Библиографическое описание:

Логвинова О. Ю., Мещерякова С. В. Методика обучения основным видам движения по физкультуре и плаванию // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 774-776.



В системе физического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет развитие основных движений: ходьбы, бега, метаний, прыжков, лазания и др. Они характерны для повседневной трудовой деятельности человека и являются важным средством физического воспитания. Мы рассмотрим:

‒ Метание мешочка с песком 100г

‒ Прыжки со скакалкой за 10 сек.

‒ Прыжки в длину с места.

‒ Бег на 30 метров.

Подготовительной формой метания является бросание, а также катание, прокатывание и скатывание мяча.

Для детей младшего возраста упражнения в метаниях представляют значительную трудность, так как требуют хорошей координации движений, умения рассчитать силу и точность броска в зависимости от расстояния до цели и ее размещения (горизонтальная или вертикальная).

В этом возрасте мы рекомендуем упражнения, которые подготавливают ребенка к метаниям: прокатывание «Колобок», бросание и ловля мяча «Мой веселый звонкий мяч», шариков и других предметов одной и двумя руками из-за головы. Упражнения потом усложняю (используя мешочки с песком) «Попади в обруч», «Сбей кегли». Упражнения в метаниях предметов в старшем возрасте значительно усложняются. Ребенок стоит лицом в сторону броска, правая нога сзади на носке; если метание выполняется правой рукой, то мешочек с песком держится пальцами так, чтобы он не соприкасался с ладонью. Кисть с мячом находится в согнутой в локтевом суставе руке на уровне лица. Вначале надо перенести тяжесть тела на правую ногу, отклонившись назад по возможности больше; одновременно руку с мячом кратчайшим путем отнести назад за голову. Правая нога в этом положении будет несколько согнута в коленном суставе, левая — прямая, в упоре на пятку. [5,97]

Для того чтобы добиться правильной технике мы используем упражнения «Попади в цель», «Перебрось через флажки», «Метание мешочка с лентами», «Ромашка».

Знакомить детей со скакалкой мы начинаем с трехлетнего возраста. В основных движениях мы используем скакалку наглядно, выкладывая из неё круги, дорожки, ручейки для перепрыгивания и перешагивания, делаю барьер для подлезания, чтобы дети видели этот предмет. Затем мы предлагаем малышам пробежать под вращающейся скакалкой, перешагивает через вибрирующую и приподнятую скакалку, далее ребенок сам вращает скакалку вперед — назад с попыткой перешагнуть и перепрыгнуть через нее, когда она впереди.

В средней группе мы предлагаем детям самим вращать и перешагивать, а затем перепрыгивать через скакалку вперед и назад удобным для них способом: переступанием с ноги на ногу или прыжком на 2 ногах.

В старшем дошкольном возрасте мы добавляем ко всем предыдущим упражнениям упражнения в паре дети начинают с вращения скакалки, постепенно переходя к прыжкам, также перепрыгивают разными способами: на месте и в движении, в досугах мы предлагаем детям эстафеты и подвижные игры со скакалкой («Удочка», соревнования с индивидуальными прыжками.

Прыжки вдлину сместа у дошкольников разных возрастных групп имеют значительное сходство. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед — вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Во время приземления ребенок приседает и выносит руки вперед—в стороны, обеспечивая, таким образом, мягкое и устойчивое приземление. [10,123]

Обучение детей младшего возраста прыжку в длину с места мы начинаем после того, как они овладели подпрыгиванием на обеих ногах на месте и с продвижением вперед («как зайчики», «мячики»). В этом возрасте они уже хорошо понимают словесные указания, которые даются в доступной для них форме, и могут точно повторить показанное им движение. Сначала я ребенку предлагаю прыгать через ленту или «ручеек», выложенный из двух лент (скакалок). Такая конкретизация обусловливает выполнение прыжка не в полную силу, благодаря чему дети точнее дифференцируют мышечные усилия, что является необходимой основой для овладения правильной структурой движения.

Наиболее сложные элементы прыжка для детей данного возраста — сочетание маха руками с одновременным отталкиванием обеими ногами и мягкое приземление. Для правильного и быстрого овладения этими элементами мы рекомендуем применять подводящие упражнения: махи прямыми руками вперед — вверх, «как птички», с одновременным подниманием на носки; прыжки на месте, «как мячики»; прыжки с продвижением вперед, «как зайчики».

Для старшего возраста мы совершенствуем прыжок с помощью таких упражнений: прыжок через «ручеек» с постепенным увеличением его ширины до 60–70 см; прыжки с продвижением вперед, «как лягушки» (4–6 подряд). Для детей 6–7 лет наиболее сложным элементом в данном движении является приземление. Стараясь прыгнуть подальше, ребенок отталкивается с максимальным усилием и, выбрасывая ноги вперед (в заключительной стадии полета), приземляется жестко на пятки, часто с потерей равновесия. Поэтому основное внимание акцентируем на мягком и устойчивом приземлении.

Характерным признаком бега, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Во время бега младших дошкольников часто можно наблюдать мелкий, семенящий шаг, значительное разведение рук в стороны, иногда ребенок прижимает руки к туловищу или держит их опущенными вниз. [3,65] Большинство детей 3–4 лет бегают на полусогнутых ногах, ставят ногу на опору с пятки или на всю стопу. В этом возрасте я использую следующие упражнения оббегать расставленные на полу предметы кубики, коробочки, камешки.

В старшем дошкольном возрасте рекомендуется практиковать бег с ускорением до максимальной скорости. Во время бега слежу, чтобы ребенок бежал в прямолинейном направлении, энергично выполнял движения согнутыми в локтях руками и активно ставил ногу с носка.

Большое значение для совершенствования навыка бега у дошкольников всех возрастных групп мы используем подвижные игры с ловлей и убеганием «Кот и мыши» (младшие группы), «Ловишки с лентами» (старший возраст) бегом на перегонки, с соревнованием в быстроте и ловкости в эстафетных играх, где дети могут проявить свои скоростные способности.

Обучение каждому новому плавательному упражнению сводится к игре. Поэтому использую больше упражнений и игр, направленных на правильное дыхание и погружение с задержкой дыхания. Вначале дети моют руки, плечи, ополаскивают грудь, шею, лицо. Затем поливают воду на спину, медленно приседают в воду по шею. Прежде чем перейти к погружению в воду с головой, детей на суше учу правильному вдоху и выдоху, чтобы задерживать дыхание в воде. Для совершенствования выдоха при погружении в воду использовали игры «Подуй на одуванчик», «Парус и ветерок» (имитация сдувания), «Пружинка», «Насос», «Найди рыбок». В игре «Водолазы», опускаю на дно несколько игрушек, ярких и крупных, чтобы они были достаточно заметные для детей. Нужно сделать глубокий вдох и, задержав дыхание, нырнуть под воду. Постараться под водой открыть глаза и найти предметы. Для облегчения поиска можно использовать подводные очки, которые улучшают видимость и препятствуют попаданию воды в носик.Когда дети научатся выполнять это упражнение, усложните его: после того как он всплывет, надо развести и вытянуть руки и ноги так, чтобы получилась фигура, похожая на звезду, лицо должно быть опущено в воду. Звездочку необходимо выполнять на такой глубине, чтобы вода была на уровне пояса малыша, руки вытянуты наверх. Делается отталкивающее движение от дна, в направлении вперед и вверх. В момент входа в воду, тело прямое, руки вытянуты, а голова должна быть под водой. Таким образом, ребенок научится делать упражнение«Звездочка на груди». Оно позволит ребенку понять, что можно опираться о воду ничуть не хуже, чем о землю.

Упражнение «торпеда». Самое обтекаемое положение в воде — «это стрелочка». Обучение этому положению лучше всего начинать на суше. Самое главное научиться вытягиваться в одну линию. Прямые руки должны быть соединены вверху так, чтобы голова не могла пройти между ними. При поднимании на носки ребенок должен затылком надавливать на сомкнутые за головой руки и слегка прогнуться. Пятки и носки ног вместе. Потом учу плавать на груди с поддержкой снизу. Нужно добиться, чтобы ребенок, лежа на груди, вытягивался в линию, не поднимая головы. Задание выполняется после полного вдоха на задержке дыхания. Следующее упражнение — плавание на груди с двойной опорой. Это упражнение позволит научиться лежать на воде, на груди с меньшей опорой, чем в предыдущем задании. Ребенок, взяв мяч или доску, должен попытаться лечь на воду. Для этого необходимо прижать подбородок к груди, поднять прямые ноги назад вверх. Нужно подхватить ноги во время подъема. партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг и другие поддерживающие средства). Помогают упражнения «Фонтаны», «Ножницы» (на суше и воде), «Буксир», «Катера».

Растить детей здоровыми — это задача каждого дошкольного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без шумных праздников, развлечений, соревнований, интересных игр и веселых аттракционов. Замечательно, если дети участвуют в спартакиаде. Это помогает им развиваться в физическом плане, повысить выносливость, закалить характер, а также учить жить в социуме.

Литература:

  1. Амосов Н. М. «Раздумья о здоровье», М., 1983г.
  2. Аршавский И. А. «Будущий ребенок» (Искусство быть здоровым), — М., 1984г.
  3. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и препод. ин-тов физ. культуры). — М.: Физкультура и спорт, 1978. — 223 с.
  4. Бартенев Л. В. Бег на короткие дистанции. — М.: Физкультура и спорт, 1971. — 72 с.
  5. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1981.
  6. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
  7. Вильчковский Э. С. Физическая культура детей дошкольного возраста. — Киев.: Здоров'я, 1979. — 232 с. (Библ. для родителей и детей).
  8. Змановский Ю. Ф. «Бегать раньше, чем ходить?», М., 1984г.
  9. Методические рекомендации «Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении», НГПУ, Н.Новгород, 1998г.
  10. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка», М., 2001г. Издательский центр «Академия».
  11. Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях», М., «Просвещение», 1984г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle