Библиографическое описание:

Нигматулина Л. А. Основные принципы профилактики наркозависимости среди молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 835-837.



В настоящее время, во всем мире, наблюдается рост всех форм аддиктивного поведения (зависимого), этот рост локализуется, прежде всего, в молодежной среде. Хотя склонность к аддиктивному поведению формируется задолго до того, как молодой человек переступает порог высшего учебного заведения, студенчество является значимой группой для локализации аддиктивного поведения среди молодежи. По тому как, из числа сегодняшнего студенчества рекрутируется будущая «элита» общества, благополучие общества в целом и во многом зависит от состояния психического здоровья сегодняшних студентов.

В сложившихся условиях актуальным становится использование превентивных мер не только в общеобразовательных, среднеспециальных учебных заведениях, но и в высших.

Профилактика наркозависимости должна начинаться с определения тех принципов, которые обеспечивают достижение желаемых для социума целей и задач воспитательной работы с молодежью. При организации профилактической работы с подрастающим поколением необходимо соблюдать следующие принципы:

учет возрастных особенностей восприятия информации, которую молодежь получают о наркотических и психотропных веществах, механизмах возникновения зависимости от них, так как существует психологическая и социокультурная готовность к восприятию, пониманию и использованию той или иной информации (при неправильном использовании она либо вообще не дает какого-либо эффекта, либо увеличивает вероятность появления ориентации на практическое ознакомление с разнообразными наркотическими веществами);

– изучать механизмы возникновения физической, психической и социокультурной зависимости от наркотических веществ. Нужна не только информация о вреде тех или иных видов наркотиков, а знание и понимание тех процессов, которые определяют появление у организма непреодолимой потребности в их постоянном применении. Кто знает последовательность этапов возникновения наркотической зависимости, тот получает возможность управлять своим поведением таким образом, чтобы не создавать саму возможность ее появления;

– способствовать приобретению навыков активного сопротивления каким-либо предложениям о применении наркотиков в типичных жизненных ситуациях. Молодые люди должны не только получать необходимые знания о вреде наркотиков, механизмах их воздействия на организм человека, его поведение в обществе, но и на практике использовать методы неприятия в каком-либо виде любые наркотические вещества;

– профилактическая работа должна проводиться постоянно, на основе достижений современной науки о человеке, его развитии и саморазвитии, методик формирования навыков самоопределения и самоорганизации в процессе социализации личности в семье, школе, в трудовых и учебных коллективах, в учреждениях культуры, средствами массовой информации;

– профилактическая работа должна проводиться с учетом индивидуальных склонностей молодежи к появлению зависимости от табака, алкоголя, наркотиков, организацией мониторинга содержания их ориентаций и установок, определяющих уровень готовности к активному сопротивлению попыткам приобщения к психоактивным веществам.

Исходя из этих принципов, осуществляется практическая работа родителей, учителей, врачей, специалистов правоохранительных органов, СМИ, учреждений культуры с различными группами лиц, учащейся и рабочей молодежи.

Профилактика наркомании должна строиться, прежде всего, на основе анализамеханизмов, которые определяют вероятность возникновения соответствующей зависимости.

Начинать профилактическую работу надо с объяснения того, что наркотическая зависимость представляет собой соединение физиологического, психического и социокультурного подчинения личности определенным веществам природного и искусственного происхождения.

Необходимо обращать особое внимание на то, что наркотики вызывают не только изменения в организме человека. Они одновременно меняют его психические свойства и культуру взаимодействия с окружающим миром. Человек перестает соответствовать нормам, характеризующим как работу его организма, так и поведение с разными людьми. Это важнейшее положение требуется постоянно объяснять и доказывать, раскрывая сущность и специфику действия наркотиков на человека.

Важным индикатором наличия склонности отдельных индивидов к использованию наркотиков является желание любыми способами выделиться среди окружающих, возвыситься над ними, демонстрируя отрицание норм, правил совместной жизни людей.

Специалистам учебных заведений, работающим с учащимися и занимающимся вопросами профилактики химической зависимости, следует соблюдать наркологическую настороженность и уметь выявлять признаки употребления ПАВ (психо-активные вещества). К косвенным признакам потребления опьяняющих веществ относятся:

изменения личности,уупотребляющих опьяняющие вещества, характерно появление новых черт личности, проявляющихся в неожиданных изменениях настроения — от эйфории до отчаяния, от полного благодушия до состояния агрессии (состояние защиты, раздражительность, враждебность, скрытность, непредсказуемость, чрезмерная впечатлительность, нервозность);

– изменяются отношения с родителями и близкими, возникает легкомысленное восприятие и нарушение правил совместного проживания, уклонение от серьезных разговоров с членами семьи, атмосфера в семье изменяется, нарастает внутрисемейный конфликт, учащийся самоизолируется от семьи (родители, учителя, сверстники могут отмечать изменения дружеских контактов, характеризующихся разрывом контактов с прежними друзьями, появлением друзей-одиночек, нежеланием представлять своих новых товарищей, появлением непонятных разговоров, странных телефонных звонков);

отсутствие стремлений — еще один из признаков изменения личности вследствие употребления ПАВ, проявляющийся снижением интереса к приобретению знаний и умений, пассивной жизненной позицией, потерей инициативы, интереса к школе, спорту, любимым занятиям и отказом от участия в общественных мероприятиях;

опоздания также могут являться косвенным признаком употребления ПАВ и объясняются потерей чувства времени. Это и частые опоздания в школу, все более частые поздние возвращения домой, сопровождаемые отговорками, которыми учащийся пытается оправдаться.

Для употребляющих ПАВ характерно отсутствие инстинкта самосохранения. Обостряются черты авантюризма, появляется стремление к «приключениям», желание эмоционального удовлетворения от опасных поступков. Юноши и девушки часто попадают в различные происшествия, аварии с травматическими последствиями.

Вышеперечисленные изменения личности сопровождаются нарастанием враждебности и агрессии. Молодой человек не желает быть послушным, бунтует против воли родителей, выступает против законности. Такие учащиеся склонны во время приступов злости к рукоприкладству и аутоповреждениям в виде надрезов на руках, уколов острыми предметами и т. д.

Изменения деятельности и навыков у потребителей ПАВ проявляются в первую очередь в уклонении от выполнения домашних обязанностей. Молодой человек не принимает участие в поддержании чистоты и порядка места проживания, неорганизован, не может планировать свои дела, забывает о семейных праздниках, старается в них не участвовать.

Изменение со стороны пищевых привычек могут проявляться либо выраженным приливом аппетита, либо его полным отсутствием. Могут появляться спазмы при глотании, возникать резкие изменения в пищевых пристрастиях, например, неожиданное повышение употребления сладостей.

Изменение ритма сна и бодрствования — следующий признак употребления ПАВ. Возможно полное разрегулирование режима дня, проявляющееся дневным сном и бодрствованием в ночное время.

Молодёжь, употребляющая ПАВ, склонна к совершению краж в учебном заведении и других общественных местах, выносят вещи из дома на продажу, постоянно что-то прячут, могут быть замечены в хранении алкоголя, сигарет, других ПАВ, одалживают вещи друзей, заявляют, что у них украли деньги, вещи.

У таких учащихся появляется склонность к употреблению ругательств, использованию сленга и терминологии, непонятной для окружающих.

Изменение физического состояния.Употребление опьяняющих веществ оказывает негативное влияние на физическое здоровье, проявляющееся частыми головными болями, головокружением, плохим самочувствием утром и улучшением после полудня. Следствием длительного потребления ПАВ являются частые простудные заболевания, замедление полового созревания, потеря массы тела.

Со стороны двигательной активности характерны избыточность движений, неусидчивость или же, наоборот, обездвиженность, стремление к покою. Возможны нарушение координации движений, головокружения, потеря равновесия.

Явным признаком наркотического или токсического опьянения являются изменения со стороны речи: ее ускорение, сплошной поток слов без пауз, подчеркнутая выразительность или же замедление, бормотание, смазанность артикуляции.

При внешнем осмотре можно выявить бледность кожных покровов или их покраснение, сопровождающееся зудом или чувством «горения» кожи, чрезмерная потливость или сухость кожи, суженные или, наоборот, сильно расширенные зрачки, красные отекшие веки, покраснение склер, наличие признаков катаральных явлений. Подозрительны в отношении употребления наркотиков следы инъекций по ходу вен.

Появление у учащихся таких аксессуаров, как знаки, футболки, эмблемы, говорящие о принадлежности к наркотической субкультуре, тряпки и пакеты со следами химикатов, иглы, шприцы, лекарственные средства, средства бытовой химии, различная посуда со следами копоти или следами непонятного использования, подозрительно в отношении употребления ПАВ.

Профилактическая работа по наркомании среди молодежи должна быть тщательно продуманной, остарожной, максимально тактичной.

Готовясь к обсуждению проблемы наркомании с учащимися желательно:

– предварительно как можно лучше изучить специфику проблем, связанных с наркотиками (социальных, медицинских, психологических, юридических)

– продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит к конкретной аудитории в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение)

– четко определить тему и рамки вопросов с учетом возрастных особенностей аудитории, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку объять необъятное

– позаботиться о наглядных пособиях (фильмы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т. д.), несущих дополнительную информацию

Предоставьте возможность всем присутствующим активно участвовать в обсуждении. Постарайтесь, чтобы в основу ваших доводов были положены два принципа: оригинальность и уместность.

Литература:

1. Левицкий, К. Е. Организация поэтапной профилактики химических зависимостей в образовательных учреждениях. — Самара, 2000.

2. Лекции по наркологии. — Изд. 2, перераб. и доп. под ред. Н. Н. Иванца. — М.: Изд-во «Нолидж», 2000. — 448 с.

3. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: учебно-методическое пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарёва — Новосибирск: Новосибирский медицинский институт, 1998. — 48 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle