Библиографическое описание:

Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Роль системы управления рисками при проведении таможенного контроля // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 441-443.



В статье описана роль системы управления рисками в таможенном деле, ее цели и принципы. Рассмотрены объекты анализа риска и понятийный аппарат СУР.

Ключевые слова: система управления рисками, таможенный кодекс таможенного союза, таможенный контроль

Важнейшим принципом осуществления таможенного контроля является принцип выборочности, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Данный принцип в таможенных органах основывается на системе управления рисками.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР), которая представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами как зарубежных стран так и России. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР также базируются на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Принципы управления рисками, под которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) включает отдельную главу 18 «Система управления рисками», которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками.

Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Целями применения системы управления рисками являются:

1) обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;

2) сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;

3) выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза;

4) ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу.

К объектам анализа риска относятся:

1) товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;

2) транспортные средства международной перевозки;

3) сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

4) сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;

5) деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

6) результаты применения форм таможенного контроля.

Деятельность таможенных органов по оценке и управлению рисками заключается в выполнении следующих задач:

1) формирование информационной базы данных системы управления рисками таможенных органов;

2) анализ и оценка рисков, включающих в себя систематическое определение:

 объектов анализа рисков;

 индикаторов риска по объектам анализа риска, определяющих необходимость принятия мер по предотвращению и минимизации рисков;

 оценки возможного ущерба в случае возникновения рисков;

3) разработка и реализация практических мер по управлению рисками с учетом:

 вероятности возникновения рисков и возможных последствий;

 анализа применения возможных мер по предотвращению и минимизации рисков.

Сбор, обработка и анализ информации об эффективности принятых мер по минимизации рисков и результатах применения к конкретным товарам и (или) транспортным средствам отдельных форм таможенного контроля осуществляется таможенными органами на постоянной основе.

Содержание установленных профилей и индикаторов риска предназначено для использования таможенными органами, является конфиденциальной информацией и не подлежит разглашению другим лицам, за исключением случаев, установленных законодательством государств — членов таможенного союза.

Для более подробного изучения системы управления рисками, необходимо выделить несколько следующих определений:

  1. анализ риска — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для определения обстоятельств и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки вероятных последствий несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Риски разделяются на два типа: выявленный и потенциальный;
  2. выявленный риск — факт, свидетельствующий о том, что нарушение таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте;
  3. индикаторы риска — определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых или соответствие которым позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
  4. потенциальный риск — риск, который не был выявлен, но условия для его возникновения существуют;
  5. профиль риска — совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков;
  6. область риска — отдельные сгруппированные объекты анализа риска, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля или их совокупности, а также повышение эффективности таможенного администрирования;
  7. оценка риска — систематическое определение возможности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства таможенного союза в случае его возникновения;
  8. риск — степень вероятности несоблюдения таможенного законодательства таможенного союза и (или) законодательства государств — членов таможенного союза;
  9. товары прикрытия — товары, которые с достаточной степенью вероятности могут декларироваться вместо товаров риска;
  10. товары риска — товары, перемещаемые через таможенную границу, в отношении которых выявлены риски или есть потенциальные риски;
  11. управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации;
  12. уровень риска — определяется в зависимости от вероятности возникновения риска и возможных последствий риска.

Таким образом, таможенные органы в своей работе специализированными подразделениями в ходе анализа имеющейся информации разрабатывают профили риска, в которых указывают область риска, индикаторы риска, а также сведения о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации рисков.

Литература:

  1. Лаптев Р. А., Коварда В. В. Анализ правовых основ перемещения иностранных товаров автомобильным транспортом по таможенной территории таможенного союза/ Юрист ВУЗа. — 2015. — № 11–12. — С. 37–43.
  2. Минакова И. В., Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие)/ Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 5. — С. 124–125.
  3. Лаптев Р. А., Солодухина О. И. Организация таможенного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 889–892.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle