Библиографическое описание:

Во Л. В. Появление профессиональных художников первой половины XX века во Вьетнаме // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 736-739.



ХудожникиЛе Ван Миен, Ле Ван Де, Тханг Тран Пенг и другиевпитали особенности искусства Франции и Европы, и, объединивих с традиционным художественным языком, создали в итоге узнаваемый стиль Индокитая. Подобный подход во многом обязан преподавателям Колледжа искусств Индокитая, которые помогли систематизировать искусство Вьетнама и обратили внимание студентов на богатство культурного наследия их родной страны.

Ключевые слова:появление профессиональных художников, произведения, Вьетнама

9 января 1858 г. французы оккупировали вьетнамское государство, которое стало именоваться колонией Индокитай (включая Лаос и Камбоджу). Французский колониализм просуществовал на территории Индокитая до 1945 г. Вьетнамскому народу передавались культурные достижения западного общества,создавались школы, училища, колледжи, университеты, образование в которых давалось на французском языке.

Французские колонистыоткрывали научно-исследовательские институты, театры, ремесленные училища. B 1925 г. был создан Колледж изобразительных искусств Индокитая, где готовили художников, скульпторов, архитекторов по научно-академической программе. Всего образование получило более 150 студентов, которые в дальнейшем оказали большое влияние на творчество Вьетнама началаXX в.Кроме того, ряд вьетнамских художников, прошедших обучение во Франции, вернулись в страну: Ле Ван Миен, Нам Сын и другие, которые затем преподавали западное искусство [1].

В поисках художественного языка художники экспериментировали в масляной живописи, графике, акварели.Они создавали символические, условные образы.

Художник Ле Ван Mиэн (1873–1943) родился во вьетнамской провинции Нге Ан. Учился живописи в Школе искусств в Париже с 1891 по 1895 гг., у профессора Жан-Леона Жерома (J. L. Gérôme) (1824–1904) и испытал влияние европейского искусства. Вернувшись во Вьетнам, он создал ряд классических произведений; стоит отметить работы «Портрет Ту Мэм» (1896) и «Литературный комментарий». Фактура и техника находятся под влиянием европейского искусства: четкость и реалистичность рисунка, внимание к объему фигур, светотень [1], [2].

В работе «Литературный комментарий» переданасистема феодального образования. Изображены учитель и ученики, композиция построена в форме треугольника, что придает ей устойчивость. Используются эффекты светотени для создания объема и пространства. Однако, пространство, где находятся учащиеся, еще плохо разработано, нет предметной детализации среды, освещение имеет неестественный характер. Виден академический подход к технике масляной живописи. Художник передает дух современного ему Индокитая.

В работе «Портрет Ту Мэма» художник создал гармоничную композицию: образ старика помещен в центр работы. По положению тела и выражению лица мы можем судить о серьезности характера портретируемого. Художник использует темно-коричневый фон, что говорит о влиянии европейского искусства. Освещение в картине искусственное. Фигура прописана детально. С помощью лессировок автором создан глубокий, психологически тонкий образ портретируемого. Картина демонстрирует высокую технику владения масляной краской. Темно-коричневая палитра, структура фигуры говорят о приверженности академическому методу европейской живописи. В данной работе заметны художественное влияние Запада и процесс изменения вьетнамской живописи.

Интересны мастера, которые в своем искусстве испытывали различные влияния, обращались к разным традициям и наследию. В творчестве Ле Фо[1] (1907–2001) можно выделить три этапа. Первый этап — влияние реализма. Второй этап — влияние традиционного искусства. Третий этап — влияние импрессионизма. В период 1925–1945 гг. Ле Фо находился под влиянием художника Виктора Тардье. В работе «Женщина» (1935) мастер реалистичноизображает женскую фигуру, передавая глубину ее характера. Ее образ передан с помощью сильного цветового контраста — желтого с зеленым. Плотный слой масляной краски создает особый эстетический эффект.Одежда, написанная в светлых тонах, передает падающие теплые солнечные лучи. Пространство отображается с помощью локального зеленого оттенка. Несмотря на портретный жанр, Ле Фо передает лицо в общих чертах [1].

На картине «Бабушка Суан» (1933) мастер изобразил женщину в белой одежде, которая сидит в светлом пространстве рядом с цветами. Солнечные лучи освещают пространство. Эта картина написана деликатно, хорошо подобраны оттенки цветов, создается мечтательное настроение. Самым ярким пятном в работе становятся цветы в вазе. Есть ощущение присутствия воздуха в работе.

Творческий метод художника постепенно менялся, он испытал влияние пленэрной живописи. Чаще пишет людей на открытом воздухе, девушек в весенних цветущих садах, наполненных светом и теплым солнцем. Для работ этого периода характерны более широкие и свободные мазки и сложность фактур.Можно даже увидеть в его картинах влияние Пьера Боннара (Pierre Bonnard) (1867–1947).

Ле Ван Де[2] (1906–1966) писал пейзажи и портретыв импрессионистком стиле. Его работы отражают подлинные чувства к родине и народу. В работе «Семья» (1933) он изобразил мирную жизнь семьи Ханоя. Центральный образ матери с ребенком заливает яркий свет. Пространство обобщенное, интерьер крайне простой. Прохладный воздух охватывает всю картину. Характерные фигуры использованы в динамичной композиции.Фактуры мягкие, масляная краска нанесена тонким слоем.

Тханг Тран Фэнг (1895–1963) является художником-самоучкой. В 1913 г. году был рабочим. Позже он обучался живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1926–1931). В произведениях «Пагода Чан Киэн Хуок на закате», «Рынок Быои» (1914), «Цветник» (1915), «Хай Ба Трынг» (1923), «Фам Нгу Лао» (1924) и других отражено влияние европейских методов на народное искусство Вьетнама. «Художник использует метод обобщения, символизм, живую фактуру, яркие цвета, прослеживается влияние народного декоративного искусства» [3].

Изучая древние образцы искусства Вьетнама, Тханг Тран Фэнг занимался поиском собственного художественного языка. На первом этапе своего творчества художник находился под влиянием традиционной народной графики.Тханг Тран Фэнг создает двухмерную структуру, линии яркие, мягкие, цвета контрастные. Кроме того, он создавал работы, находясь под впечатлением от декоративных традиционных театральных стилей. Его произведения стилизованные, условные, символичные. Он рисует героев, патриотов, несчастных женщин, чьи образы обладают большим эстетическим значением и являются эталоном для следующего поколения художников. Также Тханг Тран Фэнг работал в технике масляной живописи, используя яркие, насыщенные пигменты. В более зрелый период творчества он сосредоточился на традиционном театральном жанре.

На картине «Утров Ханг Цанг» (1943)Хунг Ван Тхуан[3] (р. 1912) описал красоту мирной сельской местности. Мастер рисует буйвола, огромное поле, свежие облака. Он создал простую композицию, характерную для работы на пленэре, передал прохладу пространства. Яркий свет направлен на поле, воду, небо, облака. Картина обладает ярко выраженной фактурой, которая передает сильные эмоции ее автора. Плотные слои масляной краски создают яркие богатые цвета.Цвета смешиваются, меняется направление света и нанесения мазков. Серо-синяя гамма создает гармоничную атмосферу, передает ее умиротворение. На искусство Хунг Ван Тхуана повлияли работы Ингумберти[4].

Май Чунг Хы (1906–1980)часто изображает детей, ориентируясь навосточнуюэстетику (индийская живопись, японская графика, народная графика Вьетнама):декоративность и яркость цветов, контраст между зеленым, оранжевым и фиолетовым, синим и красным. Работы «Малыши» (1944–1945), «Мать и дитя», «Тон», «Женщина, сидящая у окна» и ряд других выполнены в традиционномвизуальном стиле.

На картине «Малыши» художник, изображая детей, передает их различные позы, настроение.Композиция довольно простая, создана в технике масляной живописи. Май Чунг Хы использует прием перспективы, одновременно сочетает символические и стилизованные приемы народной графики. Дополнительные детали придаютизображениюдинамичности.

Фигуры детей напоминают народную графику Ханг Чонг, например, работы «Дракон-змей»,«Ханг Донг», «С завязанными глазами поймать козу», а также произведения народной графики Донг Хо «Борьба», «Ревность», «Сбор кокосов». Для создания визуальных эффектов в структуру произведений он вводит некоторые элементы народной графики − мягкие, тонкие линии, черные штрихи, яркие цвета.

Этот творческий период художника характеризуется изображением детей, мотивов материнства, традиционных игр. Он передает атмосферу социальной жизни древнего Вьетнама, обращает зрителя мыслями в детство. Прибегая к графическому народному языку в масляной живописи, автор сочетает традиционные и современные техники и тенденции. В целом, Май Чунг Хыв своем творчестве использует элементы народного искусства в структуре, цвете, линиях, объеме, форме. Его произведения, выполненные в технике масляной живописи, смело можно отнести к искусству, обладающему высокой эстетической ценностью.

Художник Фам Данг Чи (1920–1987) также окончил факультет живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1940). Наиболее известное произведение «Серебряный источник» (1945), в котором художник изобразил спящую девушку.Изысканный стиль, цветовой контраст, яркие черные линии создают великолепную сцену. Сочетание традиционных приемов и символов, использование контрастов отличают данное произведение. Молодая женщина лежит на кровати, она задумчива и печальна. Работа выполнена на бумаге «До» — традиционном для вьетнамской графики материале. Фам Данг Чи писал эту картину акварелью контрастных оттенков:зеленый — красный, зеленый — оранжевый, синий — оранжевый. Отображены стилизованные, условные формы, двухмерная структура пространства.Традиционные мотивы прослеживаются в одежде героини. Автор довольно успешно использовал приемы народного искусства севера, а также Хюэ. Во время учебы в Колледже изобразительных искусств Индокитая, он изучал народное искусство Донг Хо и Чонг Хан, а также особое традиционное искусство Хюэ.Родился и вырос в городе Хюэ, наслаждался цветами народной архитектуры. Основная таблица цветов Хюэ содержит глубокие мысли, которые давно и успешно используются в работах художников, выполненных на шелке [1], [2].

Тран Ван Кан (1910–1994) — один из самых талантливых художников своего времени. Он творил на различных материалах: масло, лак, шелк, графика; ориентировался на различные стили, такие как реализм, импрессионизм. Особенно интересно изображение молодой женщины в работе «Обливание» (1940) «художник показал простую деревенскую красоту, уют, создал цельный психологический образ». Он очень мягко и тонко описывает красоту движущегося объекта. Линии, широкие и тонкие, создают единство.

C:\Users\Mr.Lac\Desktop\_MG_5700.JPG

Тран Ван Кан. «Обливание». 1940. Цветная ксилография.

В период 1925–1945 гг. мастер воплотил в жизнь великолепные графические работы. Героини изображаются в традиционном для северного Вьетнама костюме, они длинноволосые, у них мягкое тело. Художник передавал деревенскую жизнь девушек. Для описания объекта мастер использовал двухмерную структуру, контрастные цвета, мягкие, изогнутые линии создают живой ритм. В этих работах Тран Ван Кан комбинирует японскую и традиционную вьетнамскую графику. Он успешно использует обобщение, стилизацию, символизм.

В работе «Бог Мадлен под крестом» (1936) Ле Ван Де соединяет декоративный и символический приемы.Произведение разделено на две изобразительные группы: образ Бога и портрет молодой женщины. Фигуры написаны с помощью приема преувеличения. Ле Ван Де использовал изящные линии, которые обладают большой выразительностью, делая образ глубоким и ярким. С помощью гармонично подобранных цветов он передает мистический, религиозный дух.

Творческий стиль Ле Ван Де объединяет восточное искусство и народную графику в построении композиции, положении тел, ритмичности и т. д. Его работы отличают такие черты, как символизм, преувеличение, условность.

Период 1925–1945 гг. отмечен особым вниманием в искусстве Вьетнама к теме семьи.Художники описывают красоту молодых женщин, матерей и детей. Их характеры и образы выразительны, глубоко психологичны, часто печальны. Вьетнамские матери, открыто проявляющие чувства к любимому ребенку, являются изобразительным символом в искусстве того периода.

Литература:

  1. Во Ван Лак, Влияние французского искусства на традиционную живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг.//Молодой ученый (№ 1 (81), январь- 1 2015 г.
  2. Во Ван Лак, Типичные работы авторов живопись Вьетнама в период 1925–1945 гг../ Молодой ученый (№ 2 (82), январь — 1 2015 г.- С 573–578.
  3. Нгуен, В. Ч. Искусство. Комментарии / В. Ч. Нгуен. — Ханой: Изобразительное искусство, 2000.
  4. Нгуен, З. К. Сущность восточной философии / З. К. Нгуен. — Хошимин: Издательство Хошимина, 1999.
  5. Нгуен, Х. Искусство Вьетнама XX века / Х. Нгуен. — Ханой: Знание, 2011.

[1] Окончил факультет живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1925–1930).

[2] Окончил факультет живописи в Колледже изобразительных искусств Индокитая (1925–1930).

[3] Окончил факультет живописи Колледжа изобразительных искусств Индокитая (1939 –1944).

[4] Родился в Марселе. В 1913 г. окончил Колледж декоративного искусства в Париже. В 1914 г. началась Первая мировая война. Поступил в армию, был ранен в 1917. После войны продолжает обучение декоративному искусству в студии E. Моран (E. Morand). В 1927 г. были отправлены для участия в Национальном салонекартины, написанные маслом, «Северный Вьетнам» и «Девушка Аннама».В 1929 г. состоялась его первая персональная выставка в Ханое.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle