

Другой существенной причиной проведения земельно-водной реформы в республике является низкая эффективность использования орошаемых земель и условия, ускоряющие их деградацию. Основным механизмом регионального землепользования является установление единого земельного налога, компенсирующие затраты по охране и рациональному использованию орошаемых земель, а также рентный доход. На основе программ социально-экономического развития территорий необходимо установить целевое распределение налоговых денежных средств на реализацию намеченных мероприятий в соответствии с правами и обязанностями землевладельца, землепользователей и местных органов самоуправления. Исходя из этого, реформы в аграрном секторе должны отвечать следующим требованиям:

- быть устойчивыми к целевым задачам реформирования;

- создавать условия для хозяйственного самоопределения звеньев аграрного сектора;

- включать механизмы государственного регулирования в целях поддержки национального производителя;

- способствовать формированию противозатратных механизмов хозяйствования и укреплению принципов самоокупаемости и самофинансирования;

- способствовать адаптации производителей к рыночной конъюнктуре;

- иметь социальную направленность;

- располагать комплексом мер, обусловливающих мотивацию производительного труда и конкурентоспособного производства.

Литература:

  1. Проблемы экономической теории и переходной экономики. /Под ред. проф.А. В. Сидоровича/ – М., МГУ. 2001. С.69–73.
  2. Корнаи Я. Дефицитная экономика. М.: Экономика, 1995. С.37

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle