Библиографическое описание:

Калинина Т. В., Ручкина А. А. Компьютерная зависимость у детей подросткового возраста // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 822-824.



The article is devoted to the problem of computer addiction. Presents an analysis of computer addiction as a phenomenon in adolescence. The results of the study the propensity of children to computer addiction. Attempted to develop recommendations for parents and teachers who interact with adolescents, with the risk of computer addiction.

Keywords:addiction, computer, teenager, features

В современном обществе практически каждый родитель подростка сталкивается с такой проблемой, как компьютерная зависимость. Данная проблема является актуальной и на сегодняшний день, так как у школьников нынешнего поколения изменились интересы, появились новые возможности узнавания мира, новые средства знакомства и общения, и все это находится совсем рядом — дома — в персональном компьютере.

Данная проблема была раскрыта в работах таких ученых как: К. Янг, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова.

Мы понимаем термин «зависимость», как патологический интерес субъекта по отношению к чему-либо. Понятие «компьютерная зависимость», появившееся в России в 90 годах прошлого столетия, на пике эволюции компьютерной промышленности, определяет пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми. Эта новая болезнь поражает все современное поколение, в большей степени подростков и молодежь. Хотя данный недуг не имеет ничего общего с инфекцией, однако распространяется он по свету с немыслимой скоростью, скоростью эпидемии. Опасность стать зависимым от компьютера грозит каждому, кто проводит время за ним более двух часов в день, а именно играет, общается в социальных сетях.

Компьютерная зависимость широко распространенное явление в подростковом возрасте. Ведь персональный компьютер в наше время доступен каждому школьнику, и это пугает, так как информации в нем — неограниченное количество — интернет, игры, социальные сети, быстрая передача данных, поиск нужной информации, общение, покупки, оплата услуг, кино — все это современные достижения нового поколения. Но за всей этой прелестью, помогающей нам учиться, работать, развиваться, скрывается обратная сторона ситуации — безмерный интерес к компьютеру, постепенно разрушающий физическое и психическое здоровье человека. Появляется одна из главных проблем человечества — компьютерная зависимость [1].

Каждый человек хочет удовлетворять свои потребности в полной мере, и необходимость в удовольствии не является исключением. Постоянная стимуляция центра удовольствия приводит к тому, что субъекты забывают обо всем на свете. Отказываются от употребления пищи, общения в реальном мире, прогулок по свежему воздуху и других потребностей. У подростков такая зависимость может возникать по причине недостатка внимания со стороны взрослых и сверстников, неуверенности в себе, недовольства своей внешностью, особенно если есть недостатки. Также дети часто садятся за компьютер, чтобы не отличаться от своих знакомых. Часто этот недуг возникает из-за отсутствия хобби и увлечений, а свободного времени очень много.

У детей младшего школьного возраста, компьютерная зависимость проявляется в форме интереса к компьютерным играм. У подростков и взрослых, это уже более серьезные занятия на компьютере, такие как программирование, разработка и усовершенствование программ на компьютере, поиск различных материалов в сети интернет.

Чрезмерное пребывание детей и подростков за компьютером, приводит к появлению особенностей у зависимого человека: пребывание в воодушевленном состоянии; невозможность остановиться; игнорирование общением с живыми людьми; появление депрессии, раздражения; трудности с учебой; отсутствие взаимопонимания в семье, в школе; пренебрежение здоровьем, личной гигиеной.

В связи с этим выделяют три основных вида компьютерной зависимости, исходя из интересов субъекта:

– познавательная — интерес в сфере программирования, телекоммуникаций или хакерства;

– игровая — интерес к компьютерным играм, а также онлайн играм;

– коммуникативная — увлечение сетевой коммуникацией, Интернет-аддикция.

Рассмотрев основные виды зависимости от компьютера по увлечениям, мы можем изучить следующие виды компьютерной зависимости: киберадикция — вид компьютерной зависимости, которую можно разделить на две группы, в зависимости от формы компьютерной игры; ролевые компьютерные игры, когда «бегство» из реального мира, мечта быть всемогущим, все уметь; не ролевые компьютерные игры, у субъекта возникает нереальное желание достичь высокого результата в забаве, заработать большое количество очков.

Во время игры подросток испытывает невероятные ощущения, он может контролировать каждое свое действие, но при этом забыть о происходящем в реальности: о важных домашних делах, об учебе, общении с друзьями. Необходимость игры в компьютер возрастет и будет конкурировать с наиболее важными потребностями человека. Компьютер станет «родным», пропадут яркие эмоции, чувства. Ребенок считает, что время проведенное за компьютером не прошло впустую, что он достиг нового уровня в нереальном мире. Но, к сожалению, действительность иная, и подросток может потеряться при решении проблемы в жизни [2].

В последнее время, стал широко распространен сетеголизм — компьтерная зависимость от интернета, чрезмерное пребывание человека в сети.

Подросток, имеющий данную зависимость, проводит 12–14 часов в сутки за компьютером, регистрируясь в различных социальных сетях, общаясь на форумах, скачивая фильмы, музыку.

Выделяют несколько отличительных признаков детей, обладающих сетоголизмом: излишний интерес к проблемам сети Интернет; попытки прекращения применения сети Интернет в жизни; при отключении интернета, человек испытывает недовольство, полную подавленность, грусть; постепенно увеличивается время пребывания в интернете; возникает угроза потери важных личных связей — родственников, друзей, коллег; использование интернета как метода избежание индивидуальных проблем, или наоборот, поднятия настроения; невысокая трудоспособность [2].

Хакерство, является одним из видов компьютерной зависимости, является типом работы, которая характеризуется пристрастием к поиску информации и использованием ее.

Подростки, неадаптированные к обществу, не умеющие заводить новые отношения, часто становятся взломщиками, так как проявляют свое негативное отношение к миру [2].

С целью изучения склонностей детей к компьютерной зависимости нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 14 г. Арзамаса. В исследовании приняли участие дети подросткового возраста (12–15 лет), в количестве 25 человек, 13 мальчиков и 12 девочек. Для изучения и выявления склонности к компьютерной зависимости нами были определены следующие методики: тест К. Янга и авторская анкета «Осторожно, Интернет!", разработанная психологами данного учреждения. Выборка сделана не случайно, так как диагностику проходили дети разных возрастов.

Анализ результатов, полученных после проведения теста К. Янга, в котором нужно было ответить на 20 вопросов в соответствии со шкалой показал, что 6 ребят, что составило 23 % от всех респондентов, имеют риск развития компьютерной зависимости, так как в ходе исследования они набрали от 20 до 30 баллов.

13 учеников, что составило 54 %, от всех участников эксперимента, набрали от 10 до 20 баллов, что означает, что они находятся на стадии увлеченности.

И 6 испытуемых, что составило 23 %, не имеют риска развития компьютерной зависимости.

Таким образом, по результату теста, видно, что большинство ребят, что составляет 77 %, имеют низкий риск развития компьютерной зависимости, а остальные 23 %, могут стать зависимыми от компьютера.

Проанализировав анонимное анкетирование «Осторожно, Интернет!", мы получили следующие результаты, пользуются сетью Интернет — 25 человек, что составляет 100 %. Но к сожалению правила пользования интернетом, знают лишь 10 человек, что составляет 38 %.

К наиболее посещаемым сайтам, по результатам диагностики, относятся: социальная сеть ВКонтакте — 16 человек, что составляет 62 %, порталы компьютерных игр — 13 человек, что является 54 % от всех участников эксперимента.

В итоге, мы можем прийти к выводу, что все ребята пользуются интернетом, и в основном посещают такие социальные сети и порталы для игр.

По итогам диагностики, мы можем предложить рекомендации для родителей и педагогов по преодолению компьютерной зависимости у ребят. Данные рекомендации предполагают комплексное взаимодействие родных и учителей подростка.

– уделять родителям больше времени своему ребенку;

– дать ребенку возможность заниматься любимым творческим, спортивным занятием, посещая различные секции;

– привлечь ребенка к домашним делам;

– показать ребенку интересные развлечения в реальности;

– преподаватели могут давать творческие задания, направленные на проявление фантазии и креатива подростка;

– посещать различные мастер — классы.

В заключении хочется отметить, что компьютерная зависимость подростка не редко возникает на фоне дефицита общения в реальном мире между сверстниками, так как большинство ребят, также увлечены компьютером, и большую часть, а иногда и все свободное время проводят в нереальном мире — онлайн.

Литература:

  1. Калинина Т. В., Георгиевская Д. А. Изучение проблемы психологической неустойчивости подростка — пользователя социальных сетей// Молодой ученый- 2014-№ 21. — С. 95.
  2. Максс В. А. Компьютерная зависимость у подростков // Молодой ученый. — 2014. — № 7. — С. 272–274

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle