Библиографическое описание:

Эгамбердиев Ф. Т. Совершенствование структуры производства на внутрирегиональном уровне // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 61-63.



Обоснование перспективного направления развития сельского хозяйства региона, его специализации, уровня производства, межрегиональных связей представляет собой основную задачу прогноза развития сельского хозяйства на уровне республики.

Выбор перспективных направлений развития и повышения эффективности агропромышленного производства должно сочетаться с ростом конечных результатов, резким увеличением продуктов питания и улучшением качества производимой продукции. Основными предпосылками прогнозирования развития сельского хозяйства являются анализ уровня и узловых проблем социально-экономического и научно-технического развития, выявление основных причин, сдерживающих эффективное использование ресурсного потенциала и оценка возможностей эффективного его использования, определение направлений специализации структуры агропромышленного производства.

Анализ динамики сельскохозяйственных индикаторов за годы независимости свидетельствуют о том, что наряду с позитивными процессами по проведению Земельной реформы и реструктуризации хозяйств, диверсификация сельскохозяйственного производства, созданием рыночной инфраструктуры на селе усиливается проявление и негативных тенденций: сокращение объемов производства хлопка- сырца, продукции животноводства, увеличение кредиторской и дебиторской задолженности, ухудшение материально-технического снабжения сельского хозяйства, ухудшение водообеспеченности орошаемых земель. Объективные факторы и причины сложившейся ситуации делятся на две группы. Первые носят долговременный инерционный характер и вызваны снижением водообеспеченности, снижением естественного плодородия, износом основных производственных в т. ч. мелиоративных, обострением экологических проблем вызванных усыханием Аральского моря. Вторые, системные факторы вызваны вялостью процесса реформирования аграрного сектора; реальных институциональных преобразований, низкой эффективностью макроэкономической и финансовой политик. В сжившейся ситуации необходимо решения следующих задач:

— создавать условия для хозяйственного самоопределения, но допускать необходимое государственное регулирование (контроль деятельности предприятий, поддержка производства, протекционизм важнейших отраслей и пр.);

— противозатратный характер, строиться на принципах самоокупаемости и самофинансирование;

— заключить эффективные способы ведения хозяйства и адаптирующиеся к рыночной конъюнктуре;

— иметь социальную направленность и располагать комплексом внутренних возможностей, необходимых для мотивизации производительного труда и конкурентоспособного производства.

В связи с этим, обоснованы основные направления — углубления экономических реформ в аграрном секторе, включающих их адаптации к региональным условиям. В каждой области — различное качество и земельные наделы, неодинаковые демографические условия, группы культур, перерабатывающие мощности и экономические условия. И здесь важно, чтобы появление разнообразных типов хозяйств было подкреплено законодательно. Что откроет перед производителями широкий выбор типов хозяйств, а также более полную свободу в вопросах управления и контроля.

Таблица 1

Структуры валовой продукции сельского хозяйства(в%)

1991г.

2014г.

растениеводства

животноводства

растениеводства

животноводства

Репуб.Узбекистан

64,6

35,4

59,0

41,0

Рес.Каракалпакистан

47,8

52,2

48,6

51,4

Андижанская обл.

72,4

27,6

72,8

27,2

Бухарская

60,1

29,9

56,5

43,5

Джзихакская

52,4

47,6

47,9

52,1

Кашкадарьинская

51,8

48,2

50,9

49,1

Навоинская

53,2

46,8

46,7

53,3

Наманганская

59,5

40,5

66,6

33,4

Самаркандская

54,6

45,4

60,0

40,0

Сурхандарьинская

58,9

41,1

59,7

40,3

Сырдарьинская

52,1

47,9

63,5

36,5

Ташкентская

61,2

38,8

60,4

39,6

Ферганская

68,4

31,6

63,2

36,8

Хорезмская

56,2

45,8

50,7

49,3

В уровне развития и эффективности сельскохозяйственного производства, сохраняется некоторая территориальная дифференциация (таблица 1) [1, с.87].По уровню и темпам развития сельскогохозяйства за 1991–2014 гг.регионы страны можно разделить на три группы:

в первой группе — Андижанская, Хорезмская, Бухарская, Самаркандская и Ферганская области. Здесь происходит относительно стабильное развитие сельского хозяйства. В этой группе необходимо особо выделить Андижанскую и Хорезмскую области, которые, но многим показателям развития сельского хозяйства значительно опережают других;

во вторую группу входят те регионы, в которых снизилось валовое производство и эффективность сельскохозяйственного 'производства по сравнению с 1991 г. К ним относятся Навоийская, Наманганская и Ташкентская области, В Сурхандарьинской области общий объем продукции сельского хозяйства сохраняется на уровне 1995 г.;

в третью группу — Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская и Джизакская области. В этих регионах сельское хозяйство находится в критическом положении. За последние годы резко упала эффективность использования агроресурсного потенциала. В большинстве хозяйств в регионах, вошедших в третью группу, снизилась рентабельность сельскохозяйственного производства [2, с.131].

В сложившейся ситуации возможны два сценария развития дальнейших событий. Первый из них — инерционный, предполагает неизменность текущей стратегии сельскохозяйственной политики (включая обеспечение зерновой независимости) и сохранение тенденций в динамике важнейших сельскохозяйственных кооперативов и фермерских хозяйств. Сохраняющаяся политика импортозамещения приведет к сокращению экспортной выручки от хлопка, в связи с сокращением посевных площадей под хлопчатником, приведет к сокращению производства продукции животноводства, в связи с сокращением посевных площадей под кормовыми. Сохраняющаяся политика государственного заказа и ценового регулирования на основные виды сельскохозяйственных культур приведет к снижению доходов сельхозпроизводителей. Сохранение этой тенденции на более длительный период приведет к застою в создании децентрализованного рынка и дестабилизации финансовой ситуации. Как следствие этого процесса будет расти импорт продуктов питания и сельскохозяйственных МТР, что скажется на быстром росте платежного баланса.

Второй сценарий — мобилизационный, направленный на формирование экспортоориентированного аграрного сектора предполагает либерализацию и сокращение государственного регулирования экономикой. Это выражается в частичном уменьшении государственного заказа, либерализацию цен, реальную приватизацию перерабатывающих предприятий, развития конкурентных рынков и частное предпринимательство в аграрном секторе, создание класса собственников на селе. Для решения этих задач государство должно предпринять меры по реформированию финансового сектора и сельскохозяйственных банков, преодоление кризиса неплатежей, сокращение вмешательства государственных организаций в систему маркетинга, поддержка производителей выпускающих экспортоориентированную продукцию.

На первом этапе (до 2006 года) правительство проводит политику на увеличение экспортоориентированную продукцию сырьевого характера с одновременным финансированием проектов по строительству перерабатывающих предприятий для производства продуктов питания и другой сельхозпродукции по которым Узбекистан имеет сравнительные преимущества.

На втором этапе приоритетными становятся производство сельхозпродуктов с максимальной добавленной стоимостью, с использованием новейших достижений техники и технологий. К особым приоритетам следует отнести производство экологически чистых продуктов питания, набирающие популярность во всем мире. Развитие, поддерживающих аграрный сектор, отраслей машиностроения. В дальнейшем, по мере укрепления основ рынка и развития частного сектора, все большую роль будут играть технологии на стыке сельскохозяйственного и промышленного производства требующих значительные интеллектуальные ресурсы и производящие особо ценную уникальную продукцию, использующиеся в фармацевтике, парфюмерии, пищевой промышленности и т. д.

При этом предлагается совершенствование структуры производства на внутрирегиональном уровне, так хлопководческая зона будет иметь тенденции к резкому сокращению в Ташкентской области. В целях решения задачи обеспечения г. Ташкента и других промышленных центров региона малотранспортабельными продуктами питания.

Совершенствования структуры в старой густонаселенной зоне в областях Ферганской долины предполагает рациональное использование природно-климатического потенциала региона позволяющими специализировать хозяйства на развитие наиболее интенсивных и трудоемких культур: круглогодовое производство овощей, винограда, фруктов и продуктов их переработки.

Учитывая недостаточную сумму эффективных температур и ухудшения природно-климатической обстановки в результате усыхания Аральского моря нецелесообразно сохранение посевов хлопчатника в северной части Республики Каракалпакистан — Кунградская, Чимбайская, Кегейлийском и других районах. В данной зоне более эффективным будет развитие интенсивного скотоводства, семенного люцерноводства, лакричного экстракта имеющих, как внутренние, так и экспортное значение.

Таким образом, соответствие структуры производимой продукции меняющимся потребностям как по ее назначению (структуре, производству, качеству, количеству и срокам), так и по экономическим, социальным и экологическим последствиям производства и использования. Для ее достижения модель организационно — экономических отношений должна удовлетворять решению следующих задач:

- перспективности производимой продукции с точки зрения ее соответствия изменяющимся потребностям;

- конкурентоспособности продукции по сравнению с аналогичными образцами других поставщиков;

- выявлению тенденции развития отраслей — потребителей продукции и сырья;

- определению жизненных циклов продукции;

- развитию потенциальных возможностей хозяйств для обеспечения производственного разнообразия и его технологических характеристик;

- определению экологических и социальных характеристик продукции;

- установлению критериев эффективности сельскохозяйственного производства в условиях усиления ресурсных ограничений.

Литература:

  1. Статический ежегодник регионов Узбекистана. Статистический сборник 243 с. Раздел Сельское хозяйство, 87 с.
  2. Эгамбердиев Ф. Т. Эффективность совершенствования отраслевой и территориальной структуры агропромышленного производства. Наука Образование Техника № 1, 2. 2003. Международный научный журнал. Ош, 2003. С. 129–131.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle