Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта в зарубежной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 18.10.2016

Статья просмотрена: 1810 раз

Библиографическое описание:

Нуреева, Л. К. Теоретико-методологические аспекты исследования конфликта в зарубежной психологии / Л. К. Нуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 837-839. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34387/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье описаны основные направления изучения конфликтов в зарубежной психологии.

Ключевые слова:психоаналитическая, социотропная, социометрическая, интеракционистская бихевиористская, фрустрационно-агрессивная, теория и практика переговорного процесса динамическая теория

С давних времен конфликты как существенная сторона общественных связей, взаимодействия и отношений людей, их поведения и поступков приковывали внимание человека.

Анализ литературы по конфликтологической проблематике позволяет определить основные теоретические подходы к изучению конфликта в зарубежной психологии. При описании базовых концепций исследования конфликта в зарубежной психологии мы будем придерживаться точки зрения отечественных психологов (Н. В. Гришина, Ф. Е. Василюк, А. Кармин), которые подразделяют все концепции, описывающие конфликты в зарубежной психологии, на три группы.

Первая группа теорий рассматривает конфликт как интрапсихический феномен и опирается на представлениях о противоречиях и конфликтах между различными сферами личности. К ней относятся следующие парадигмы: психоаналитическая, социотропная, социометрическая, интеракционистская.

Вторая (ситуативная) группа теорий делает акцент на внешние причины возникновения конфликта, к ним относятся: бихевиористская, фрустрационно-агрессивная, теория и практика переговорного процесса.

Третья (когнитивная) группа теорий интерпретирует конфликт с точки зрения когнитивного феномена, к ней относится динамическая теория.

В первой (интрапсихической) группе теорийв работах З. Фрейда, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма традиционно представлена психоаналитическая теория. Анализ трудов показал, что из всех возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичным является внутренний конфликт, отсюда следует, что конфликты являются частью внутренней жизни человека, и их возникновение естественно сопутствует его развитию. Конфликт может быть явным (например, конфликт между желанием и нравственным требованием или между двумя противоречивыми требованиями) или же скрытым. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа [2.с. 213].

Представители социотропной теории У. Мак-Дугалл, С. Сигеле, акцентируют внимание на том, что конфликты в обществе неизбежны по причине того, что людям присущи социальные инстинкты: страх, стадность, самоутверждение и соответствующее им эмоциональное возбуждение. С точки зрения авторов, между отдельными индивидуумами могут возникать противоречия, т. к. как всем людям присущ инстинкт «драчливости», вызывающий эмоцию гнева, вследствие чего люди постоянно конфликтуют, вступают в противоборство.

Автор социометрической теории Дж. Морено изучал психологические аспекты поведения небольших социальных групп, уделяя внимание эмоциональным отношениям (чувствам симпатии, антипатии, безразличия друг к другу), и рассматривал конфликт как результат особых эмоциональных отношений между членами группы, их симпатий и антипатий, разнообразия интересов и мотивов поведения. [4, с 13].

Представитель чикагской школы интеракционизма Т. Шибутани считает, что причины конфликтов кроются в самом процессе взаимодействия людей. При возникновении возмущений в отношениях «индивид — среда» субъект начинает ощущать внутреннюю дисгармонию и дискомфорт. Стремясь устранить их, индивид совершает активные действия для того, чтобы приспособиться к среде. В ходе приспособления и возникают конфликты.

Вторая (ситуативная) группа теорий в первую очередь представлена бихевиористской парадигмой. При рассмотрении вопроса о происхождении конфликта представители данного направления (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура) рассматривали его как реакцию на внешнюю ситуацию. С точки зрения бихевиоризма, источники происхождения конфликта можно обнаружить при помощи анализа ситуации (поведение партнера по общению, настроение партнера, эмоциональный фон отношений, условия жизни, наличие «третьих лиц»).

Новую фрустрационно-агрессивную гипотезу происхождения конфликта предложили Д. Доллард, Н. Миллер, Д. Маурер, Р. Сиэрс.Конфликт в выдвигаемой гипотезе они рассматривают как следствие биологической причины — присущей индивиду агрессивности, и социальной фрустрации. Авторы полагали, что наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основными используемыми понятиями выступают: фрустрация — эмоционально тяжелые переживания, сопровождающиеся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели. В дальнейшем авторы «модифицировали» свою гипотезу. Агрессия стала основной, но не единственной реакцией на фрустрацию. [5,с. 41–45]

Теоретико-игровое направление. Данный подход выражен в работах М. Дойча. Занимаясь исследованием влияния кооперации и конкуренции на групповые процессы в условиях межличностного взаимодействия, автор делает акцент на том, что в основе конфликта лежит несовместимость целей участников межличностного взаимодействия. [1, с. 70–74.]

По мнению авторов теории организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон, К. Томас), причина конфликтов кроется в реальных социальных отношениях. Так, враждебность между группами может возникнуть вследствие соревнования за ценные, но ограниченные ресурсы. Именно такое соревнование вызывает объединение людей, которые ранее не встречались, в определенные социальные общности, и принуждает эти группы к конкуренции, в результате чего и возникают конфликты.

Исследованиями в рамках теории и практики переговорного процесса занимались Прюитт Д., Рубин Д., Фишер Р., Юри У. В данной теории авторы в первую очередь были сосредоточены на решении двух проблем: выявлении совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами решения приступить к переговорам, и изучении процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений.

Третья (когнитивная) группа теорий. К числу когнитивных теорий изучения конфликта относится динамическая парадигма в работах К. Левина. Исследуя проблемы групповой динамики, К. Левин приходит к выводам, что нарушение равновесия между индивидом и средой вызывает напряжение, которое проявляется в виде конфликтов. Источником конфликта, по мнению автора, может быть неблагоприятный стиль деятельности лидера группы.

Таким образом, проанализировав различные взгляды на проблему конфликта в зарубежной психологии, можно сделать следующие выводы. Природа конфликта определяется через интрапсихические процессы и факторы, возникновение и особенности которых определяются, прежде всего, внешней ситуацией. Каждый из авторов подходов психологической науки, ставших классическими, инициировал поиск феноменологии, соответствующей теоретическим представлениям, и внес свой вклад в понимание и описание эмоционального, поведенческого и когнитивного измерения конфликта.

Литература:

  1. Дойч, М. Конфликт: социально — психологическая перспектива [Текст] /М. Дойч, С. Шикман //Социальный конфликт: современные исследования: реф. сб. — М: ИСАН, 1991.- с. 70–74.
  2. Лапланж Ж. Словарь по психоанализу [Текст] / Ж. Лапланж, Ж. Понталис; пер. с фр. и предисл. Н. С. Автономовой; науч. ред. А. М. Руткевич.- М.: Высшая школа, 1996.- 623с.с. 213.
  3. Левин К. Теория поля в социологических науках [Текст] / К. Левин. — СПб.: Речь, 2000. — 364с.
  4. Мансуров, Н. С. Социальная психология о причинах конфликтности личности [Текст]/ Н. С. Мансуров // К вопросу об общественно-психологических основах социальной психотерапии. — М., 1970.- 13с.
  5. Петровская Л. А. К вопросу о конфликтной компетентности [Текст] /Л. А. Петровская // Вестник Московского государственного университета. — 1997.- № 4. — с. 41–45.
Основные термины (генерируются автоматически): группа теорий, зарубежная психология, конфликт, переговорный процесс, автор, внешняя ситуация, динамическая теория, межличностное взаимодействие, причина конфликтов, существование фрустрации.


Ключевые слова

психоаналитическая, социотропная, социометрическая, интеракционистская бихевиористская, фрустрационно-агрессивная, теория и практика переговорного процесса динамическая теория

Похожие статьи

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Причины межличностных конфликтов в супружеском взаимодействии. Медиации как технология урегулирования конфликтов в школьном пространстве среди детей из семей «группы риска». Исследование моббинг-процессов в системе межличностных конфликтов...

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

Военная профессия предполагает наличие экстремальных ситуаций и состояния фрустрации.

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер), теория фрустрационной...

Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования

Третья предпосылка конфликтафрустрация. «Фрустрация» означает, что если одна группа достигает своей цели, другие лишаются такой

Причиной конфликтов между командами могут быть плохие коммуникации.

— М.: Экономистъ, 2006. — 665 с. Дафт Р. Теория организации.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

2) межличностный конфликт

Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, управляющее воздействие, руководитель, разрешение конфликтов, процесс...

Причины межличностных конфликтов в супружеском...

конфликтные ситуации, семейный конфликт, причины конфликтов, развод, стратегии поведения в конфликте

Разработка аксиоматических оснований педагогических теорий профилактики межличностных конфликтов во второй половине XX века.

Социально-психологические факторы формирования...

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в

В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только...

Психологические особенности педагогических конфликтов

Длительное время в теории и практике конфликтологии конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как

Психологические особенности наркозависимых. Особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осуждённых.

Конфликт «учитель — ученик» | Причины конфликтов.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей...

Межличностные конфликты в студенческой группе

Межличностные конфликты в студенческой группе. Автор: Сидоров Сергей Андреевич.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, студенческая группа, ситуация, преподаватель, диаграмма, студент группы, конфликтность...

Похожие статьи

Медиация как конструктивный метод урегулирования...

Причины межличностных конфликтов в супружеском взаимодействии. Медиации как технология урегулирования конфликтов в школьном пространстве среди детей из семей «группы риска». Исследование моббинг-процессов в системе межличностных конфликтов...

Копинг-стратегии у военнослужащих срочной и контрактной...

Военная профессия предполагает наличие экстремальных ситуаций и состояния фрустрации.

В современной зарубежной психологии существуют различные теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. К. Майер), теория фрустрационной...

Межгрупповые конфликты в организации и пути их урегулирования

Третья предпосылка конфликтафрустрация. «Фрустрация» означает, что если одна группа достигает своей цели, другие лишаются такой

Причиной конфликтов между командами могут быть плохие коммуникации.

— М.: Экономистъ, 2006. — 665 с. Дафт Р. Теория организации.

Роль менеджера в исследовании управления конфликтами...

2) межличностный конфликт

Дарендорф, Р. Элементы теории социального конфликта.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, управляющее воздействие, руководитель, разрешение конфликтов, процесс...

Причины межличностных конфликтов в супружеском...

конфликтные ситуации, семейный конфликт, причины конфликтов, развод, стратегии поведения в конфликте

Разработка аксиоматических оснований педагогических теорий профилактики межличностных конфликтов во второй половине XX века.

Социально-психологические факторы формирования...

В статье проводится теоретический анализ проблемы конфликтного взаимодействия в

В процессе общения в проблемных ситуациях информация, передаваемая людьми друг другу

Потенциальной причиной конфликтов выступают потери и искажения информации не только...

Психологические особенности педагогических конфликтов

Длительное время в теории и практике конфликтологии конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как

Психологические особенности наркозависимых. Особенности межличностных конфликтов в группе несовершеннолетних осуждённых.

Конфликт «учитель — ученик» | Причины конфликтов.

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей...

Межличностные конфликты в студенческой группе

Межличностные конфликты в студенческой группе. Автор: Сидоров Сергей Андреевич.

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, конфликтная ситуация, студенческая группа, ситуация, преподаватель, диаграмма, студент группы, конфликтность...

Задать вопрос