Библиографическое описание:

Бураканова Д. К. Профессионализм заказчика как фактор повышения уровня конкуренции в сфере государственных закупок (на примере Республики Башкортостан) // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 321-324.



Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. раскрывает понятие конкуренции, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1].

Конкуренция выступает важнейшим инструментом развития рынка товаров, работ, услуг для публичных нужд, повышая эффективность государственных закупок и способствуя формированию умеренных цен, поэтому определение в законодательстве мер, направленных на обеспечение конкуренции при выборе заказчиком поставщиков, способствует формированию конкурентного рынка, стимулирует предложение на качественные товары, работы и услуги, позволяет государственным заказчикам получать качественную продукцию и оказывает прямое влияние на исполнение поставщиками обязательств по государственным (муниципальным) контрактам [2].

Если в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных услуг» развитие добросовестной конкуренции было одной из целей закона, то в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» обеспечение конкуренции является одним из шести принципов контрактной системы.

Содержание принципа конкуренции в ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» раскрывается через создание равных условий между участниками закупок. Добросовестная конкуренция включает ценовую и неценовую конкуренцию между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров (работ, услуг) [3].

Так, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 декабря 2010 года № 640 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Башкортостан № УП-371 от 30 ноября 2013 года «Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти»», показатель «уровень конкуренции на торгах, которые привели к заключению контракта» является одним из отраслевых показателей для оценки эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере государственных закупок [4].

«Уровень конкуренции на торгах, которые привели к заключению контрактов по ключевым направлениям закупок», является также целевым индикатором и показателем государственной программы «Развитие системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Башкортостан», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 9 от 22 января 2013 года, целью которой является обеспечение повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Башкортостан.

Показатель «уровень конкуренции на торгах, которые привели к заключению контракта», рассчитывается по формуле: Ук = Кзаяв / Кпзк,

где: Ук — уровень конкуренции на торгах, которые привели к заключению контрактов (количество заявок, поданных на одну закупочную процедуру);

Кзаяв — количество заявок, поданных на участие в торгах, которые привели или условно привели к заключению контрактов;

Кпзк — общее количество проведенных торгов, которые привели или условно привели к заключению контракта [5].

По данным аналитической информация Министерства экономического развития Республики Башкортостан об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Башкортостан за 2010–2015 годы была рассмотрена динамика уровня конкуренции на торгах, которые привели к заключению контракта [6].

Рис. 1. Уровень конкуренции на торгах в Республике Башкортостан

Исходя из показателей уровня конкуренции на торгах в Республике Башкортостан за период 2010–2015 г. можно сделать вывод, что переход закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд с Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных услуг» на осуществление закупок по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» не повысил показатели уровня конкуренции на торгах, которые привели к заключению контракта, и оставил показатели уровня конкуренции на уровне предыдущих лет.

Гарантией реализации принципа обеспечения конкуренции служит запрет на совершение участниками контрактной системы любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок [3].

Анализ показателей правовой статистики Прокуратуры РБ о состоянии законности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2013–2015гг. показывают тенденцию увеличения по всем показателям за рассматриваемый период. Так, число выявленных нарушений в 2015 году по сравнению с 2013 возросло в 2,5 раза или на 1828 нарушений. В 2015 году количество выявленных незаконных правовых актов и протестов увеличилось на 275 и возросло в 10 раз по сравнению с 2013годом. Количество внесенных представлений Прокуратуры РБ в сфере закупок товаров, работ, услуг в 2015 году увеличилось в 2 раза [7].

Анализ показателей УФАС РБ показывает, что увеличивается количество рассмотренных жалоб участников закупок, выданных предписаний об аннулировании торгов/ отмене протоколов/внесении изменений в документацию. УФАС РБ отмечает, что наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб является нарушение при составлении документации о закупке, необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использование нестандартных показателей при описании закупки, а также неправомерное отклонение заявок [8].

Таблица 1

Показатели УФАС по РБ за 2010–2014г.

Наименование показателя

2010

2011

2012

2013

2014

Рассмотрено жалоб

521

778

825

829

930

Обоснованные и частично обоснованные жалобы

254

253

249

224

228

Необоснованные жалобы

147

227

270

316

292

Выдано предписаний об аннулировании торгов/отмене протоколов/внесении изменений в документацию

196

284

258

236

265

Таким образом, с переходом осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд по правилам Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» уровень конкуренции на торгах остается на уровне предыдущих лет, при этом возрастает количество выявленных нарушений, вынесенных представлений, жалоб участников закупок, выданных предписаний об аннулировании торгов/отмене протоколов/внесении изменений в документацию, что говорит о низком уровне профессионализма заказчиков. Профессионализм заказчиков может выступать как развивающий, так и сдерживающий фактор конкурентной среды. Уровень конкуренции на торгах на прямую зависит от добросовестного соблюдения заказчиками законодательства о контрактной системе. Учитывая сложность российского законодательства о государственных закупках необходимо принятие мер, способствующих повышению профессионализма заказчиков, а именно: повысить общую и правовую культуру заказчиков, при исполнении ими должностных обязанностей; устранить правовые коллизии, пробелы в законодательстве о государственных закупках; четко регламентировать деятельность заказчиков на всех этапах осуществления закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (муниципальных) нужд и тем самым способствовать повышению уровня конкуренции на торгах.

Литература:

  1. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ (ред. 03.07.2016)// Российская газета, № 162, 27.07.2006
  2. Кузнецова И. В. Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. — М.: ИНФРА-М, 2010. — С.48
  3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013г. № 44 — ФЗ (ред. 03.07.2016)// Российская газета, № 80, 12.04.2013
  4. Постановление Правительства Республики Башкортостан «О мерах по реализации Указа Президента Республики Башкортостан № УП-371 от 30 ноября 2013 года «Об оценке эффективности деятельности республиканских органов исполнительной власти»» от 27 декабря 2010 года № 640 (ред.21.07.2015)// Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 03.12.2013
  5. Постановление Правительства Республики Башкортостан «О государственной программе «Развитие системы закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Башкортостан» годы» (ред. 12.04.2016)// Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 24.01.2013
  6. Аналитическая информация Министерства экономического развития Республики Башкортостан об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Башкортостан за 2010–2015 годы// Официальный сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан https://economy.bashkortostan.ru/
  7. Статистические данные Прокуратуры Республики Башкортостан за 2013–2015 годы// Официальный сайт Прокуратуры Республики Башкортостанhttp://bashprok.ru/
  8. Отчеты Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за 2010–2014 годы// Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостанhttp://bash.fas.gov.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle