Библиографическое описание:

Воскресенская Т. Л. Особенности языковой картины мира ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 804-806.



Данная статья посвящена вопросам языковой картины мира, ее специфическим особенностям. Рассмотрены основные аспекты, влияющие на формирование образно-языковой картины мира ребенка.

Ключевые слова: картина, мира, образ, среда, формирование, языковая

Огромное количество работ в психолингвистике посвящено исследованиюпонятия и сущности картины мира взрослого индивида. Однако, роль языковой картины мира ребенка в данной науке явно недооценена: процессу формирования детской картины мира уделяется недостаточное количество внимания. Вместе с тем, очевидно, что без изучения формирования картины мира ребенка нельзя объяснить строение и функционирование картины мира у взрослого индивида, т. к. необходимо выяснить и проанализировать причинно-следственные связи возникновения тех или иных языковых особенностей.

В современной науке исследованию языковой картины мира ребенка посвящен ряд работ: изучение развития речи ребенка раннего возраста с точки зрения формирования его индивидуальной картины мира [Ефимова, 2016]; возрастоспецифичные особенности языковой картины мира ребёнка [Мартынкевич, 2009]; описание языковой картины мира ребенка — героя автобиографического произведения [Сальникова, 2006]; рассмотрение образа ребёнка в языковой картине мира на примере оппозиций.

Понятие «картина мира» появилось на рубеже XIX-XX веков, став к началу XXI века одним из наиболее распространенных терминов в гуманитарных исследованиях. На современном этапе развития лингвистики языковая картина мира становится объектом описания и интерпретации в рамках комплекса наук о человеке. Термин картина мира обозначает образы и понятия, описывающие мир в целом, в котором человек и человечество стремятся определить свое место. Картины мира, отводящие человеку определенное место во вселенной явяются результатом духовно-практической деятельности людей. Научные, религиозные и философские картины мира дают свое видение мира и места человека в нем.

На сегодняшний день утвердилось понимание языковой картины мира как всей совокупности знаний о внешнем и внутреннем мире, закрепленной средствами живых разговорных языков. Любая картина мира является проекцией целостного восприятия внешнего мира определенным типом человеческого сознания: индивидуальным, коллективным обыденным, коллективным научным. Представляется возможным заявить еще об одном типе человеческого сознания — коллективном детском сознании, проецирующем особую точку зрения на мир.

Ребенок, на наш взгляд, — это особый тип языковой личности, формирующий свой, особый взгляд на мир и на себя в этом мире. Образ мира, запечатленный в языке детей, во многом отличается от картины мира взрослых носителей языкового сознания, что объясняется свойствами мышления детей, своеобразием их мироощущения и мировосприятия.

Языковаякартина мира в отношении ребенка — это образно-языковая картина мира, которая развивается и усложняется по мере познания ребенком окружающей действительности. Образно-языковая картина мира отражает путь мысли маленького человека от образа (который первоначально воспринимается им на чувственном уровне) к понятию, а затем к слову. Явления и предметы окружающей человека действительности представлены в сознании ребенка в основном в виде образов. [Сальникова, 2006]

Опираясь на работы по психологии раннего детства (К. Бюлер, Ж. Пиаже, и др.), а также на психолингвистические разработки в области изучения особенностей детской речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, и др.), мы высказываем гипотезу о существовании детской языковой картины мира, отображающей особенности детского знания о мире, а также особенности ценностной ориентации ребенка.

В последнее время появилась тенденция все чаще проецировать внимание на язык детей, на его специфические особенности. В связи с чем, появилась новая наука, изучающая язык детей,- онтолингвистика. В этой области лингвистики работают В. Б. Касевич, М. В. Стенлинг. Изучение языковой картины мира ребёнка очень актуально в свете антропологической и когнитивной лингвистики. Изучая картину мира ребёнка, мы наблюдаем направление развития не только языка, но и сознания. Чтобы понять закономерности возникновения и развития языковой картины мира ребенка, ее семантических особенностей, нужно изучать её у самых истоков, то есть с детского возраста. Картина мира формируется в сознании человека с момента рождения и на протяжении всей его жизни, имея свои особенности на каждом возрастном этапе. Находясь одновременно в мире взрослых и в собственном детском мире, ребенок формирует свою картину мира и строит образ себя в мире из этих двух источников. При этом, как отмечает Е. Е. Сапогова, создаваемый ребенком мир постепенно встраивается в большой, взрослый мир по мере сближения двух смысловых зон — зоны взрослого и зоны детского восприятия мира [Сапогова, 2002]. Языковая картина мира есть ничто иное как сумма знаний о мире, зафиксированная в языке [Ю. Д. Апресян,1995]. Индивидуальная картина мира ребенка предельна проста, однако примитивная речь ребенка значительно сложнее и осмысленнее, чем мы можем себе представить. В первую очередь, это обусловлено тем, что для нее характерна динамичность развития, особенно в раннем детстве. Кроме того, языковая картина мира спроецирована на языковое пространство ребенка, т. е. языковая среда, в которой находится ребенок, имеет прямое отражение в сознании ребенка. Американский лингвист и этнолог Эдвард Сепир писал «…В значительной степени человек находится во власти конкретного языка, являющегося средством выражения в данном обществе…. Факты свидетельствуют о том, что реальный мир в значительной мере бессознательно строится на языковых нормах данного общества. Не существует двух языков настолько тождественных, чтобы их можно было считать выразителями одной и той же социальной действительности. Миры, в которых живут различные общества, — отдельные миры, а не один мир, использующий разные языки».

Многие ученые рассматривают язык как зеркало культуры, по их мнению, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человек, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, соответственно, его менталитет, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, видение мира. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Принимая во внимание факт, что период детства, и в частности раннего детства, отличается особой динамичностью в развитии и формировании языкового сознания, мы можем утверждать, что период детства является решающим для формирования индивидуальной картины мира человека. В качестве доминирующих элементов картины мира ребенка выступают объекты природы и явления, связанные с непосредственным окружением ребенка. При этом образовавшиеся образы в сознании ребенка в большей степени зависят от освоенных им текстов, в данном случае сказок. Наряду с процессом овладения речи в сознании ребенка формируется глобальный образ действительности. По мнению А. Лосева, слово организует жизнь индивида, речь объективирует уровень и способ мышления.

Мир детства тесно связан с миром сказок, в связи с тем, что именно в раннем детстве, во младенчестве, когда ребенок еще не освоил родной язык, его окружает многообразие народных сказок: от слухового восприятия, в результате чтения произведений взрослым человеком, до тактильных ощущений, когда ребенок получает информацию о том или ином сказочном герое благодаря ощупыванию предмета — игрушки полюбившегося героя сказки -руками и пальцами.

Сказки позволяют ребенку узнать новые слова, связать их с другими значениями слов в легком для понимания контексте, т. е. уловить системные связи лексики и грамматики. Но не только в этом заключается роль сказочных текстов: наряду с сюжетными линиями, усваивает фольклорную картину мира — базу всей общенациональной картины мира, которая закладывается фундаментом в формировании его национальной идентичности, ведь именно фольклор дает основные представления о космогонии (знаниях о создании мира), о богах и реликтовой астрологии (мало кто из современников осознает, что сказки о животных показывают события на небе), об общественных традициях (обрядах инициации, например), об истории народа, об обществе и взаимоотношениях в них между людьми, о древних системах счета, меры и артефактах, которые до сих считаются волшебными предметами (а таковыми они представляются из-за утраты знаний о древних — утраченных и забытых — технологиях, и теперь уже недоверии к тому, что такие артефакты реально существовали), о письменности, о гендерных особенностях носителей языка и пр.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что понятие картины мира используется в настоящее время во многих научных парадигмах. Однако при этом большинство исследователей ведут речь об уже сформировавшемся, целостном феномене. Несмотря на то, что некоторые из них выделяют такую важнейшую особенность картины мира индивида как динамичность, континуальность, прикладных исследований, прослеживающих эту сущностную особенность, практически не имеется. Ребенок — это особый тип личности, формирующий свой собственный, особый взгляд на мир. Как следствие, картина мира ребенка во многом отличается от картины мира взрослого индивида, что объясняется специфическими для него особенностями протекания ментальных процессов и особыми «детскими» когнитивными структурами познания и представления реальности. Поэтому детская картина мира является своего рода «фундаментом», необходимой основой формирования картины мира взрослого индивида. Таким образом, только тщательное исследование процесса формирования картины мира ребенка как динамичной, континуальной, непрерывно формирующейся системы может объяснить строение и функционирование картины мира взрослого индивида.

Литература:

  1. Апресян Ю. Д. Избранные труды.- Т. II. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — С.348–385, 628–631, 460–481.
  2. Мартынкевич, Д. А. Картина мира ребенка: медийный компонент.// Мир науки, культуры и образования, № 2 (14) Май 2009, С.46–49
  3. Сальникова Вера Владимировна. Динамика лексического компонента образно-языковой картины мира ребенка: на материале книги С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»: диссертация кандидата филологических наук: 10.02.01.- Бирск, 2006.- 261 с.
  4. Сапогова, Е.Е. «Азбучные сказки»: игровые истории для создания образно- понятийной картины мира старших дошкольников // Известия ТулГУ. Серия «Психлогия». Вып. 2. / Под ред. Е. Е. Сапоговой. -Тула: ТулГУ, 2002. — С. 120–150
  5. Степанов С. Язык взгляда // Семья и школа 1997. — № 4.-С.28–29
  6. Хуторянская А. Д. Картина мира в современной гуманитарной науке // Гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 4–17.
  7. Языковая картина мира: лингвистический и культурологический аспекты [Текст]: Материалы IV Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2008 г.) / Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. — Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. — 352 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle