Организация самостоятельной работы обучающихся в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 525 раз

Библиографическое описание:

Тарасов, И. В. Организация самостоятельной работы обучающихся в вузе / И. В. Тарасов, В. К. Виттенбек. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 841-844. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34426/ (дата обращения: 19.04.2024).



The article is devoted to the topical problem of influence of computer games on students 9–10 years old. The author studies the theoretical part — classification of computer games, reasons for deviations in the sphere of emotional mental states of students who are fond of computer games, — and brings forth the practical part — Phillips’s questionnaire of school anxiety. The author suggests recommendations on the rational use of computers during leisure time.

Keywords: independent work, young professional, modern teacher, modern communications

Размышляя о требованиях, которые ставит современная система образования к подготовке молодых специалистов в вузах для работодателей, то можно заметить основную тенденцию: работодатель предпочитает молодого специалиста обладающего базовыми знаниями, но и специалиста способного самостоятельно отвечать на различные изменения в профессиональной ситуации; способного к принятию самостоятельных решений и созданию собственного рабочего плана для выполнения тех или иных задач. Таким образом, очевидна необходимость направления студентов на самостоятельные виды деятельности непосредственно в процессе обучения, переключение его с пассивной роли слушателя, на активную роль исследователя. В наше время преподаватель не только ораторствует с кафедры, он выполняет функции наставника, посредника, консультанта. Современный преподаватель:

– предоставляет студентам материалы для самостоятельной работы;

– указывает им места поиска для самостоятельного отбора информации;

– стимулирует и мотивирует студентов к самостоятельному подходу обучения;

– обеспечивает студентов ресурсами самостоятельной проверки своих знаний.

Современные коммуникации общения «студент↔преподаватель» позволяют общаться за пределами аудитории: блоги, социальная сеть: ВКонтакте, Facebook, Whatsapp, Twitter, Instagram, системы: Яндекс, Google, Mail, образовательные глогстеры (Glogster EDU) [1]. Например, как один из вариантов использования глогстеров предлагается особая опция — «эта часть специально сделана таким образом, что учитель имеет право создать свою группу, класс, зарегистрировать и пригласить детей. Обучение и работа над проектами являются приватными, а вот возможность публикации окончательного проекта — определяется решением учителя» [1]. Самостоятельная работа студента подразумевает — познавательную, учебную деятельность, выполняемую по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия [3, с. 68–75]. Однако, как сами студенты понимают эту степень самостоятельности? Перед началом проведения самостоятельной работы студенту необходимо уточнить следующие вопросы: как часто будут проходить консультации преподавателем, кто будет их инициировать, кто будет ответственен за разработку перечня вопросов консультаций, кто будет устанавливать рамки самостоятельной работы? Однако и преподавателю следует обсудить работу со студентом во время консультации. Таким образом, для повышения эффективности самостоятельной работы, преподаватель определяет, умеет ли студент:

– выбрать подходящие материалы — соответствующие средствам информации;

– использовать стратегии в использовании материалов;

– выполнять работу регулярно;

– использовать определенные языковые аппаратные средства;

– навыки поиска информации (использовать каталог библиотеки, Интернет, словарь и справочные грамматические материалы);

– включать элементы самостоятельной работы в другие языковые упражнения;

– проходить рефлексию своих действий и проверять успехи;

– показать хорошее время по выполнению самостоятельной работы;

– рационально организовать работу для облегчения поиска информации

– показать, как обязательство выполнения самостоятельной работы принесло ему пользу;

– размышлять и оценивать сделанные действия.

Например, в Европе между преподавателем и студентом заключается контракт на выполнение обязательств обеих сторон [2, с. 62]. Подписание данного соглашения поможет избежать конфликтных ситуаций.

Личный опыт показал, что есть много ключевых аргументов в пользу самостоятельной работы обучающихся, которые могут работать:

– в удобное им время;

– используя ту среду, в которой они чувствуют себя комфортно;

– работать над темой, которую обучающиеся считают интересной;

– на том уровне трудности, который является подходящим для них.

Дополнительным плюсом самостоятельной работы обучающегося является знание иностранного языка. Это позволяет любому обучающемуся достигать хорошей отметки. Студенты, которые усердно работают вне аудитории, не только достигают лучшей отметки, они также ответят лучше на экзаменах. Не существует никаких волшебных «коротких путей» к достижению прогресса языковых навыков. В то время как работодатели стремятся найти выпускников с компетентностью в одном иностранном языке, им, возможно, также понадобится штат с лингвистической многосторонностью. В виду вышеизложенного необходимость переориентации образовательного процесса на самостоятельную работу становится очевидной. Однако, комплексный подход, предполагающий существенное усиление роли самостоятельной работы обучающегося в процессе обучения и изменение роли и места преподавателя в процессе самостоятельной работы студента, по разрешению задач и ситуаций автономной деятельности студентов требует доработки. Так для роста эффективности данного процесса, требуется разработка и создание учебно-методической и материально-технической базы, организация консультационного сопровождения преподавателей, определение методов и критериев контроля прохождения дисциплины [4, с. 157–160]. Каждый ВУЗ оставляет за собой право индивидуального подхода к решению вышеперечисленных задач, но отчетливо заметна общая тенденция все большей интенсификации доли самостоятельной работы студентов в рамках обучения.

Приложение 1

Журнал самостоятельной работы

Вид деятельности:________________________________________________________

Затраченное время:_______________________________________________________

Ресурсы, использованные в обучении: ______________________________________

1 часть

Поставленная цель: ______________________________________________________

Достигнута на _____ %

Я смог _________________________________________________________________

У меня получилось ______________________________________________________

Я справился_____________________________________________________________

Я узнал ________________________________________________________________

Я не смог_______________________________________________________________

Мне не удалось __________________________________________________________

Мне это нужно? Да/нет

Что для этого надо? ______________________________________________________

Где может пригодиться? __________________________________________________

Я хочу это знать? Да/нет

Что именно хочу знать и уметь? ____________________________________________

2 часть (языковое содержание)

Лексический материал____________________________________________________

Грамматический материал_________________________________________________

Вопросы, которые я хочу обсудить со своей группой, преподавателем _____________________________________________________________________________

Я должен выучить 1. 2. 3…

3 часть (анализ проделанной работы)

Какие задания мне понравились больше/меньше всего?________________________

Доволен ли я результатами работы или хочу улучшить их? _____________________

С чего я готов начать прямо сейчас? ________________________________________

Что я хочу делать в первую очередь? _______________________________________

Какие повседневные привычки могли бы поспособствовать моему продвижению к более высокому качеству владения языком? ______________________________________

Какие действия, совершаемые регулярно могли бы повысить мою удовлетворенность в собственных знаниях и умениях?_______________________________

Куда обратиться за помощью? _____________________________________________

Где найти информацию? (список источников) ________________________________

Чем я горжусь? __________________________________________________________

Что мне больше всего помогло? Методы, средства, … _________________________

Что было лишним?_______________________________________________________

Литература:

  1. Город образования подростков: Сайт школы № 1277 с углубленным изучением немецкого языка г. Москвы, РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gorod1277.org/?q=content/obrazovatelnye-saity-glogster-glogster-edu. — Дата доступа: 22.05.2016.
  2. Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82228236. — Дата доступа: 22.05.2016. — 62 с.
  3. Виттенбек В. К. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1996 // Технология осуществления эффективного внутреннего контроля в структуре управления развивающей школы. М.: Московский педагогический государственный университет, 2013. С. 68–75.
  4. Виттенбек В. К. Внебюджетное образование и личность М.: Высшее образование в России. 2005. № 11. С. 157–160.
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, студент, EDU, иностранный язык, преподаватель, процесс обучения, самостоятельная работа обучающегося, самостоятельная работа студента.


Ключевые слова

самостоятельная работа, молодой специалист, современный преподаватель, современные коммуникации

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа — это совместная деятельность студента и преподавателя, в которой преподавателю отводится организаторская, консультативная, контролирующая роль. Преподаватель должен ясно представлять себе путь...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная деятельность...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа — это совместная деятельность студента и преподавателя, в которой преподавателю отводится организаторская, консультативная, контролирующая роль. Преподаватель должен ясно представлять себе путь...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная деятельность...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку.

Похожие статьи

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа — это совместная деятельность студента и преподавателя, в которой преподавателю отводится организаторская, консультативная, контролирующая роль. Преподаватель должен ясно представлять себе путь...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная деятельность...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку.

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Ключевые слова:самостоятельная работа, обучение иностранному языку, учебный процесс.

Самостоятельная работа студентов — это работа, выполняемая в рамках образовательного процесса под руководством и контролем со стороны преподавателя.

Самостоятельная работа студентов как важнейшая...

· центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании.

В зависимости от места и времени проведения самостоятельная работа студента (СРС), характера руководства ею со стороны...

Ocновные проблемы организации самостоятельной работы...

Самостоятельная работа — это совместная деятельность студента и преподавателя, в которой преподавателю отводится организаторская, консультативная, контролирующая роль. Преподаватель должен ясно представлять себе путь...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Данная статья акцентирует внимание на развитие самостоятельной работы студентов посредством использования ресурсов Интернет с целью улучшения процесса обучения иностранному языку.

Организация самостоятельной работы студентов в условиях...

Организация самостоятельной работы студентов вусловиях сокращения аудиторных часов на примере дисциплины «Деловой иностранный язык».

В данной ситуации можно считать правомерным заявление о том, что самостоятельная работа студентов (СРС) становится...

Организация самостоятельной работы студентов при изучении...

Самостоятельная работа в обучении иностранных учащихся.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, иностранный язык, студент, самостоятельная работа студентов, устная речь, изучение, самостоятельная деятельность...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Форум как эффективное средство организации асинхронной...

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения иностранному языку в условиях неязыкового вуза.

Некоторые особенности работы в электронной образовательной среде MOODLE при обучении иностранному языку.

Задать вопрос