Библиографическое описание:

Шевелёва С. А., Мельникова О. В., Кондакова Н. Г. Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 984-987.



В связи с появившейся в последние годы негативной тенденцией, в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей, возникает острая необходимость организации оздоровительной работы с дошкольниками с использованием новых методов и технологий.

Данная проблема актуальна в дошкольном периоде, так, как этот период чрезвычайно важный в жизни ребенка. С этим возрастом связано большинство критических периодов, что делает дошкольника наиболее уязвимым.

Одним из путей решения этой проблемы является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников инновационных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только физического, но психомоторного, эмоционального и речевого развития.

В первую очередь необходимо разработать концептуальные подходы к здоровьезбережению и формированию основ культуры здоровья ребенка в условиях детского сада с учетом региональной специфики и с учетом введения ФГОС.

В основу этой модели положен принцип интеграции содержания работы разных специалистов (инструктор по физической культуре, учитель — дефектолог, учитель — логопед, музыкальный руководитель, а так же родители и мед. персонал).

На конечном этапе проводится анализ результатов.

Модель предусматривает реализацию следующих направлений.

Планирование занятий по физической культуре для всех возрастных групп с использованием технологии Н. Н. Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Использование авторской технологии Ж. Е. Фирилевой, «СА-ФИ-ДАНСЕ» по танцевально-игровой гимнастике. Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально- игровой гимнастики. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психоэмоциональный настрой. Все это способствует оздоровлению детей дошкольного возраста [1, 5]

Следующую форму работы можно использовать во всех частях физкультурного занятия, а так же во время физкультурной паузы на образовательных занятиях. Это игровая ритмическая гимнастика. Упражнения под музыкальное сопровождение превращает учебный процесс в увлекательную игру. Акробатическая гимнастика — эта форма удивительна по своему воздействию, она не только обогащает внутренний мир ребенка, но и развивает его физически.

Гимнастика — фантастика- эта форма гимнастики направлена на развитие воображения у детей. Эта методика содержит специальные задания, творческие игры, направленные на развитие творческой инициативы.

Игрогимнастика — служит основой для усвоения ребенком различных видов движений. Эта форма эффективно формирует умения и навыки дошкольников в упражнениях строевого характера, общеразвивающих упражнений, акробатических движений, дыхательных упражнений [2, 18].

Следует отметить, что такая форма, как ритмическая гимнастика, как одна из нетрадиционных форм работы по физическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте характеризуется высоким темпом движений, а эмоциональный фон и соответствующее музыкальное сопровождение позволяют добиться высокой моторной плотности занятия и увеличить физическую нагрузку.

Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки. Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребёнка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

Система восточной гимнастики — одна из древних оздоровительных систем, развивающих личность как физически, так и духовно. Эта система комплексно воздействует на организм. Гимнастические упражнения школы восточной гимнастики неразрывно сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой и общего массажа. Разные упражнения школы используются для развития гибкости позвоночника.

Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой — направлена на лечение и восстановление заболеваний сердечно — сосудистой системы, на физическую реабилитацию детей, страдающих респираторными заболеваниями. Характеризуется сочетанием простых физических упражнений с коротким вдохом, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Внимание на выдохе не фиксируется, он происходит самопроизвольно [7, 5].

Методика дыхательных упражнений йогов — оздоровительная система индийских йогов сформировалась в глубокой древности. Цель этого вида дыхательных упражнений — сбалансировать деятельность вегетативной нервной системы. По представлению индийских медиков, при вдохе через одну ноздрю более активно работает одна часть вегетативной нервной системы, при вдохе через другую — другая. Двухфазное йоговское дыхание предполагает раздельный попеременный вдох то одной ноздрёй, то другой.

Звуковая психорегуляция дыхания М. Л. Лазарева — данный комплекс дыхательной гимнастики направлен на стимуляцию обменных процессов в клетках за счёт звуковой вибрации, которая позволяет также улучшить микроциркуляцию в области лёгочных альвеол, стимулирует деятельность диафрагмы, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.

