Библиографическое описание:

Кирилов А. В. Этапы развития Бельского речного пароходства в 1919–1940 гг. // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 717-718.



В 1917–1918 годы частновладельческий речной флот Бельского бассейна был национализирован. В июне 1919 года после освобождения г. Уфы от белых выяснилось, что белыми были произведены большие разрушения в затонах, затоплено, сожжено и обсушено большое количество судов, расхищено много инвентаря и машинных частей судов. Оставшиеся целыми суда находились в распоряжении военного ведомства и служили для перевозки войск и военных грузов.

Для принятия на учет и для охраны оставленного белыми в Уфимском районе и принадлежащих водному транспорту имущества и материалов была образована временная комиссия по учету и хранению судов, грузов и имущества в составе 3-х человек: председателя — Шелонина, членов — Коростина и Попова.

В июне 1919 года функции выше названной временной комиссии считались законченными и все дела перешли в ведение Уфимского рупвода с его частями, в том числе с технической частью и отделами:

  1. Механико-судовой;
  2. Гражданских и береговых сооружений;
  3. Счётной;
  4. Отдел путей;
  5. Отдел снабжения.

Была организована коллегия в составе 3-х человек: председателя и членов — 2 человек. Окончательно Уфимский рупвод утверждался лишь в ноябре 1919 г. когда коллегией была утверждена структура «рупвода» с отделами, частями и отделениями с местонахождением управления в г. Уфе.

Уфимский рупвод просуществовал до 12 июня 1922 года. На основании приказа № 218 начальника Волжского округа водных путей сообщения от 10 июня 1922 года и приказа № 60 по управлению Камского линейного отдела Волжского округа от 30 июня 1922 года [8, л. 19–26] все районное управление водного транспорта «рупводы» ликвидируются в том числе и Уфимский рупвод и создается Уфимское агентство I разряда Волжского округа водных путей сообщения с границами: р. Белая от судоходных пунктов до устья с. Чегандой и Дербетским затоном [4, л. 18].

Уфимское агентство просуществовало по март 1923 года. Управление Бельского местного флота Волжского государственного пароходства НКПС РСФСР организовано на основании постановления СТО от 30 января 1923 года и начала свои действия с 1 апреля 1923 года [9, лл. 1–2] и согласно приказа № 4 по Волжскому Госпароходству от 2 марта 19223 года [7, л. 103–105].

На основании постановления № 56 правления Волжского Госпароходства от 4 января 1934 года Бельское управление местным флотом расформировывается, с передачей всех паровых и непаровых судов, затонов, имущества и материалов (согласно особого протокола совещания при эксплуатационном отделе правления Волжского Госпароходства от 30 декабря 1923 года) в ведение Уфимского агентства товаро-пассажирского флота Волжского государственного пароходства.

Начав свои действия с 1 марта 1924 года [6, л. 415], Уфимское агентство товаро-пассажирского флота было переименовано в сентябре 1926 года в Уфимскую коммерческо-эксплуатационную контору Волжского госпароходства.

Дата ликвидации или переименования Уфимского коммерческо-эксплуатационной конторы Волжского Государственного речного пароходства наркомата водного транспорта СССР не найдена.

Согласно Постановления ЦИК и СНК СССР от 30 января 1931 года, речной транспорт был выделен из наркомата путей сообщения СССР и образован наркомат водного транспорта СССР. На местах были созданы управления речного транспорта, состоящие из районных управлений, в том числе и Уфимское районное управление речным транспортом, которое вошло в состав Камского управления государственным речным транспортом.

В 1934 году наименование «Управление речным транспортом» было отменено и введено наименование «Пароходство».

Согласно приказа № 246 Наркомата водного транспорта СССР от 21 декабря 1936 года и на основании постановления СНК СССР от 16 ноября 1936 года: из Камского государственного речного пароходства выделяется Бельская областная эксплуатационная контра и преобразовывается в самостоятельное Бельское речное пароходство.

Местонахождением управления определяется г. Уфа с границами от истоков р. Белой до устья с притоками, включая пристань Дербежи и Дербежские мастерские, подчинив его Волжско-камскому центральному управлению речного транспорта Наркомата водного транспорта СССР [9, л. 373].

С января 1937-апрель 1939 гг. управление Бельского речного пароходства находилось в ведении Волжско-Камского государственного речного пароходства Наркомата Водного транспорта СССР.

Литература:

  1. Бельское речное пароходство [Электронный ресурс] // Башкирская энциклопедия URL: http://башкирская-энциклопедия.рф /component/content/ article/2-statya/11371-belskoe-rechnoe-parokhodstvo (дата обращения: 28.09.2016)
  2. Национальный архив республики Башкортостан Ф. 122, оп. 13, д. 238, л. 45
  3. НА РБ Ф. 341, оп. 1, д. 343, л. 18
  4. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д.12, л. 4.
  5. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 55, л. 415.
  6. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1., д. 73, л. 103–105.
  7. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 110, л. 19–26.
  8. НА РБ Ф. Р-447, оп. 1, д. 296, лл. 1–2.
  9. НА РБ Ф. Р.7458, оп. 6, д. 267, лл. 371–375.
  10. Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 22 августа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle