Библиографическое описание:

Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 874-877.



Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.

Али Апшерони

В последнее время во многих странах большое внимание обращено к проблеме одаренности детей, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.

Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности. Это значит, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [3].

Психологический словарь дает иное определение: «Одаренность — наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с различными видами деятельности».

Как отмечают авторы статьи «Определения одаренности» в настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Исследование Термина (1956) привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности» [4].

При толковании понятия «одаренность», мы затрагивали такие понятия как «задатки», «способности». Многие авторы также дают разные определения данных понятий.

Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности [1].

Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.

Различными задатками от природы наделены люди, именно задатки лежат в основе развития способностей. Задатки вовремя не развитые исчезают. Все мы знаем случаи, что дети, попав в логово зверей и не получив, там возможности развивать свои задатки, навсегда теряли их.

Какими бы задатками не обладал человек, он никогда не станет талантливым художником, музыкантом, хореографом, ученым, если он не будет много и упорно заниматься соответствующей деятельностью.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания. Таким образом, можно отметить, что задатки многозначны.

В соответствии с задатками и способностями человека определяется его одаренность. Различают общую одаренность и одаренность специальную. Общая одаренность человека является его способностью к обучению, специальная — характеризует высокую степень уникальных способностей, таких как гениальность и талант.

Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.

Гениальностью с точки зрения психологии принято считать способность человека к созданию чего-то принципиально нового.

Для гениальности характерны следующие особенности:

− осознание человеком своих задатков и способностей;

− незаурядность личности;

− проникновение способности в характер.

Основными показателями одаренности считаются легкость и быстрота усвоения материала, время проявления, широта переноса, а также сопоставимость условий с результатами [2].

Дети, которые склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но зато иметь высокий потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные способности.

Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.

Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.

  1. Художественная одаренностьспособность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Этот вид одаренности поддерживается и развивается во многих специальных заведениях дополнительного образования — кружках, школах, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности и многое другое.
  2. Общая интеллектуальная иакадемическая одаренность.Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье.
  3. Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.

Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:

− отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

− большая независимость в суждениях;

− тонкое чувство юмора;

− отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

− яркий темперамент.

  1. Социальная одаренность. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими людьми [2].

Выделение многих видов одаренности служит важной целью — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Из приведенного анализа взглядов ученых на проблему одаренности ребенка, можно сделать вывод, что данный феномен — это не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных людей, которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включения в деятельность.

При этом темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие.

Таким образом, многозначность терминов «одаренность» указывает на многоаспектность целостного подхода к проблеме одаренности.

В нашей статье мы будем опираться на понятие, предложенное Немовым Р. С.: «Одаренность — наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями», так как считаем, что оно наиболее полно и точно передает содержание этого понятия.

Литература:

  1. Андреев В. И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
  2. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
  3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
  4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle