Библиографическое описание:

Пителинский К. В., Берёза А. О. Риски, связанные с нематериальными активами хозяйствующего субъекта: идентификация и управление // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 457-461.



В настоящее время сложившаяся в РФ социально-экономическая ситуация настоятельно требует увеличения доли финансирования реальных секторов экономики путем поддержки отдельных высокотехнологичных предприятий и перспективных проектов. Хозяйствующие субъекты в условиях рыночной экономики, при осуществлении своей деятельности исходят из критерия получения максимальной прибыли в условиях неопределенности и, следовательно, риска.

Успех лица принимающего решения сильно зависит от понимания и отношения к риску. Риск предпринимательской и коммерческой деятельности — важная составная часть теории и практики управления. Финансовые риски — случайные риски, где возможен положительный или отрицательный результат (т. е., вероятность наступления ущерба от ведения рискованных операций). Риск предпринимателя, направлен на получение результатов нестандартными методами, преодоление психологических барьеров, консерватизма с помощью инноваций. Для ситуации с риском характерны: вероятность возникновения убытков, вероятность получения дополнительной прибыли, известные вероятности исходов и ожидаемые результаты, наличие решений-альтернатив, случайность события (исхода).

При наличии риска и связанных с ним финансовых, моральных и др. потерь возникает потребность в управлении риском. Алгоритм процесса циклического управления риском в комплексной (т. е., содержащей подсистемы) экономической системе дан ниже (см. табл. 1).

Таблица 1

Алгоритм циклического управления риском

п/п

Состав действия

Шаг 1

Идентификация (качественная оценка) системного риска и его количественная оценка;

Шаг 2

Выбор метода минимизации риска в рассматриваемой (под)системе;

Шаг 3

Выбор управленческого решения по минимизации риска;

Шаг 4

Реализация управляющего воздействия на риск;

Шаг 5

Мониторинг результатов управляющего воздействия на риск;

Шаг 6

По итогам мониторинга — возврат к шагам 2, 3, 4 или 7;

Шаг 7

Завершение цикла управления

Активное применение экономико-математических методов позволяет провести количественный и качественный анализ экономических явлений, дать количественную оценку значениям риска и неопределенности и выбрать их оптимальное решение для конкретной экономической ситуации. При этом математические методы и имитационные модели позволяют описать различные хозяйственные ситуации и оценить влияние на них управленческих решений, обходясь при этом без проведения ресурсоемких натурных экспериментов.

Риск — вероятностная категория, отчего его оценки используются математические аппараты теории вероятностей и эконометрики, а при их алгоритмической реализации — методы статистического моделирования (методы Монте-Карло). Кроме того, возможно использование методов теории игр и математического программирования. Перспективным также представляется применение метода анализа иерархии (метода Т. Саати) и соответствующих этому классу моделей нечетких оценок, получаемых от экспертов при оценке ключевых показателей эффективности экономических систем.

Имитация — один из методов, который часто применяют для решения практических проблем экономики, ибо она полезна для выявления связей между количественными и качественными переменными (при наличии факторов неопределенности и рисков и неполных знаниях о структуре изучаемого объекта/процесса и в условиях турбулентности). Применяя имитацию, идут от реалий объекта к его имитационной модели, далее — к результатам имитации, а затем уже — и к численному решению. Комбинация имитации со средствами поддержки принятия решений (например, с нейронными сетями), ведет к повышению эффективности процесса принятия решений (сокращению времени на его реализацию и повышению их качества).

Разумеется, для анализа больших массивов разнородной информации и при розыгрыше редких явлений, для которых не накоплена статистически значимая выборка, приходится активно использовать реализованные в виде специализированного программного обеспечения имитационные модели поиска оптимальных решений с помощью нейронных сетей и генетических алгоритмов. Все большую популярность находят и специализированные в рамках своей предметной области системы поддержки принятия решений на основе искусственного интеллекта — продукционные модели, семантические сети (в т. ч., и байесовские), фреймовые структуры и др.

В стоимости предприятий растет доля нематериальных активов, эффективное управление которыми становится значимым из-за усиления роли инноваций, интеллектуальных ресурсов и ИТ‑технологий и др., аспектов, формирующих конкурентоспособные бизнес-процессы.

Гудвилл — совокупность элементов бизнеса или персональных качеств, стимулирующих клиентов обращаться именно к данному источнику товаров/услуг, приносящих прибыль предприятию, сверх той, которая требуется для получения разумного дохода на все остальные активы (включая доход на его идентифицируемые и на отдельно оцениваемые нематериальные активы). Оценка гудвилла как нематериального актива, формирующего конкурентное преимущество хозяйствующего субъекта и иногда составляющего значимую часть от стоимости бизнеса (см. табл. 2) становится актуальной.

Таблица 2

Цели мероприятий по оценке гудвилла

Цели оценки гудвилла

Состав мероприятий

Обеспечение привлекательности инвестирования

Привлечение инвесторов, явное обозначение ценности предприятия/организации

Определение доходности гудвилла

Выяснение, какая часть прибыли получена сверх той, которая была бы заработана, если не было бы положительного гудвилла

Оценка иминимизация нанесенного деловой репутации ущерба

Парирование диффамационных атак в СМИ на деловую репутацию

Оценка сложившейся деловой репутации

Перманентный мониторинг динамики состояния деловой репутации

Оптимизация реализации поглощения/слияния

Анализ динамики состояния деловой репутации взаимодействующих сторон

Составление финансовой отчетности по стандартам МСФО

Ежегодный тест приобретенного гудвилла на предмет его обесценения

Управление деловой репутацией

Выработка стратегии построения имиджа и репутации и их корректировки на заданном горизонте планирования

Обычно дополнительная прибыль есть синергетический эффекта от сложения влияния гудвилла бизнеса (собственно предприятия) и персонального гудвилла. В табл. 3. приведен обзор методов оценки гудвилла.

Условия, в которых функционируют банки и иные кредитные учреждения, формируют угрозы их существованию и экономические риски их деятельности. Стабильность функционирования и эффективная финансово-экономическая деятельность банка — результат обеспечения его экономической безопасности (т. е., обеспечение отсутствия недопустимого риска при ведении предприятием/организацией экономической деятельности). В табл. 4 даны категории рисков для кредитной организации.

Таблица 3

Состав мероприятий по оценке гудвилла

Метод оценки гудвилла

Состав мероприятий

Аналитический метод оценки деловой репутации

Неявные элементы нематериальных активов почти/совсем не показываются в бухгалтерском учете, поэтому нужно вычисление этих активов. Ряд элементов имеет стоимость лишь при их объединении. Указывает на внутреннее происхождение деловой репутации, но сложен для анализа и расчета

Бухгалтерский метод

Применяется лишь при покупке предприятия, когда цена покупки превышает стоимость материальных и нематериальных активов, стоящих на балансе — тогда разницу приписывают стоимости гудвилла. Помогает оценить гудвилл и др. неидентифицируемые нематериальные активы по методу «большого котла»

Метод избыточных прибылей

Основан на допущении, что избыточные прибыли приносят предприятию не отраженные в балансе нематериальные активы, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал, выше среднеотраслевого уровня. Предполагает явное сопоставление уровней прибыльности оцениваемого предприятия и др. предприятий-аналогов отрасли с последующей капитализацией, необъяснимой влиянием материальных активов разницы между ними

Оценка деловой репутации по деловой активности

Показатель деловой активности — объем продаж (обычно за последние три года), к которому применяют коэффициент-множитель оценки деловой репутации. Оценивать деловые активы предприятия только по объему продаж сложно — надо знать и финансовые результаты его деятельности

Таблица 4

Состав рисков хозяйствующего субъекта

Вид риска

Состав риска

Кредитные риски

Риск невыполнения в полной мере и в срок контрагентом своих обязательств. Существуют у банков, у предприятий, имеющих дебиторскую задолженность и у организаций, работающих на рынке ценных бумаг

Организационные риски

Риски, связанные с внутренней организацией работы организации

Рыночные риски

Риски, вызванные турбулентностью экономической конъюнктуры

Технико-производственные риски

Экологический, возникновения аварий, пожаров, поломок; нарушения функционирования объекта из-за ошибок при его проектировании и монтаже, строительные риски и др.

Юридические риски

Риски потерь, из-за того, что нормы законодательства не были учтены или изменились за период сделки; риск несоответствия законодательств разных стран; риск некорректно составленной документации и др.

Организационные риски

Связаны с бизнес-процессами в организации

Одним из способов обеспечения экономической безопасности субъекта экономики является повышение конкурентоспособности предлагаемых им продуктов и услуг. Конкурентоспособность банка — потенциальные и реальные возможности сформировать положительный имидж его как надежной и современной кредитной организации, отвечающей всем запросам клиентов, способной создавать и продвигать на рынок конкурентоспособные продукты/услуги. Конкурентоспособность услуг в банковской сфере — система качественных и стоимостных показателей услуг банка, удовлетворяющих реальные и потенциальные потребности потребителей банковских услуг и обладающая превосходством над услугами конкурентов. Конкурентоспособность услуг банка определяется свойствами услуги, спецификой ее потребителей и качеством услуг от конкурентов.

Банк подвержен влиянию как общих рисков, свойственных хозяйствующим субъектам, так и рисков, связанных со спецификой его деятельности. Специфика риска банковских операций в том, что степень риска, которую принимаемая банком на себя, сильно зависит от степени риска, прямо или опосредованно получаемого от его клиентов. Чем выше степень риска бизнеса клиентов банка, тем выше и риск, подстерегающий банк, при работе с этими клиентами.

Предупреждение и снижение рисков становятся все более востребовано банковской теорией и практикой. Банковские риски являются социально ответственными процессами, ибо банки рискуют не только собственными, но и, главным образом, заемными ресурсами, отчего последствия могут быть весьма плачевными.

Особенности конкурентоспособности в банковской среде определяются спецификой банковских услуг: непостоянством их качества и неотделимостью от персонала, неосязаемостью, несохраняемостью и др. С помощью имущественных договорных отношений нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты. Реализация банковских услуг связана и с использованием различных форм денег (наличные, безналичные и расчеты), а оказываемые банком услуги носят комплексный характер (например, зависят от времени).

Для банковских продуктов/услуг к критериям конкурентоспособности можно отнести: простота получения услуги; доступность информации о банковском продукте/услуге; качество обслуживания клиентов; наличие/отсутствие продуктов-заменителей у банков-конкурентов; наличие пакета дополнительных услуг; тарифную политику банка.

Надежность банка определяет его имидж и тем самым формирует гудвилл (как его важный нематериальный актив). На надежность банка влияют следующие факторы: качество обслуживания клиентов, доступность (наличие сети филиалов), применение информационно-коммуникационных технологий. При этом во фреймы (информационно логические структуры) «конкурентоспособность банка» и «конкурентоспособность услуги банка» входят зависящие друг от друга факторы (см. табл. 5 ниже).

Таблица 5

Принципы информационных конструкций, связанных спонятием «конкурентоспособность»

Фрейм «конкурентоспособность банка»

Фрейм «конкурентоспособность услуги банка»

Макроэкономические показатели (ВВП на душу населения, % инфляции, динамика доходов и расходов домохозяйств и др.);

Наличие потенциальной клиентуры;

Потребительские предпочтения;

Уровень конкуренции в банковском секторе

Быстрота получения услуги банка;

Доступность информации о продукте/услуге;

Наличие пакета дополнительных услуг;

Наличие/отсутствие продуктов-заменителей у банков-конкурентов;

Тарифная политика банка

После получения качественной информации об конкурентном состоянии финансового рынка, инвесторы проводят анализ конкурентной позиции банка на рынке, используя модельные соотношения и специализированное программное обеспечение, количественно описывающие конкурентоспособность банка и его продуктов/услуг.

Киберпреступность наносит экономический и репутационный урон банкам и частным организациям. На сбор информации о конкурентах — их нематериальных активах, промышленных технологиях, ноу-хау (в т. ч., и о составляющих гудвилла) хозяйствующими субъектами тратятся большие финансовые, человеческие и временные ресурсы. Утраченную информацию сложно воспроизвести, ибо слишком велики израсходованные ресурсы, утрачены носители информации, ограничено время восстановления информации и др [Пителинский, Гринман, Хачатрян 2012, Пителинский, Гринман 2012].

Утрата нематериальных активов сводит на нет затраченные средства и может исключить возможность окупаемости инвестиций в разработки. С позиции будущих доходов предприятия, потеря информационной защиты делает ее деятельность прозрачной и предсказуемой для конкурентов и др. недружественных субъектов, т. е., уязвимой. Понимание планов, стратегии и модели поведения конкурента, сведения о его клиентах, связях и взаимоотношениях с поставщиками, покупателями и др. организациями — основа для нейтрализации конкурирующего экономического субъекта.

В кредитной сфере РФ возникли государственные и коммерческие компании — Бюро Кредитных Историй (далее — БКИ), профиль деятельности которых — сбор, хранение и обработка данных о кредитах, когда-либо выданных юридическим и физическим лицам (см. табл. 6). Также БКИ обмениваются между собой сведениями о проблемных кредитах.

Таблица 6

Принципы работы бюро кредитных историй

Принцип

Состав принципа

Безопасности

Вся информация, собранная и распространяемая между БКИ и банком секретной информации, есть банковская тайна, защищаемая специальными средствами и мероприятиями от несанкционированных действий третьих лиц

Достоверности

Организации, дающие информацию в БКИ, отвечают за ее правильность и достоверность. БКИ отвечает лишь за правильную обработку данных, точное и своевременное размещение информации в БД

Нейтральности

Информация, являющая собой коммерческую тайну не разглашается и не раскрывается (как и название ее давшего банка)

Сотрудничества

Информация доступна участникам, регулярно предоставляющим данные о кредитной истории своих клиентов

Банки в режиме реального времени посылают информацию о всех поступивших к ним заявлениях на получение кредита от заемщиков — так все бюро кредитных историй БКИ постоянно пополняют свою БД. Также, БКИ гарантирует своевременную подачу кредитных отчетов о заемщиках по запросу банка, а банк, в свою очередь, обязан по требованиям БКИ вовремя давать нужную ему информацию [Пителинский, Антипенкова 2014, Пителинский, Антипенкова, Титов 2014, Пителинский, Титов 2014].

Для повышения эффективности функционирования предприятий и устранения всех вышеперечисленных рисков, создаются интегрированные системы безопасности для защиты ресурсов субъектов экономики, объединяющие функциональные возможности систем аппаратной и программной защиты информационных потоков, организационно-правовых и технических мероприятий [Пителинский, Синьковский, Улунян, Берёза 2015]

Для накопления информации нужны ресурсы — финансовые, человеческие, временные. Некоторую информацию нельзя воспроизвести из-за значительности затраченных временных и человеческих ресурсов, утраты носителей или ограниченности времени на ее воспроизводство. При сборе сведений о промышленных технологиях, ноу-хау хозяйствующим субъектами тратятся большие ресурсы. Информационная безопасность технологии производства (ИБТП) значительно влияет на стоимость предприятия и относится к нематериальной ее составляющей. ИБТП представляет стоимость экономического субъекта — неотъемлемое свойство собственных знаний и разработанных/приобретенных бизнес-процессов как реально обеспечивающих конкурентное преимущество при минимизации организационных и др. рисков.

Из соображений, изложенных выше, становится ясно, что любая оригинальная технология, обеспечивающая ее владельцу какое-либо конкурентное преимущество над конкурентами, является ценной и имеет определенную стоимость. Следовательно, в рамках ИБТП необходимо вводить комплексную систему охранных (организационно-правовых, программно-математических и инженерно-технических) мероприятий.

Поднятая в статье тематика представляется авторам весьма актуальной, особенно на фоне длительного спада экономики РФ, вызванного рядом системных причин (кумовство, коррупция, некомпетентность управленческого аппарата, технологическая отсталость и отсутствие четкой законодательной базы), негативное влияние которых усугублено действием наложенных рядом стран секторальных санкций.

Литература:

  1. Пителинский К. В., Антипенкова А. А. Средства минимизации рисков субъекта экономики: информационная безопасность // Вестник московского института лингвистики. — № 2. – М.: Вестник московского института лингвистики. 2014, – С. 133–139.
  2. Пителинский К. В., Гринман И. Р., Хачатрян А. Ю. Особенности конфиденциальной информации — некоторые правовые аспекты // Межотраслевая информационная служба. Выпуск 2 (159). — М.: ВИМИ, 2012. — С. 13–18.
  3. Пителинский К. В., Синьковский А. В., Улунян А. А., Берёза А. О. Юридические основы защиты информации как основного нематериального актива в строительных организациях // Бухучет в строительных организациях. — М.: № 4 2015 –С. 60–67.
  4. Пителинский К. В., Титов В. Р. О правовых аспектах управления информацией и нематериальными активами предприятия // Вестник московского института лингвистики. — № 2. — М.: 2014, – С. 140–144.
  5. Пителинский К. В., Хачатрян А. Ю., Берёза А. О. Нарушения требований ПБУ 14/2007 о правах на нематериальные активы: последствия и минимизация рисков // Бухучет в строительных организациях. — М.: № 2 2015 – С. 79–88.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle