Библиографическое описание:

Чувпило Е. К., Мельник Т. И. Особенности управления ДОО в условиях введения ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 538-541.



Особенности современной системы дошкольного образования заключаются в том, что это — система открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию. Современная система дошкольного образования включает государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации [1, с. 24].

Говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами дошкольных образовательных организаций еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание условий развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка. Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений, осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.

Введение ФГОС дошкольного образования — длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса [1, с. 12].

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08–10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

‒ создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

‒ организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

‒ кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

‒ финансово-экономического обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании необходимо организовать в следующих направлениях.

Организационно-управленческое направление:

‒ создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов;

‒ разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. Ожидаемый результат: система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС;

‒ приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения;

‒ предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается получение объективной информации и готовности ДОО к переходу на ФГОС;

‒ организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать осмыслению содержания ФГОС;

‒ использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС дошкольного образования;

‒ организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерными образовательными программами. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО;

‒ разработка Положения о результатах освоения ООП;

‒ формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС;

‒ внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС;

‒ мониторинг введения ФГОС, предполагающий диагностические материалы;

‒ организация отчетности по введению ФГОС [1, с. 14].

Управление кадровым обеспечением внедрения ФГОС включает следующие мероприятия:

‒ мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования;

‒ разработку плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования;

‒ создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. Предполагается повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС;

‒ создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС;

‒ определение наставников для молодых педагогов в ДОО;

‒ участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования;

‒ организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. Ожидаемый результат: поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС ДО [2, с. 18].

Управление процессом создания материально-технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования направлено на реализацию следующих мероприятий:

‒ мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования;

‒ обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений;

‒ обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников;

‒ методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой;

‒ обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога;

‒ обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

содержательно насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; вариативной; доступной; безопасной.

Создание организационно — информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования может включать:

‒ размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС, что будет способствовать информированию общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС;

‒ обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС;

‒ проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования;

‒ информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС;

‒ подготовка публикаций из опыта работы ДОО [2, с.19].

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

‒ учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов;

‒ мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий);

‒ реализацию методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг [3, с. 4].

Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС — это, прежде всего, управление инновациями.

Принципиальные отличия от предыдущих этапов развития управлением ДОО:

‒ рефлексия на всех уровнях и этапах деятельности;

‒ управленческое мышление руководителя;

‒ принципиальное отличие целей: деятельностный подход — развитие личности как субъекта своей жизнедеятельности;

‒ принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат

‒ новая информационно-деятельностная образовательная среда;

‒ новый педагог — готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях;

‒ социум как партнерская среда;

‒ образовательная организация как открытое для взаимодействий образовательное пространство.

Введение ФГОС способствует изменению содержания, усложнению функций, условий деятельности современных дошкольных образовательных организаций, что влечёт за собой значительные изменения организационного аспекта управления, усложняет деятельность руководителя, появляется потребность в поиске нового содержания, форм и методов организационно-управленческой деятельности.

Литература:

  1. Алёхина И. В. Мониторинг становления профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения: содержательный аспект // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-stanovleniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-soderzhatelnyy-aspekt (дата обращения: 16.09.2016).
  2. Веселова Т. Б. Совершенствование методической работы с педагогическими кадрами ДОУ — СПб: Детство-пресс, 2012.
  3. Виноградова Н. А. Методическая работа в ДОО. Эффективные формы и методы: метод.пособие /Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. — М.: Айрис-пресс, 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle