Библиографическое описание:

Спицына Л. А., Устинских О. И., Портола Л. Н. Методическая разработка организованной образовательной деятельности «Прогулка по Губкину» // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 735-738.



Цель: закрепить и обобщить знания детей родном городе и его символике.

Коррекционно-образовательные задачи:закрепить знания о родном городе и его символике; совершенствовать грамматический строй речи; расширять словарный запас по теме; закреплять знания детьми своего домашнего адреса; совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; совершенствовать умение образовывать родственные слова, упражнять детей в умении: давать полный ответ на вопрос.

Коррекционно-развивающие задачи:продолжать формировать умение вести координированный диалог в ходе обсуждения, возникающих на занятии ситуаций; учить согласовывать речь с движениями; совершенствование координации движений; развивать логическое мышление, внимание.

Коррекционно-воспитательные задачи:продолжать воспитывать желание познавать историю и культуру своего города, области; воспитывать уважение, любовь и гордость к родному краю, интерес к занятию.

Материалы и оборудование: украшение зала шарами, рисунками детей, плакатами с надписями пословиц и поговорок о родном крае, колоски пшеницы, стенды с изображением герба и флага Белгородской области и города Губкин, костюм скомороха, рисунки, фотографии, демонстрационный материал с изображением символики Белгородской области, иллюстрации Белгородской области, книги, презентация, сундучок.

Предварительная работа: беседы «Моя Малая Родина», рассматривание иллюстраций, фото о городе и области; разучивание стихотворений о Родине, рисование рисунков.

Ход занятия:

Орг. момент Дети входят в зал, их встречает педагог со словами:

«Добрый день, добрый час, очень рады видеть, ВАС!»

Раздаётся стук в дверь.

Дефектолог: — К нам ещё гости! Кто бы это мог быть?

Входит скоморох: «Здравствуйте ребята, вы знаете кто я?»

Дети: Скоморох

Скоморох: — Ага, правильно, а зовут меня Тимофей. Я путешествую по России. Мир смотрю, народ веселю, только вот беда не знаю куда попал?

Дефектолог: Ты попал в детский сад.

Скоморох: Ребята, а где он находится? В какой области России?

Дети: Наш детский сад находится в Белгородской области.

Скоморох: А как её ещё называют?

Дети: Белгородчина, Белогорье.

Скоморох: — Хм! Названия какие интересные, а почему такое название Бел-го-родс-ка-я?

Дети: потому что областной центр нашей области — город Белгород.

Скоморох: — А Белогорье?

Дети: Потому, что город Белгород стоит на меловых отложениях, то есть, на самом обычном белом меле. Его окружают меловые холмы и горы.

Скоморох: — Так в какой же город я попал?

Дети: — в город Губкин.

Скоморох: — А причем тут Губкин?

Дети: Это, Тимофей, наша малая Родина.

Скоморох: А что такое ма — ла — я Родина?

Дети: Это место где мы родились и живём.

Дефектолог: Ребята сейчас тебе прочтут стихотворение и ты всё поймёшь.

(Дети читают стихотворение Вл. Молчанова):

1 ребёнок: Белогорье... Поле отчее.

По-над лугом белым дым.

Трав густых сиянье сочное

По откосам меловым.

2 ребёнок: Змейка вьющегося вереска

Розовеет над горой,

И совсем не видно берега

За травой береговой.

3 ребёнок: Звёзд полночных многоточие,

Туч движение гурьбой.

Белогорье... Поле отчее –

Что зовут своей судьбой!

Скоморох: Теперь понятно.

Дефектолог: Ребята, давайте покажем Тимофею наш Город. Представьте, что стоит прекрасная погода, у вас хорошее настроение, и мы вышли из детского сада.

Скоморох: Как много домов, машин, куда мы вышли?

Дети: Мы вышли на улицу.

Скоморох: А на какой улице находится ваш детский сад?

Дети: Наш Детский сад Журавушка находится в микрорайоне «Журавлики», на улице Севастопольская.

Дефектолог: Тимофей, наши ребята живут в красивейшем и благоустроенном городе Губкин. В нём есть широкие и узкие улицы, переулки.

Скоморох: Ши — какие?

Дефектолог: Давайте вместе скажем.

Вместе: Широкие и узкие улицы и переулки.

Дефектолог: Ребята тебе скажут названия своих улиц.

(Дети называют свой адрес)

Тимофей: Молодцы, вы знаете названия улиц, на которых вы живете.

Ребята, какие символы своей области вы знаете?

Дети: Мы знаем флаг и герб нашего города.

http://topspinsport.ru/upload/iblock/1d5/1d5b2db0657ffc9775b36ef24aa7fd0f.gif

Рис. 1.

http://nasledie-sela.ru/media/district_flags/%D0%A4%D0%BB%D0%B0%D0%B3_%D0%93%D1%83%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B0.jpg

Рис. 2.

Тимофей: Что такое флаг и герб?

Дети: Мы сейчас тебе расскажем.

1 ребенок: В герб положена идея изображения главной особенности нашей местности — магнитной аномалии и основной отрасли промышленного производства. Красно-синий полукруг имеет двойной смысл. С одной стороны он символизирует магнит, а с другой стороны служит как бы контуром компаса.

2 ребенок: Красно-белая стрелка, отклоненная от оси северного полюса земли, обозначает аномальные магнитные явления, связанные с наличием огромных залежей железной руды.

3 ребенок: Золотой колос символизирует развитое агропромышленное производство.

Логопед: Таким образом, на гербе отражены главные особенности города Губкина и возникающие в связи с этим ассоциации: «железо» — «магнит» — «аномалия» — «сельское хозяйство». Две синие полосы по краям флага показывают, что муниципальное образование Губкинского городского округа расположено в Белгородской области, основной цвет символики которой синий. Красный (червленый) цвет — символ мужества, самоотверженности, героизма, справедливой борьбы и жизни. Лазоревый (синий, голубой) цвет в геральдике — символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба. Зеленый цвет символизирует изобилие, плодородие, радость, свободу, покой и мир. Золото (желтый) в геральдике — символ высшей ценности, величия, прочности, силы, великодушия. Серебро (белый) в геральдике — символ простоты, совершенства, мудрости, благородства, мира, взаимосотрудничества.

Тимофей: Ребята покажете мне свой город?

Дети: Конечно, покажем и отправляемся в путь. (Совершают круг по залу)

Дефектолог: Отправляемся к первой остановке. Она называется «Один-много».

Проводится игра «Один- много».

Дети шагают ипроизносят слова:

Мы по городу шагаем, много, много называем

Улицы, дома, мосты, площадь, парки и кусты.

Дефектолог: Я назову предмет в единственном числе, а вы во множественном. (называет предмет в единственном числе и показывает картинку)

А фразу начинайте так:

− На дороге много … (машин) (автобус, грузовик, велосипед, светофор, остановка).

− В городе много … (парк, дом, школа, улица, дорога, вокзал).

Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Дефектолог: Следующая остановка«Добавлялки». Вам необходимо добавить недостающее слово.

Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …. (машина)

Довезти нас попроси

В чёрных шашечках … (такси)

Целый день забота,

Весёлая работа.

Я без дела не привык,

Я обычный … (грузовик)

На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя.

Можно ехать, знайте, дети.

Только на … (велосипеде)

Кто стучит по рельсам громко,

Тащит за собою воз

И свистит довольно звонко?

Это едет … (тепловоз)

Он по рельсам разъезжает,

Пассажиров собирает.

Торопись и не зевай,

Чтоб успел ты на … (трамвай)

Для команды «Пешеход»

Тротуарные дорожки,

Ходят люди, ходят кошки.

Тот, кто знает этот ход,

Тот зовётся — …. (пешеход)

Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный … (переход)

Стоп машина, стоп мотор!

Тормози скорей, шофёр!

Красный глаз глядит в упор –

Это строгий …. (светофор)

Красный цвет — сигнал тревоги

В светофоровых глазах.

Не ходите по дороге,

Оставайтесь на …. (местах)

Чтобы вдруг не оказаться

У машины на пути,

Нам автобус и троллейбус

Слева нужно … (обойти)

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути!

Ну а знаки мне расскажут,

Где дорогу …. (перейти)

Образование родственных слов.

Дефектолог: Следующая остановка«Улица родственных слов».

Мы слова похожие,

Как родственники схожие.

Мы живём одной семьёй –

Поиграть хотим с тобой.

Подберите как можно больше слов-родственников к своему слову.

Город — городок, городской, городишко, города, городки, городище.

Дом — дома, домик, домики, домашний, домовой, домишко.

Жил да был весёлый гном, он в лесу построил … (ДОМ).

Рядом жил поменьше гномик, под кустом он сделал …. (ДОМИК).

Самый маленький гномишко, под грибом сложил … (ДОМИШКО).

Старый, мудрый гном — гномище выстроил большой …. (ДОМИЩЕ).

А за печкой, за трубой, жил у гнома … (ДОМОВОЙ).

(Дети выбирают и вывешивают картинки, называют слова-родственники, но некоторые картинки не подходят: горы, домино).

Тимофей: Ребята, а вы забыли слово «домино»! А вы забыли слово «горы»!

Дети объясняют почему эти слова не подходят.

Дефектолог: Ребята, Тимофей! Идем дальше?

Пальчиковая гимнастика.

Как красиво всё кругом (последовательно соединять пальцы правой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)

В моём городе родном. (Последовательно соединять пальцы левой руки с большим пальцем, начиная с указательного пальца)

Здесь каналы имосты, (соединить большой и указательный пальцы на обеих руках)

Памятники исады, (соединить большой и средний палец)

И музеи, идворцы (соединить большой и безымянный палец)

Небывалой высоты (соединить большой палец и мизинец).

Дефектолог: Следующая остановка«Город».

Дома в нашем городе разные, сделаны из разных материалов. Ребята, расскажите Тимофею из чего сделаны дома в нашем городе.

Вопросы (с опорой на картинки): Если дом сделан из кирпича, то он …

(Из дерева …, из камня …, из панелей …, изо льда …, из соломы …)

Дефектолог: Скажи, какой дом у тебя и у твоего соседа? А ещё дома бывают разные по величине.

Вопросы (с опорой на картинки):

− Этот дом большой, а этот …(маленький). Этот дом высокий, а этот ….(низкий)

− Этот дом широкий, а этот … (узкий). Этот дом низкий, а этот … (высокий).

Тимофей: Этот дом маленький, а этот большой. Правильно? Этот дом низкий, а этот высокий? (руками показывает всё наоборот).

Дефектолог: Тимофей ты всё перепутал. Исправьте нашего гостя. Назовите слова, которые мы использовали, называя величину. (Больше, меньше)

Дефектолог: Отправляемся на остановку «Стройка» (дети имитируют движения с молотком под музыкальное сопровождение)

Молоток стучит: «Тук-тук». Мне приятен этот стук.

Он не просто так стучит: «Тук-тук-тук» — и гвоздь забит.

Дефектолог: Вот и последняя наша остановка «Стройка». Ребята постройте новый дом и посчитайте количество этажей.

Один ребёнок выставляет карточки с изображением этажей (панелей) на панно, остальные считают:

− один этаж, два этажа, три …. и т. д.

− В доме пять этажей, значит он … пятиэтажный.

Дефектолог: Назовите дом, в котором 1, 2, 3, 4, много этажей. Молодцы!

Дефектолог: Мы устали пока гуляли по городу, нам пора передохнуть.

Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть. (Глубокий вдох и выдох)

Покрутили головой, и усталость вся долой! (Вращение головой в стороны)

Тимофей: Ребята сейчас самое красивое время года весна и ваш город она делает ещё краше. Я приготовил вам сюрприз. Там лежит то, что делает ваш город красивее. Только сундучок мой не хочет открываться. Тссс, он что-то говорит (слушает). Он говорит — кто с ним поиграет, тому он и откроется.

Д\и «Доскажи пословицу»

− Нет в мире краше (Родины нашей)

− Не тот правей — кто сильней (А тот — кто честней)

− Кто за Родину горой (Тот истинный герой)

− Всюду хорошо (А дома лучше)

− Родная сторона — мать (А чужая — мачеха)

− Если народ един (Он — непобедим)

− Где родился (Там и пригодился)

− На чужой стороне (Родина милей вдвойне).

Сундучок открывается. Тимофей достаёт небольшие сувениры на память и дарит детям.

Тимофей: Ребята, большое Вам спасибо, что рассказали мне куда я попал. Давайте вспомним где мы с вами были, по каким местам бродили.

(Рефлексия-перечисление остановок в пути по нашему городу и выполняемых на нем заданиях.)

Мне так с вами было интересно, вы очень гостеприимные дети. Но мне пора путешествовать дальше. До свидания!

Дети: До свидания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle