Библиографическое описание:

Оськина Е. В. Роль государственной поддержки банковского кредитования АПК в России // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 399-402.



Агропромышленный комплекс в экономики любой страны является одним из приоритетных направлений. Развитие данного направления обеспечивает в стране продовольственную безопасность и стимулирует рост экспорта продуктов питания, что благоприятно сказывается на уровне жизни населения.

При этом АПК является наиболее рисковым и, как правило, малорентабельным объектом для инвестиций. Причинами этого являются сезонность высокий уровень зависимости от внешних факторов, таких как погодные условия, спрос на рынке сбыта, качество семян для посадки, а так же изношенность основных производственных средств.

Малодоходность комплекса вынуждает государство к реализации программ поддержки развития АПК, которые осуществляется в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по следующим направлениям:

  1. Возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии
  2. Возмещение части процентной ставки по кредитам и займам
  3. Государственная поддержка отраслей животноводства
  4. Государственная поддержка отраслей растениеводства
  5. Оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства
  6. Государственная поддержка малых форм хозяйствования
  7. Государственная поддержка экономически значимых региональных программ
  8. Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие
  9. Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК
  10. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года»
  11. ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы»

Целями Государственной программы на период до 2020 г. являются:

  1. повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках на основе инновационного развития АПК, оптимизации его институциональной структуры, создания благоприятной среды для развития предпринимательства, повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
  2. обеспечение продовольственной независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации;
  3. обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей АПК;
  4. воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, экологизация производства;
  5. устойчивое развитие сельских территорий.

Общий объем финансирования мероприятий Государственной программы в 2013–2020 годы составит за счет средств федерального бюджета 3 573 379 866,50 тыс. руб. Рассмотрим в таблице 1 средства, поступающие из бюджета по годам.

Таблица 1

Сумма средств поступающих из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК на 2013–2020г.

Год

Сумма, тыс. руб.

2013

189 229 107,51

2014

221 257 793,30

2015

240 069 518,21

2016

254 148 824,58

2017

271 121 839,50

2018

290 294 199,07

2019

311 778 479,25

2020

335 173 176,20

За период реализации с 2013–2015г. государственных программ, согласно данным, представленным на официальном сайте статистики [1] улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы — превышен его дореформенный уровень.

Вместе с тем, проблемы экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также засуха в 2010г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60 % посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства.

За счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, направляемых на цели поддержки определенных подотраслей сельского хозяйства, предполагается снизить затраты и повысить уровень рентабельности, что позволит ежегодно увеличивать объемы производимой продукции, наращивать производство, вытеснять экспортную продукцию и формировать благоприятную среду для привлечения инвесторов.

АПК можно характеризовать сильной зависимостью от заемных вложений, поэтому, огромное значение в развитии сельскохозяйственного производства имеет банковская поддержка, как основной источник финансирования. Следовательно, наиболее востребованной программой государственной поддержки является возмещение процентной ставки по кредитам и займам. К данной программе относятся следующие подпрограммы:

  1. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства
  2. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства
  3. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства
  4. Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства
  5. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства
  6. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства
  7. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства
  8. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров
  9. Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования
  10. Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства

При кредитовании сельхозпроизводителей господдержка оказывается заемщику напрямую, банк в процессе субсидирования участия не принимает.

Схема получения субсидии на возмещение затрат по обслуживанию кредита выглядит следующим образом:

  1. Заемщик получает кредит.
  2. Расходует полученные средства на цели, указанные в кредитном договоре.
  3. Документально оформляет все произведенные расходы.
  4. Подтверждает целевое использование кредита.
  5. Сдает пакет документов, включающий также документы, которые подтверждают целевое расходование средств, в органы местного самоуправления.
  6. Оплачивает проценты и основной долг в банке.
  7. Делает расчет субсидий, который вместе с документами, подтверждающими факт оплаты кредита, передается для получения субсидий.
  8. Получает субсидии.

Размер государственной помощи зависит от формы собственности заемщика (фермерское хозяйство или юридическое лицо), период кредитования и целей заимствования средств.

В 2016 году предусмотрены лимиты на оказание помощи в возмещении процентной ставки по кредитам и займам в следующем объеме:

Таблица 2

Объемы финансирования ираспределения средств на государственную поддержку АПК в 2016г.

Вт.ч. за счет средств, тыс. руб.

Направление государственной поддержки

Всего

Федеральный бюджет

Бюджет субъекта РФ

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства

15 176 295

12 590 188

2 586 107

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки ее продукции, развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства

33 465 975

28 692 539

4 773 437

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства

6 333 090

5 979 239

353 851

Возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов молочного скотоводства

7 579 358

5 915 405

1 663 953

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства

3 340 261

2 375 442

964 819

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства

8 536 235

7 253 611

1 282 624

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства

1 666 485

1 375 740

290 745

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области развития оптово-распределительных центров

2 373 586

1 686 730

686 856

Возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования

2 980 570

2 301 269

679 301

Возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие селекционно-генетических и селекционно-семеноводческих центров в подотраслях животноводства и растениеводства

-

-

-

Итого по направлению

81 451 856

68 170 163

13 281 693

Заемщик может выбрать кредитующий банк без каких-либо ограничений и, при соблюдении условий программы господдержки обратиться за предоставлением субсидии.

Большой опыт кредитования сельскохозяйственного сектора имеют Россельхозбанк и Сбербанк. Эти банки реализуют специальные кредитные программы для аграрной отрасли и готовы учитывать специфику сельскохозяйственного производства. Как правило, по этим причинам и процент одобрения кредитов для аграриев в «профильных» банках выше.

Основные вопросы предоставления субсидий регламентированы Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах». Возмещение затрат заемщику проводится в рамках региональных государственных программ и регламентируется также нормативными актами субъектов федерации.

Динамика развития АПК на период до 2020 г. будет формироваться за счет нескольких факторов, основными из которых являются принятые за последние годы меры по повышению устойчивости агропромышленного производства, и, с противоположным эффектом, сложная макроэкономическая обстановка, последствия кризиса.

Среднегодовой темп роста валовой продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4–2,5 %, производства пищевых продуктов — 4,3–5,0 %. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85 %.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

Литература:

  1. Статистика: средства поступающие из федерального бюджета на Госпрограмму развития АПК на 2013–2020 г. // gks.ru. URL: gks.ru//214apk/edffsww142/ (дата обращения: 15.10.2016).
  2. Тарханова Е. А., Бабурина Н. А. Кредитный риск в системе управления рисами в банковской деятельности // Молодой ученый. — 2014. — № 6(65). — С. 499–51.
  3. Тарханова Е. А., Бабурина Н. А. Современные тенденции развития банковской системы России: Аналитический аспект // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 10 (51). — С. 271–277.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle