Библиографическое описание:

Зимина М. А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 813-815.



В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Ключевые слова: готовность, психологическая готовность к обучению, ребенок, дошкольник, школа

При переходе детей из дошкольного образовательного в среднее общеобразовательное учреждение немаловажна его психологическая готовность. Без всякого сомнения, значимо, чтобы дошкольник направился в среднее учебное заведение физически подготовленным, однако это далеко не единственное требование для благополучный в учебном процессе ребенка. Эта тематика считается злободневной, в связи с тем, что в наше время ступень начального образования предъявляет к будущим ученикам достаточно высокие запросы к подготовке. И отнюдь не все учащиеся приходя в школу уже обладают простыми формами учебной деятельности, ЗУНами, которые, как полагает школа, обязаны быть привиты в ДОУ. В таком случае вся концепция преподавания и воспитания ребенка в ДОУ обязана быть нацелена на подготовку предстоящего ученика к школьному обучению.

Готовность к школе — это определенный набор, содержащий в себе не только знания и умения. Из этого следует, то что имеется конкретный набор, входящих в него компонентов и без них не будет полноценной готовности детей к учебе в школе. Допустим будут разные соотношения, но без участия всех компонентов не выйдет желаемое. Готовность подразделяется на физическую и психологическую, как уже говорилось выше. Под физической готовностью предполагается состояние здоровья учащегося, наличие либо отсутствие у него приобретенных заболеваний. В содержание психологической готовности входит система требований, предъявляемые учащемуся в ходе обучения, он должен обладать способностью выполнять их [1, стр. 23].

Л. А. Венгер, Е. Е. Кравцова и т. д. относят к психологической готовности следующие элементы:

  1. Личностная готовность, умение ученика войти во взаимоотношения с одноклассниками учителями, и другими взрослыми образовательного учреждения. Принятие ребенка социальной позиции, т. е. положение себя как школьника.
  2. Интеллектуальная готовность, при переходе ребенка с одной ступени образовательной системы на другую болею сложную, в данном случае начальное звено, ребенок должен быть умственно развит. Он как ученик обязан уметь обобщать, сравнивать и многое другое.
  3. Социально-психологическая готовность, становление у детей моральных навыков и навыков эффективного взаимодействия с другими людьми, т. е. коммуникативных навыков.
  4. Эмоционально-волевая готовность, умение ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение. Он должен уметь ставить перед собой цель, принимать какие-либо решения, намечать план действия достижения цели, прилагать усилия для достижения этой цели [2, стр. 115].

Проблема психологической готовности рассматривается в отечественной и зарубежной психологии. Но мнения на эту проблемы различаются, к примеру зарубежные ученые (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и т. д.) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Что же касается отечественных психологов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович и т. д.) то они делали упор на теоретическое исследование проблемы.

Таким образом, психологическая готовность развивается в течении дошкольного детства и считается комплексным структурным образованием, содержащим в себе личностную, интеллектуальную, социально-психологическую, эмоционально-волевую готовность [3, стр. 15].

Нами проведена диагностика психологической готовности ребенка на базе МБДОУ д/с № 13 «Колосок», Нижегородской области, Кулебакского района, с. Мурзицы. Респондентами выступили дети 6–7 лет подготовительной группы ДОУ, в количестве 19 человек.

Для диагностики предпосылок учебной деятельности был применен комплекс методик, который включал в себя такие методики, как «Домик», «Бусы». Методика «Домик» ориентирована на выявление умений ориентироваться на пример, методика «Бусы» — диагностика умений ориентироваться на систему запросов.

Начнем с методики «Домик», респондентам дается задание как можно точнее срисовать изображения домика. Уже после завершения работы проконтролировать, все верно срисовано или нет. Возможно, что-то поправить. Любая ошибка оценивается 1 баллом. Полное воспроизведение — 0 баллов.

Обработка результатов этой методики продемонстрировала, что среди детей подготовительной группы не имеется низкого уровня, о чем и говорит изображение 1.

Рис. 1. Итоги выполнения методики «Домик»

Умение понимать на примере, четко скопировать то, что предложено, уровень формирования произвольного внимания, зрелость пространственного восприятия в необходимой степени сформированы у 47 % детей. У остальных 53 % наблюдается средний уровень, т. е. им необходимо коррекция и развитие данных умений.

Методика «Бусы» — целью этой методики является обнаружение количеств условий, которые способен удержать ребенок в ходе работы при восприятии задания на слух. Ребятам дается задание изобразить пять круглых бусинок так, чтобы ниточка проходила через центр бусинок. Все без исключения бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. Затем задание повторяется с целью того, чтобы ребенок проверил сам себе, и если была допущена ошибка исправил её, то есть изобразил рядом тоже самое.

Рис. 2. Итоги выполнения методики «Бусы»

По результатам методики было выявлено, что 50 % респондентов справляется с этим заданием на хорошем уровне, и приблизительно третья часть претерпевает затруднения при его выполнении.

Полученные итоги говорят о том, что приблизительно половины группы исследуемых детей не обладают психологической готовностью к школьному обучению и могут испытывать проблемы при переходе в среднее учебное заведение.

Таким образом, диагностирование развитости условий учебной деятельности дошкольников обнаружило потребность в коррекции и развитии. Для этого необходимо осуществлять занятия, которые посодействовали бы решению следующих задач:

  1. сформировать умение самоконтроля в обучающей деятельности;
  2. совершенствовать креативные способности и воображение, создавать представления о находящемся вокруг мире, формируя заинтересованность к познавательной деятельности;
  3. совершенствовать умственные способности.

Психологическая готовность — это целостное образование. Если у детей отстает в формировании как минимум один элемент готовности, то рано или поздно это влечет недоразвитие или искажение в формировании других.

Подводя итог исследованию, можно сказать, то что несформированность одного элемента школьной готовности приводит детей к психологическим трудностям и проблемам в приспособления к школе. Это делает важным психологическую поддержку на этапе подготовки детей к школе, для того чтобы ликвидировать допустимые отклонения.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. — СПб: Питер, 2008. — 400 с.
  2. Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. — М.: Знание, 1987, 87 с.
  3. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебн. пособ. для студентов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle