Библиографическое описание:

Винокурцева Е. А. К вопросу о величине минимального размера оплаты труда (по материалам статистического учета в Забайкальском крае) // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 328-331.



Среди социально-экономических проблем в настоящее время особенно актуальными являются вопросы об оплате труда наёмных работников. Повышение уровня реальной заработной платы является основным рычагом и важнейшим социальным индикатором изменения ситуации, критерием успеха дальнейших экономических преобразований в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации. В связи с этим вопросы государственного регулирования заработной платы представляют особый интерес.

В настоящее время в нашей стране живой труд остается крайне недооцененным. На взгляд автора, именно на решение этой проблемы должны быть направлены действия государственных структур в сфере регулирования труда и его оплаты.

Государство в условиях реформирования рыночной экономики и свободного предпринимательства не может устанавливать размеры заработной платы работников. Однако в его власти находится достаточно действенный инструмент регулирования цены труда — минимальный размер оплаты труда.

Цель проводимого исследования — выявление соотношения минимального размера оплаты труда (МРОТ) в исследуемом регионе с размером прожиточного минимума; соотношение денежных расходов населения с МРОТ, сравнение роста (уменьшения) индекса потребительских цен в регионе с повышением уровня МРОТ.

Объект исследования — минимальный размер оплаты труда, среднемесячная начисленная заработная плата, размер прожиточного минимума населения.

Базой исследования является данные показателей статистической отчетности, опубликованной на официальном сайте территориального органа государственной статистики в Забайкальском крае и других регионах Российской Федерации.

Также используются нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы оплаты труда (кодексы, федеральные законы, постановления, распоряжения), научные статьи по рассматриваемой тематике, учебные издания.

Для достижения поставленной цели исследования сформулированы задачи и пункты исследования:

  1. Проведение исследования в теоретическом аспекте, в частности, раскрытие понятий «заработная плата», «минимальный размер оплаты труда», «прожиточный минимум населения».
  2. Проведение анализа и сопоставление достигнутых показателей в исследуемом регионе и других регионах Российской Федерации.
  3. Прогнозирование величины минимального размера оплаты труда.

Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) [3].

Минимальный размер оплаты труда — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения пособий по временной нетрудоспособности.

Прожиточный минимум населения — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционированияорганизмачеловекаи сохранения его здоровьянаборапищевых продуктов, а также минимального наборанепродовольственных товарови минимального наборауслуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурныхпотребностейличности.

Объем прожиточного минимума содержит два элемента — физиологический и социальный.Физиологический минимум — это стоимостное выражение материальныхценностей, жизненно необходимых для существования человека.Социальную часть — определенный набор духовных ценностей, соответствующий минимально приемлемому уровню жизни.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета [3].

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

‒ организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

‒ организациями, финансируемыми из местных бюджетов, — за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

‒ другими работодателями — за счет собственных средств [3].

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи сростомпотребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами [3].

Мониторинг установленного размера минимального размера оплаты труда населения Забайкальского края в динамике представлен в таблице 1.

Таблица 1

Мониторинг установленного размера минимального размера оплаты труда населения Забайкальского края

Наименование показателя

01.01.2013г.

01.01.2014г.

1.01.2015г.

1.01.2016г.

1.07.2016г.

Минимальный размер оплаты труда, руб.

5205,0

5554,0

5965,0

6204,0

7500,0

Прирост величины минимального размера оплаты труда, %

-

106,7

107,4

104,0

120,8

Абсолютное отклонение величины минимального размера оплаты труда, руб.

-

349,0

411,0

239,0

1296,0

По данным представленным в таблице 1 можно сказать, что в динамике величина минимального размера оплаты труда увеличивается незначительно. Прирост данного показателя за рассматриваемый период (2013–2016 г.г.) колеблется в значениях 106,7–104 %, наибольшее значение наблюдается в 2016 г.- прирост составляет 120,8 %.

Если рассматривать увеличение минимального размера оплаты труда в абсолютном значении, то максимальная величина также наблюдается в 2016 г.-1296 руб.

В процессе проведения исследования необходимым условием считается сравнение минимального размера оплаты труда с величиной прожиточного минимума населения. Для сравнения представляются значения данных показателей в динамике и по ряду регионов РФ. Данные показатели представлены в табл. 2.

Таблица 2

Величина прожиточного минимума на душу населения, руб./мес.

Период

Забайкаль­ский край

Республика Бурятия

Иркутская область

Краснояр­ский край

Новосибирс­кая область

1 квартал 2014 г.

7999.13

7685,0

8016,0

8478,0

8316,0

2 квартал 2014 г.

8300.49

8091,0

8342,0

9111,0

8804,0

3 квартал 2014 г.

8360.72

8063,0

8295,0

9172,0

8636,0

4 квартал 2014 г.

8636.41

8263,0

8629,0

9186,0

8945,0

1 квартал 2015 г.

10049.90

9571,0

9939,0

10675,0

10626,0

2 квартал 2015 г.

10376.23

9776,0

10105,0

11076,0

10682,0

3 квартал 2015 г.

10333.02

9417,0

9881,0

10845,0

10273,0

4 квартал 2015 г.

10162.40

9259,0

9814,0

10598,0

10117,0

1 квартал 2016 г.

10465.16

9628,0

10081,0

10954,0

10482,0

2 квартал 2016 г.

10775,98

-

10146,0

11111,0

10614,0

Прожиточный минимум предназначается для оценки уровня жизни населения, формирования бюджета, расчета необходимой социальной помощи малоимущим жителям данного субъекта РФ.

Он рассчитывается на основании потребительской корзины и уровня цен на товары и услуги, а также расходов по обязательным сборам и платежам. Устанавливается ежеквартально нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

Данные предоставляются в расчете на душу населения.

По данным, представленным в таблице 2, можно отметить, что величина прожиточного минимума является величиной непостоянной и может различаться по субъектам РФ.

Проводя сравнение с данными таблицы 1, можно сказать, что величина минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума значительно отличаются, что несомненно отрицательны фактором сказывается на уровне жизни населения.

В абсолютном значении данные показатели отличаются на 2500–3000 руб., что говорит о снижении пользованием человека (его первичных и вторичных потребностях; оплате товаров и услуг; духовном и нравственном просвещении).

Важнейшим значением в оплате труда персонала является прогнозирование его величины, так минимальный размер оплаты труда условно имеет следующие значения в прогнозном варианте:

  1. 01.01.2017 г. — 8823 руб.;
  2. 01.01.2018 г. — 11067 руб.
  3. 01.01.2019 г. — 13608 руб.

Необходимым условием в прогнозировании и планировании величины прожиточного минимума населения является определение соотношения роста потребительских цен на товары, работы, услуги в рассматриваемом базисном периоде.

Главным условием в социальной политике государства является доведение величины минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Одна из основных проблем состоит в том, что МРОТ в России значительно ниже прожиточного минимума в стране.

Минимальный размер оплаты труда перестал выполнять свои экономические и социальные функции — создание основы для всей системы распределения заработной платы и защиты уязвимых категорий трудящихся от крайне низких размеров оплаты труда.

По мнению автора, в настоящее время соотношение минимальной заработной платы и минимального прожиточного уровня не укладывается ни в какие экономические и правовые рамки. Даже если допустить, что минимальный размер оплаты труда будет равен величине прожиточного минимума в стране, то это не сможет решить проблему бедности в России.

Данный вывод основывается на следующем:

‒ прожиточный минимум не учитывает полного набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных материальных и культурных потребностей, а также постоянно возрастающих затрат на содержание жилья, медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, социальные нужды и т. д.;

‒ весьма низкая оплата труда у большинства работающих, особенно в бюджетной сфере;

‒ размер минимальной заработной платы, как и прожиточного минимума, не учитывает, что работник должен содержать не только самого себя, но и семью.

В заключении следует сказать, что установление достойного уровня минимальной заработной платы является эффективным инструментом в борьбе с бедностью, ведет к сокращению неравенства в оплате труда, увеличению совокупного спроса.

Одновременно требуются мероприятия по сдерживанию роста цен.

Очевидно, что индексы цен растут и по причинам, никак не связанным с доходами населения.

Главной целью государственной политики цен является недопущение того, чтобы повышение МРОТ было лишь номинальным, должна расти реальная покупательная способность населения.

Однако при общей низкой оплате труда в стране гарантирование более высокого ее минимального уровня, а также обеспечение повышения трудовых доходов большинства населения несет большой позитивный потенциал:

  1. Мотивация людей к занятости вообще и к более усердному труду в частности.
  2. Стимулирование потребления путем увеличения денежной массы в руках бедных слоев населения.
  3. Бизнес может тратить меньше на обучение своих сотрудников из-за сокращения текучести кадров.
  4. Сокращение социальных расходов государства из-за увеличения доходов беднейших слоев населения.

Литература:

  1. Закон Забайкальского края от 09.04.2014 г № 964-ЗЗК «Об оплате труда работников государственных учреждений Забайкальского края».
  2. План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013–2018 годы от 12.09.2013г. /Сайт министерства труда и социальной защиты РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rosmintrud.ru/2018/.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.10.2016).
  4. Федченко А. А. Концептуальные основы заработной платы / А. А. Федченко // Вестник Воронежского государственного университета. — 2013. — № 1. — С. 119–125.
  5. Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 03.12.2012 г. № 232-ФЗ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle