Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 17.10.2016

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Костерева, Л. И. Психологический тренинг как средство развития взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому / Л. И. Костерева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 643-646. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34290/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются проблемы психологических особенностей старшеклассников, обучающихся на дому, применение программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков как эффективной формы развития межличностного взаимодействия.

Ключевые слова: старшеклассники, обучающиеся на дому, взаимодействие, психологический тренинг

На современном этапе развития общества перед психологами выступают новые задачи, которые продиктованы поиском и разработкой форм индивидуальной и групповой деятельности, способствующей формированию у старшеклассников высокого уровня социально-психологической адаптации, умения ориентироваться в современном мире, способности к саморазвитию, принятию различных решений и ответственности.

Актуальность нашего исследования определяется целенаправленным изучением уровня влияния, разработанной нами программы взаимодействия, личностного роста старшеклассников, обучающихся на дому, а также эффективности группового тренинга для более успешной социально-психологической адаптации данных учащихся в современном мире.

По результатам исследований различных авторов, старшеклассники часто оказываются дезадаптированными, не способными влиться в социум [4,15]. В этой связи возникает необходимость нахождения особых подходов к организации психологического сопровождения и созданию условий, способствующих развитию адаптивных качеств личности у старшеклассников, и особенно, которые обучаются на дому.

Основной гипотезой нашего исследования является, что совместная групповая деятельность, направленная на выполнение коррекционных упражнений и игр в процессе психологического сопровождения должна приводить к преимущественному позитивному изменению личностных характеристик старшеклассников, обучающихся на дому, а также развитию навыков эффективного межличностного общения.

Согласно Л. А. Петровской, психологический тренинг это «средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения», «средство психологического воздействия» [2, 133].

Б. Д. Парыгин относит тренинг к методам группового консультирования, так как активное групповое обучение способствует развитию навыков общения в жизни, адаптации к новым социальным ролям, коррекции «Я-концепции» и самооценки.

К основным функциям тренинга относятся: диагностическая, развивающая, корректирующая, адаптивная. Возможности психологического тренинга охватывают многие области личности: интеллекта, осознания, развития волевых, мотивационных характеристик. В ходе тренинга участники группы не только приобретают знания, умения и навыки, но и происходит трансформация полученных установок, отношений личности в дальнейшем.

Многие исследователи (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, И. С. Кон) считают, что огромное значение имеет для старших школьников взаимодействие со сверстниками. Взаимоотношение со сверстниками находится в центре жизни старшеклассника, и во многом определяет все остальные стороны его поведения и деятельности.

Взаимодействие старшеклассников со сверстниками, можно представить в трех основных направлениях: отношения с представителями противоположного пола, широта круга общения и наличие близких контактов, особенности эмоций и переживаний взаимодействия.

Психологические особенности старшеклассников, обучающихся на дому, недостаточно изучены. По нашим ранее сделанным исследованиям, мы можем предполагать, что плохое самочувствие, ограничение движений, длительное нахождение в реабилитационном центре, приводят к развитию эмоционального беспокойства, высокой тревожности, неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения. Основными последствиями являются изменения в направленности личности, в системе самооценки, в установке на межличностное взаимодействие и деятельность [3, 101].

По мнению В. В. Николаевой и Г. А. Ариной двигательная активность является важной формой самовыражения личности, а также сильнейшим фактором ее формирования. Ограниченность общения со сверстниками существенно меняет социальную ситуацию старшеклассника. Существуют также специфические особенности межличностного взаимодействия и деятельности учащихся, обучающихся на дому, например, ограниченность круга общения, объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов).

Согласно статистике в последние годы отмечается увеличение количества детей, обучающихся на дому. Можно предположить, что частая и длительная отстраненность учащихся из школьного коллектива может негативно отразиться на их личностном формировании, нарушении основных механизмов взаимодействия с социумом и способствовать возникновению трудностей в построении межличностных отношений.

Поэтому целью данного исследования является — изучение психологической структуры механизмов взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому.

Условия иметоды исследования

В исследовании приняли участие 60 старшеклассников, в возрасте 15–16 лет г. Москвы: 30 учащихся, обучающиеся в общеобразовательной школе, 30 человек — испытуемые, обучающиеся на дому.

Для проведения нашего исследования, были использованы следующие методики: методика «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский); методика исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; методика «Личностный Дифференциал».

Расчет основных количественных показателей методики исследования самоотношенийВ.В.Столина, С.Р.Пантелеева показывает выраженные различия в личности старшеклассников. Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, высокую самоуверенность показали 56 %, 40 % — высокую самоценность, по остальным шкалам: саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность, внутренний конфликт, самообвинение — средние значения. Среди испытуемых, обучающихся на дому — у 77 % испытуемых преобладает высокая замкнутость, у 53 % старшеклассников, обучающихся на дому, преобладает низкая самоценность, 44 % отметили низкое самопринятие, 67 % указали на высокий внутренний конфликт, 47 % отметили высокое самообвинение.

Для оценки уровня общительности, мы применили методику «Оценка уровня общительности» (В.Ф.Ряховский),которая позволяет определить уровень общительности, коммуникабельности личности. Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что 47 % школьников показали нормальную коммуникабельность, любознательность, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. 33 % обучающихся имеют средний уровень, охотно знакомятся с новыми сверстниками, любят бывать в центре внимания, могут вспылить, но быстро отходят. 20 % учащихся показали низкий уровень общительности. Старшеклассники, обучающиеся на дому, в большинстве имеют уровень общительности ниже среднего- 43 %, испытуемые с уровнем общения ниже среднего общительны в определенной мере, не пугаются новых проблем, однако с новыми людьми сходятся с оглядкой; в спорах и диспутах участвуют неохотно. Испытуемые с низким уровнем общительности — 47 %, замкнуты, неразговорчивы, имеют мало друзей. Новая ситуация и обстановка могут вывести их из равновесия. 10 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.

Методика личностного дифференциала отражает сформировавшиеся представления о структуре личности. Цель — изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений. Результаты значения фактора Оценки свидетельствуют об уровне самоуважения. Фактор силы в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Фактор активности в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.

Среди учеников посещавших общеобразовательную школу, были получены следующие результаты: высокий уровень фактора «оценки» отметили 25 % учащихся, это показывает, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально-желательных характеристик, удовлетворен собой. Средний уровень — 62 %; низкий уровень — 13 %, что указывает на критическое отношение к себе, неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений.

Высокий уровень фактора «силы» отметили 30 % учащихся, это говорит об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Средний уровень — 52 %; низкий уровень — 18 %, что свидетельствует о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

Высокий уровень фактора «активности» указали 30 % учащихся, что говорит о высокой активности, общительности, импульсивности; средний уровень — 60 %; низкий уровень — 10 %, что указывает на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Среди испытуемых, обучающихся на дому, 15 % старшеклассников имеют высокий уровень фактора «оценки»; средний уровень у 30 %; низкий уровень у 55 %, испытуемых.

Высокий уровень фактора «силы» отметили только 7 % учащихся, средний уровень — 45 %; низкий уровень — 48 %,

Высокий уровень фактора «активности» указали 12 % учащихся, средний уровень — 45 %; низкий уровень — у 43 %, старшеклассников, обучающихся на дому.

На основе полученных данных у старшеклассников, обучающихся на дому, нами была разработана программа психологического тренинга, направленная на развитие навыков эффективного межличностного общения, уверенности в себе, открытости. Тренинг проводился один раз в неделю, форма работы — групповая, численность составляла от семи до десяти человек. Всего было проведено десять занятий.

В ходе проведения программы тренинга в первые дни можно было отметить некоторую напряженность и недоверие друг к другу. Однако, при использовании упражнений, направленных на снятие напряжения, на развитие открытости и доверия, эти черты поведения в последующем удалось изменить. В дальнейшем, даже отмечалось выраженное желание старшеклассников, обучающихся на дому, посещать и активно участвовать в занятиях психологического тренинга. На заключительных занятиях между детьми установились теплые и дружеские взаимоотношения, которые продолжились во время пребывания в реабилитационном центре.

После проведения программы психологического тренинга мы провели повторную психодиагностику этих же методик.

По результатам повторной диагностики в группе старшеклассников, обучающихся на дому, наблюдается положительная динамика, а именно: по методике исследования самоотношений В. В. Столина, С. Р. Пантелеева у 37 % испытуемых преобладает высокая замкнутость, только у 13 % еще сохраняется низкая самоценность, 24 % все же отметили низкое самопринятие, 27 % указали на высокий внутренний конфликт, только 17 % отметили высокое самообвинение.

По методике «Оценка уровня общительности» (В. Ф. Ряховский), также отмечается положительная динамика, а именно, 62 % старшеклассников, обучающихся на дому, показали нормальную коммуникабельность.

Таким образом, старший школьный возраст является одним из важнейших этапов в жизни личности. В результате нашего исследования мы обнаружили выраженные различия психологических особенностей взаимодействия старшеклассников, обучающихся в общеобразовательной школе и на дому. Старшеклассники, обучающиеся на дому, характеризуются некоторыми личностными особенностями, которые затрудняют их эффективное взаимодействие. Большинство испытуемых данной группы имеют низкий уровень общительности. Это свидетельствует о недостаточном развитии навыков позитивного общения у старшеклассников. Также определяется высокая замкнутость как выраженное защитное поведение личности, низкая самоценность, ведет к неуверенности в себе, ослабляет сопротивление средовым влияниям, повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих может сделать человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности. В ходе разработки и применении программы психологического тренинга по развитию коммуникативных навыков взаимодействия для старшеклассников, обучающихся на дому, мы увидели положительную динамику в структуре личности, отметили эффективность данной работы.

При анализе результатов работы с участниками тренинга нами было отмечено, что у многих ребят значительно повысились оценки своих умений и навыков, старшеклассники, обучающиеся на дому, начали проявлять более уверенное поведение, использовать приобретенные навыки эффективного взаимодействия с другими людьми.

Литература:

  1. Костерева Л. И. Актуальные проблемы взаимодействия старшеклассников, обучающихся на дому// Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования. / Сборник научных трудов, по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г. Самара, 2016. — С. 162–164.
  2. Петровская Л. А. Общение — компетентность — тренинг. Избранные труды. — Смысл, 2007. — 686 с.
  3. Шилова Т. А., Костерева Л. И. Психологические особенности направленности личности старшеклассников, обучающихся на дому// Вестник РУДН. — Серия: Психология и педагогика. 2015. № 2. С.98–102.
  4. Шилова Т. А. Диагностика психолого — социальной дезадаптации детей и подростков. Практическое пособие. — М. Айрис-пресс, 2006.-112с.
  5. Шилова Т. А. Психологические особенности отклоняющегося поведения подростков//Системная психология и социология. 2012. № 5. С. 85–90.
  6. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Консультативная психология и психотерапия. 2012, № 1,С. 72–79.
Основные термины (генерируются автоматически): дом, обучающийся, психологический тренинг, высокий уровень, старшеклассник, уровень общительности, общеобразовательная школа, уровень, высокая замкнутость, межличностное взаимодействие.


Похожие статьи

Психологические характеристики взаимодействия...

образовательный процесс, дом, обучающийся, уровень общительности, общеобразовательная школа, отношение, психологическая характеристика взаимодействия старшеклассников, надомное обучение...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

Экспериментальное исследование позволило выявить низкий уровень самоконтроля в общении, низкий уровень общительности.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам), они умеют взаимодействовать, стремятся

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Развитие коммуникабельности подростков в профессиональном...

В процессе такого общения устойчивый характер приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.

Высокий уровень развития коммуникабельности открывает ученику путь к достижению успеха, обеспечивает ему социальную компетентность...

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

...в первый год обучения у младших школьников увеличивается уровень конформности.

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном

Одобряемые учителем школьники имеют более высокий социальный статус в классе.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

подростковый возраст, межличностное общение, высокий уровень, межличностное общение старших подростков, подросток, отношение, психическое состояние, сельская школа, межличностное отношение подростков...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень знаний, качество преподавания.

Изменение отношения к школе закономерно приводит к изменениям в отношении к учителям. И во взаимодействии с учителем старшеклассники хотели бы...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Первым этапом нашего исследования явилось изучение опыта работы данной общеобразовательной школы по оптимизации межличностных

2) у 35% учащихся зафиксирован уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему «Я».

Особенности межличностного общения среди подростков

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень

При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое.

В юношеском возрасте коллектив старшеклассников имеет свою позицию в школе.

Похожие статьи

Психологические характеристики взаимодействия...

образовательный процесс, дом, обучающийся, уровень общительности, общеобразовательная школа, отношение, психологическая характеристика взаимодействия старшеклассников, надомное обучение...

Возможности оптимизации межличностного общения подростков...

Экспериментальное исследование позволило выявить низкий уровень самоконтроля в общении, низкий уровень общительности.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей межличностного общения старших подростков сельской школы.

Взаимодействие подростков со сверстниками...

Высокий уровень самоконтроля в общении свойственен 34 % (19 ученикам), они умеют взаимодействовать, стремятся

Для изучения уровня общительности каждого испытуемого нами была проведена методика «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского.

Развитие коммуникабельности подростков в профессиональном...

В процессе такого общения устойчивый характер приобретает агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость.

Высокий уровень развития коммуникабельности открывает ученику путь к достижению успеха, обеспечивает ему социальную компетентность...

Социально-психологические аспекты развития межличностных...

...в первый год обучения у младших школьников увеличивается уровень конформности.

Межличностное общение со сверстниками играет важную роль в младшем школьном

Одобряемые учителем школьники имеют более высокий социальный статус в классе.

Взаимосвязь психических состояний и особенностей...

подростковый возраст, межличностное общение, высокий уровень, межличностное общение старших подростков, подросток, отношение, психическое состояние, сельская школа, межличностное отношение подростков...

Особенности взаимоотношений старшеклассников со взрослыми

На втором месте стоит профессиональная компетентность учителя, уровень знаний, качество преподавания.

Изменение отношения к школе закономерно приводит к изменениям в отношении к учителям. И во взаимодействии с учителем старшеклассники хотели бы...

Психолого-педагогические условия оптимизации межличностных...

Первым этапом нашего исследования явилось изучение опыта работы данной общеобразовательной школы по оптимизации межличностных

2) у 35% учащихся зафиксирован уровень конкретных действий (готовность к ним) в отношении к своему «Я».

Особенности межличностного общения среди подростков

В данный период возникает высокая потребность в общении, и, как правило, уровень

При анализе коммуникаций подростков выделяют два вида общения: межличностное и ролевое.

В юношеском возрасте коллектив старшеклассников имеет свою позицию в школе.

Задать вопрос