Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Самохина, В. М. Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников / В. М. Самохина, М. Ю. Похорукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 728-730. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34407/ (дата обращения: 20.04.2024).



Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников

Самохина Виктория Михайловна, доцент,

Похорукова Мария Юрьевна, доцент,

ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

В настоящее время практически все вузы РФ испытывают трудности с набором студентов, особенно в сложном положении оказываются филиалы высших учебных заведений. В большом многообразии профессий, которое сейчас существует, школьникам очень сложно сделать правильный выбор, что впоследствии зачастую влечет к трудностям в процессе обучения. В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная профориентационная работа в рамках приемной кампании учебных заведений, направленная на поддержку осознанного процесса профессионального самоопределения школьников.

В основном студентами первого курса становятся выпускники школ (80%), выпускники СПО (20%). Практика работы в области профориентации показывает, что профориентационную деятельность необходимо начинать со школьниками 9 класса, со студентами СПО 1 курса.

Профориентационная деятельность в рамках высших учебных заведений – это система подготовки потенциальных абитуриентов к самостоятельному, свободному и сознательному выбору профессии с учетом индивидуальных способностей личности, ее потребностей, а также полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [1].

Для того чтобы помочь старшеклассникам сделать правильный выбор профессии сотрудниками ТИ (ф) СВФУ была разработана автоматизированная диагностическая программа, включающая в себя пассивные и активные методы профориентации, направленные на вовлечение старшеклассников в мир науки и студенчества и поддержку их профессионального самоопределения. На рисунке 1 представлена структурная схема, содержащая три основных блока информационной системы:

Рис. 1. Схема поддержки профориентации в информационной системе

Рассмотрим более подробно каждый из указанных блоков.

Блок 1 – «Информационный». Рассчитан на учащихся 9 классов СОШ, 1 курс СПО и предполагает проведение следующих мероприятий:

‒ подготовка и распространение полиграфической продукции: размещение информационных стендов о направлениях подготовки и специальностях ТИ (ф) СВФУ в школах г. Нерюнгри и ближайших улусах;

‒ организация экскурсий старшеклассников в ТИ (ф) СВФУ в рамках «Дня открытых дверей»;

‒ ежемесячная публикация отчетов о достижениях ученых и студентах института, не только в области научной деятельности, но и во внеучебной (спортивной, культурной, творческой и др.);

‒ организация встреч с успешными выпускниками ТИ (ф) СВФУ разных лет, для этого создана «Ассоциация выпускников», встречи проводятся 2 раза в год.

‒ проведение первичной диагностики школьников с помощью разработанной «Информационной системы поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения» [2].

В данной системе используются следующие профориентационные методики: «Диагностика структуры сигнальных систем» (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова); «Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО, автор Е.А. Климов), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток); «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой); «Матрица выбора профессии» (Московский областной центр профориентации молодежи); Опросник для определения профессиональной готовности» (Л. Н. Кабардовой), анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин); «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) и др. [3]. Такое многообразие методик предоставляет возможность для получения достоверных и объективных сведений о профессиональных интересах и предпочтениях пользователей, что, безусловно, является важным условием для организации успешного процесса профессионального самоопределения.

Блок 2 – «Промежуточно-диагностический». Рассчитан на учащихся 10 классов СОШ, 2-3 курс СПО, предусматривает следующие мероприятия:

‒ проведение бесед преподавателей ТИ (ф) СВФУ с будущими абитуриентами о спецдисциплинах, изучаемых в рамках образовательных программ, возможностях трудоустройства и т.д.;

‒ проведение школьных конференций с участием специалистов института;

‒ консультирование старшеклассников преподавателями ТИ (ф) СВФУ при написании исследовательских работ;

‒ проведение интерактивных игр по профориентации. Создаются три группы участников: «Хочу», «Могу» и «Надо». Один из участников группы «Хочу» называет любую профессию, например: «Я хочу быть программистом». Участники группы «Надо» называют любое необходимое для профессии условие, например, «Тогда ты должен отлично знать информатику». Если выдвинутое условие соответствует возможностям и способностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу». В качестве жюри выступает группа «Надо», которые выбирают специалистов востребованных на рынке труда профессий.

‒ промежуточная диагностика интересов и предпочтений школьников с целью проверки изменений или подтверждений намерений выбора будущей профессиональной деятельности.

Блок 3 – «Итогово-диагностический». Рассчитан на учащихся 11 классов СОШ, 4 курс СПО содержит следующие мероприятия:

‒ организация предметных олимпиад (участие школьников свидетельствует об их интересах к определенному предмету и, как следствие, к определенному направлению подготовки или специальности);

‒ привлечение школьников к участию в конференциях различного уровня: Всероссийская и региональная конференции, которые ежегодно проводятся в ТИ (ф) СВФУ;

‒ организация встреч с работодателями позволит будущим студентам увидеть реальную заинтересованность руководителей предприятий в специалистах данной квалификации, а также узнать требования, предъявляемые к выпускникам;

‒ проведение итоговой диагностики с целью окончательного определения профессиональных намерений абитуриентов.

Каждый из блоков информационной системы предполагает активное вовлечение как преподавателей высших учебных заведений и работодателей, так и школьников и способствует осознанному профессиональному самоопределению, что, в свою очередь, предполагает успешное обучение, затем трудоустройство и, соответственно, профессиональную самореализацию (рисунок 2):

Рис. 2. Схема реализации профессионального самоопределения школьников в рамках разработанной программы

Разработанная программа по профориентации рассчитана на 3 года, она поможет школьникам сделать осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных способностей, потребностей и реальных требований работодателей.

Литература:

  1. Титова С. В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. – 2011. – Вып. № 6.
  2. Макарова М. Ю., Самохина В. М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 801-805.
  3. Каталог психологических тестов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psytests.org/test.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, профессиональное самоопределение, блок, направление подготовки, организация встреч, осознанное профессиональное самоопределение, проведение, профессиональное самоопределение школьников, профориентационная деятельность, разработанная программа, участник группы, школьник.


Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...

Система работы по организации сопровождения...

Участники профессионального сопровождения

Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся в нашей школе: профессиональное просвещение, предпрофильная подготовка обучающихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы в нашу жизнь, в том числе и в профориентационную работу.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Продуктом процесса профессионального самоопределения становятся собственные решения относительно профессиональных перспектив.

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения.

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

профессиональное самоопределение учащихся, профессиональное самоопределение, подготовка, выбор, юношеский возраст, психолого-педагогическая поддержка, профессиональный путь, индивидуальный подход...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

Проведен анализ профессионального самоопределения школьников на этапах обучения школы.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение.

Похожие статьи

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В данной статье рассматриваются принципы построения профориентационной работы в школе, готовность классных руководителей к осуществлению деятельности по профессиональному самоопределению обучающихся...

Профессиональное самоопределение школьников: сущность...

Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на современные общеобразовательные учреждения.

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессия, профессиональный интерес, вид деятельности, профессиональная ориентация, мотив выбора профессии, знание...

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности [2, 3...

Система работы по организации сопровождения...

Участники профессионального сопровождения

Рассмотрим основные составляющие системы сопровождения профессионального самоопределения и образования обучающихся в нашей школе: профессиональное просвещение, предпрофильная подготовка обучающихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся...

Личностно-профессиональное самоопределение учащихся – одна из центральных задач современной школы.

Развитие в стране рынка труда и рыночных отношений вносит свои коррективы в нашу жизнь, в том числе и в профориентационную работу.

Социальное проектирование как средство профессионального...

Продуктом процесса профессионального самоопределения становятся собственные решения относительно профессиональных перспектив.

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения.

Сложности профессионального самоопределения (из опыта...)

профессиональное самоопределение учащихся, профессиональное самоопределение, подготовка, выбор, юношеский возраст, психолого-педагогическая поддержка, профессиональный путь, индивидуальный подход...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального...

Проведен анализ профессионального самоопределения школьников на этапах обучения школы.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, старшеклассники, профессиональное самоопределение.

Задать вопрос