Самомассаж по китайской методике — точечный самомассаж, надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения биологически активных точек. По китайской методике точечный массаж сочетается с поглаживающими и растирающими движениями. Подобный массаж улучшает питание тканей, секреторную функцию сальных и потовых желёз, терморегуляцию, деятельность центральной нервной системы, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Психогимнастика — направлена на развитие воображения, снятие интеллектуального и эмоционального напряжения, выработку уверенности в себе посредством игровых вариантов психотерапии.

Музыкотерапия эффективный метод профилактики и лечения детских неврозов. Музыка повышает способность справиться с болью и стрессом, регулирует дыхание.

Хороших результатов можно добиться, используя разные методы на одном занятии. Комбинация разных методов и технологий позволяет повысить физическую нагрузку, увеличивает моторную плотность. Во время работы с детьми необходимо учитывать разную степень их подвижности, важно дифференцированно подходить к дозировке упражнений. Дети большой подвижности, как правило, выполняют упражнения в быстром темпе. В данном случае следует акцентировать их внимание на качество выполнения. Детей малой подвижности очень легко заинтересовать путем «обыгрывания», использования игрового образа. При планировании модели необходимо обеспечить системность в работе, а так же необходимо учитывать единство оздоровления, воспитания, обучения и детей дошкольников.

Модель обладает рядом особенностей.

  1. Оздоровительная работа проводится в тесном сотрудничестве с педагогами ДОУ, родителями воспитанников, при полном понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми, добросовестном выполнении всех рекомендаций.
  2. Модель учитывает климато-географические и экологические особенности региона. Акцент в коррекционно-оздоровительной работе делается не только на профилактику и лечение нарушений осанки, но и на профилактику простудных заболеваний.
  3. Одна из особенностей модели — ежедневные занятия, построенные с учётом возрастных критериев, недели здоровья, физкультурные праздники, туристические походы, спортивные досуги, дни здоровья, позволяющие улучшить процессы мышления, памяти, способствуют концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма.

Модель предусматривает соблюдение принципов.

Принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов, медицинских работников и родителей.

Принцип систематичности воздействия с обеспечением определённого подбора упражнений и последовательности их применения.

Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.

Принцип повторений умений и навыков — один из самых важных, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип регулярности воздействия, которое обеспечивает развитие и восстановление функциональных возможностей организма.

Принцип индивидуально — личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью становится ребёнок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребёнка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построение двигательного режима.

Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.

Принцип цикличности предполагает выполнение физической нагрузки в соответствии с показаниями, чередование упражнений с отдыхом, упражнениями на расслабление.

Принцип всестороннего воздействия на организм ребёнка с целью совершенствования механизмов регуляции и адаптации к физическим нагрузкам.

Принцип учёта возрастных особенностей- при комплектовании групп детей с одинаковой патологией, возрастной шаг должен составлять один год.

Принцип разнообразия и новизны в подборе и применении физических упражнений, целесообразно через каждые 2–3 недели обновлять 20–30 % упражнений.

Принцип контроля за результатами, включающий обязательное тестирование и выявление степени прироста или констатация факта отсутствия изменений тестируемых показателей.

Таким образом, данный алгоритм лечебно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду. Именно такой подход к воспитанию здорового ребёнка позволит:

  1. Осознать взрослыми и детьми понятие «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
  2. Повысить уровень ориентации к современным условиям жизни.
  3. Овладеть навыками самооздоровления.
  4. Добиться высоких результатов в лечении и профилактике нарушений опорно- двигательного аппарата и плоскостопия.

Литература:

1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» Танцевально-игровая гимнастика для детей. М, 2001 г.

  1. Картушина М. Ю. «Зеленый огонек здоровья», 2009.
  2. Педагогика и психология здоровья / Под ред. Н. К Смирнова. — М. 2002 г.
  3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М.: Мозаика- Синтез, 2000.
  4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим. М., 2004.
  5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М. Мозаика-Синтез, 2010.
  6. Щетинин М. «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой» 2004 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle