Библиографическое описание:

Хашимов П. З., Ли Е. В. Трудоустройство выпускников высших и средних специальных учебных заведений — важнейшая задача кадровой политики государства // Молодой ученый. — 2016. — №21.1. — С. 58-61.



В статье трудоустройство выпускников характеризуется как одна из приоритетных задач кадровой политики государства, которая включает в себя осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости путем задействования потенциала территорий и отраслей экономики, рационального использования трудовых ресурсов с учетом демографических факторов. Авторы освещают опыт развития системы подготовки квалифицированных кадров в зарубежных странах на примере Европы.

Ключевые слова: занятость, политика занятости, рынок труда, рабочие места, трудоустройство, кадры, кадровая политика, подготовка кадров, система высшего образования, предпринимательство.

Чрезвычайно высокая значимость занятости в экономическом и социальном развитии общества определяется масштабностью влияния на уровень жизни населения в условиях рыночной экономики и кардинально меняющимися экономическими основами включения индивида в общественное производство.

Формирование политики занятости населения является важнейшим направлением экономического развития рынка труда. Это подтверждается переходом государственных органов и служб от бюджетного регулирования сферы занятости к управлению, нацеленному на достижение запланированных результатов.

Но, несмотря на то, что в большинстве стран формируется политика занятости, соответствующая экономическому положению этой страны и её особенностям и всё больше внимания уделяется проблеме повышения занятости населения, проблемы на рынке труда всё же встречаются.

Труднее всего приходится молодым специалистам, например, выпускникам образовательных учреждений, которые только начинают свое профессиональное становление, если учитывать, что работодатели по-разному относятся к вопросам найма без опыта работы. Многие работодатели оценивают молодых специалистов как особый демографический слой, не способный принять достойную конкуренцию на рынке труда, и считают пустой тратой времени нанимать неопытного специалиста. Они учитывают затраты дополнительного времени на его обучение, когда за этот период вероятнее увеличить производительность труда с помощью рабочей силы опытных специалистов. Другие, наоборот видят положительные стороны в найме таких специалистов, их обучении и последующем оформлении на контрактную основу. Финансовые ожидания молодых специалистов противоречивы требованиям, которые запрашивают работодатели к своим потенциальным сотрудникам. Ситуацию осложняет отсутствие практического опыта и тесной взаимосвязи образовательного и производственного процессов.

По данным Международной организации труда, во всем мире молодые люди сталкиваются с реальными и растущими трудностями, связанными с поиском достойных рабочих мест. Доля молодежи в составе рабочей силы с 2000 по 2011 годы снизилась с 52,9 % до 48,7 %. За последние два десятилетия уровень безработицы среди молодежи оставался в три раза выше, чем среди взрослых.

По данным Всемирного банка, число молодых людей на нашей планете, не занятых работой или учебой, превышает 620 миллионов человек. Только для того, чтобы поддерживать стабильный уровень занятости, численность занятых в мире должна увеличиться примерно на 600 миллионов человек в течение 15 лет [1].

Молодежь в развивающихся странах сталкивается с растущими трудностями, связанными с поисками достойной работы в реальном секторе экономики, причем все больше молодых людей вынуждены устраиваться на рабочие места более низкого качества в сельской местности и в неформальной экономике. В промышленно развитых странах перспективы трудоустройства нынешнего поколения молодежи намного мрачнее тех, с которыми сталкивались предыдущие поколения. В настоящее время многие молодые люди страдают от сокращения возможностей в трудоустройстве, что вызвано затянувшейся безработицей и продолжительным отсутствием на рынке труда. Даже у тех, кто нашел работу, перспективы хуже, чем у предыдущих поколений.

Во многих странах осознают остроту проблемы занятости и принимают надлежащие меры для ее решения. Так, еще в 2000 году была принята «Европейская хартия для малых предприятий» («EuropeanCharterforSmallEnterprises»), в которой отмечается большой потенциал малого бизнеса, важность развития духа предпринимательства, создание благоприятных условий для организации собственного дела. Для повышения уровня образования и квалификации предпринимателей в ЕС была создана «Программа непрерывного образования» (EuropeanCommission’sLifelongLearningProgramme), которая дает людям возможность на любом этапе их жизни получить образование, а главное, обменяться опытом, тем самым повышая уровень профессиональной подготовки. На период 2007–2013 годов бюджет этой программы составил 7 миллиардов долларов США.

Наша страна не исключение, и можно сказать, что в Республике Узбекистан проводится активная политика занятости населения и предпринимаются меры по решению проблем, связанных с обеспечением занятости среди молодёжи, в том числе выпускников высших и средних специальных учреждений.

Реализацию государственной политики в области занятости населения и обеспечение граждан соответствующих гарантий осуществляют Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан и его органы на местах. Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан:

- анализирует и прогнозирует рынок труда и разрабатывает меры по повышению занятости населения;

- оказывает методическую и практическую помощь органам государственной власти на местах и местным органам по труду по вопросам занятости населения;

- определяет направления использования средств Государственного фонда содействия занятости для социальной поддержки безработных, создания новых рабочих мест, подготовки и переподготовки, повышения квалификации незанятого населения;

- обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о занятости населения;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

В Узбекистане, в целом, свыше 62 % населения составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Если в 1990 году в Узбекистане доля людей трудоспособного возраста составляла 49,2 %, то в настоящее время этот показатель достиг 60,5 %. Ежегодно численность этой группы увеличивается на 380–400 тыс. человек, и этот прирост будет обусловлен, главным образом, ростом общей численности населения.

Процесс естественного прироста населения в условиях рыночной экономики имеет ярко выраженный двойственный характер: с одной стороны, в условиях эффективно функционирующей рыночной экономики он обеспечивает потребности расширенного воспроизводства, а с другой может способствовать формированию значительного контингента незанятого населения.

В Узбекистане созданы правовые основы для гарантированного обеспечения молодежи работой. Так, установлен минимум социальной обеспеченности, гарантирующий, в частности, право на первоначальную трудовую занятость или материальную компенсацию в соответствии с действующим законодательством.

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности, проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности.

Разработанная в нашей стране Национальная программа по подготовке кадров, кардинально изменила взгляд на получение образования. Непрерывность и высокое качество двенадцатилетнего образование позволяет юным выпускникам колледжей и лицеев получить специальность, а, следовательно, возможность дальнейшего трудоустройства

Создание в Узбекистане необходимых условий по трудоустройству выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений, их всесторонняя поддержка — одно из важнейших приоритетных направлений.

В нашей стране проводится широкомасштабная работа по воспитанию высокоинтеллектуальной, зрелой во всех отношениях молодежи. Законы Республики Узбекистан «Об основах государственной молодежной политики в Республике Узбекистан», «Об образовании» служат важным руководством к действию в расширении масштаба этой работы.

В результате реализации региональных программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения в 2013 году было трудоустроено около 970 тысяч человек, из них свыше 60,3 процента — в сельской местности. В 2014 году — более 975 тысяч человек.

В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов — в сельской местности.

Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году [2, с. 68].

При этом особое внимание уделяется трудоустройству выпускников образовательных учреждений, женщин, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Цель программы — осуществление комплексных и взаимосвязанных мер по обеспечению занятости населения путем приведения в действие потенциала территорий и отраслей экономики, рационального использования трудовых ресурсов с учетом демографических факторов.

Прогнозные параметры создания рабочих мест и обеспечения занятости населения на 2016 год направлены на совершенствование территориальной структуры занятости, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда с учетом развития территорий, сферы услуг и сервиса, многопрофильных фермерских хозяйств.

Программа призвана создать необходимое число рабочих мест и обеспечить занятость населения за счет ввода новых объектов, модернизации, перевооружения и более полного использования действующих производственных мощностей, ускоренного развития малого бизнеса, наращивания возможностей надомных форм труда.

Значительная часть молодежи находит свое призвание в малом бизнесе, чему способствует проведение ярмарок рабочих мест с привлечением работодателей и учащихся, конкурсов бизнес-идей с выделением победителям льготных кредитов, позволяющих начать собственное дело.

В соответствии с Указом Президента Ислама Каримова «О дополнительных мерах по вовлечению выпускников образовательных учреждений в предпринимательскую деятельность» от 28 июля 2010 года, ежегодно предоставляются льготные кредиты под бизнес проекты выпускников лицеев и колледжей, а также зарегистрированных ими предприятий, в которых 50 % сотрудников являются выпускниками профессиональных колледжей и/или руководителем является выпускник колледжа.

Банки уделяют значительное внимание широкому привлечению молодежи к предпринимательству, особенно выпускников профессиональных колледжей и финансовой поддержке их бизнес-проектов. В частности, в данном направлении в 2013 году были выделены кредитные ресурсы на сумму 140,1 миллиардов сумов, что в 2,8 раза больше по сравнению с 2012 годом. В 2014 году коммерческими банками Узбекистана выделены льготные кредитные средства для организации предпринимательской деятельности выпускников колледжей выданы кредиты в размере 200 миллиардов сумов, что в 1,4 раза больше по сравнению с 2013 годом Коммерческие банки Узбекистана в 2015 году предоставили льготные кредиты выпускникам профессиональных колледжей на финансирования их бизнеса в размере 250 миллиардов сумов [3, с.57].

Ежегодное увеличение количества предоставленных льготных кредитов для выпускников колледжей и лицеев говорит о качественном образование, благодаря которому девушки и юноши, будучи в ещё юном возрасте, обладают необходимыми навыками и знаниями для того чтобы самостоятельно начать предпринимательскую деятельность.

Но, несмотря на множество положительных факторов, проблема занятости среди молодёжи, особенно среди выпускников остаётся актуальной. Основным недостатком выпускников образовательных учреждений является отсутствие практических знаний.

В связи с этим, для нашей страны положительно бы сказалось применение зарубежного опыта по созданию центров трудоустройства и прохождения практики в высших учебных заведениях.

Центры могли бы строить свои отношения с юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления во всех сферах деятельности на основе договоров.

В состав центра необходимо включить такие подразделения, как:

— сектор трудоустройства;

— сектор организации практики.

Основной целью деятельности таких центров является осуществление комплекса организационных и методических мероприятий, направленных на содействие трудоустройству выпускников в соответствии с их квалификацией по направлению подготовки (специальности), повышение качества и совершенствование организации всех видов практики.

В соответствии с поставленной целью такие центры могут выполнять следующие основные задачи:

— осуществлять деловые контакты с вузами, кадровыми агентствами, городскими и региональными государственными и коммерческими предприятиями и организациями, в части трудоустройства выпускников, в том числе, по целевому приёму и целевой подготовке молодых специалистов для организаций и предприятий;

— от имени высших учебных заведений готовить проекты договоров о сотрудничестве в области трудоустройства выпускников и организации всех видов практики, оказании информационно-консультационных услуг по поиску и подбору персонала;

— осуществлять контроль за организацией практики на факультетах, с целью повышению эффективности и качества проведения различных видов практики.

Применение зарубежного опыта по созданию центров трудоустройства выпускников при высших учебных заведениях положительно скажется как на уровне подготовки, так и на уровне занятости выпускников высших учебных заведений.

Литература:

  1. Международная организация труда МОТ. «Ключевые показатели рынка труда» 2011г. Официальный сайт http://www.ilo.org/global/statistics-and-databases/research-and-databases/kilm/lang--en/index.htm.
  2. Каримов И. А. Наша главная цель — углубить осуществляемые реформы и структурные преобразования в экономике, обеспечить ускоренное развитие частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. — Т.: «Узбекистан», 2016.
  3. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путём осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год. — Т.: «Узбекистан», 2015.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle