Библиографическое описание:

Алябьева К. В., Коварда В. В. Правовая основа института таможенных процедур как элемента таможенного регулирования // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 252-254.



В статье представлена правовая сущность таможенной процедуры, приведены виды таможенных процедур. Отмечены особенности таможенных процедур, отличных от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита.

Ключевые слова: таможенная процедура, таможенный кодекс таможенного союза, Киотская конвенция

На сегодняшний день современная внешнеэкономическая политика России ориентирована на интеграцию с мировой экономикой, в связи с чем было оформлено решение о вступлении России во Всемирную торговую организацию, после выполнения ряда внутригосударственных процедур. 3 ноября 2010 года Президент России подписал Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция).

Целью принятия данной Киотской конвенции стала, в первую очередь, унификация российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования, что является необходимым условием для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Принципы и положения, которые установлены данной Конвенцией, должны как упростить таможенные формальности, так и ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем «единого окна». Главным среди принципов Киотской Конвенции является обязательство таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность осуществляемых таможенных формальностей и процедур во всех аспектах международной торговли.

Вполне объяснимо, что осуществление внешнеэкономической деятельности обусловлено необходимостью вывоза продукции национальных товаропроизводителей в другие страны, а также ввоз на таможенную территорию товаров, которые необходимы для развития национальной экономики и партнерских отношений.

Согласно статье 4 ТК ТС [1] таможенная процедура представляет собой совокупность норм, которые определяют для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.

При этом очевидно, что широкий спектр особенностей внешнеторговых операций диктует установление различных условий пользования и распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза и за ее пределами. Здесь стоит отметить, что именно таможенная процедура, в соответствии с которой произведен выпуск товаров таможенными органами, определяет ту самую совокупность норм, которые регулируют правовую судьбу товарной партии, перемещенной через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенным законодательством в целях таможенного регулирования установлено семнадцать видов таможенных процедур, устанавливающих требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров установлены следующие виды таможенных процедур:

 выпуск для внутреннего потребления;

 экспорт;

 таможенный транзит;

 таможенный склад;

 переработка на таможенной территории;

 переработка вне таможенной территории;

 переработка для внутреннего потребления;

 временный ввоз (допуск);

 временный вывоз;

 реимпорт;

 реэкспорт;

 беспошлинная торговля;

 уничтожение;

 отказ в пользу государства;

 свободная таможенная зона;

 свободный склад;

 специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами).

По своему содержанию таможенные процедуры, отличные от экспорта, выпуска для внутреннего потребления и таможенного транзита призваны оформить в таможенном отношении такие поставки товаров в рамках внешнеторговой сделки, особенности которых позволяют претендовать на применение таможенных льгот при условии соблюдения установленных конкретной таможенной процедурой требований и ограничений [2].

Следует также отметить, что все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу, иными словами, имеют право на совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств.

Как правило, особенности совершения таможенных операций при выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, регламентированы положениями национальных нормативных правовых актов.

Стоит обратить внимание на то, что в качестве основополагающего в Таможенном кодексе Таможенного союза (в статье 203) закреплен принцип свободы выбора и изменения таможенной процедуры.

Тем самым очевидно, что именно умелое использование таможенных процедур дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования.

В результате чего появляется возможность более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности, и в результате чего, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей товарами и услугами.

В соответствии с законодательством, все товары, которые ввозятся в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Таможенного союза, за исключением товаров:

 происходящих с таможенной территории Таможенного союза (территории государства — члена Таможенного союза);

 выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза. При этом статус товаров, выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Таможенного союза, приобретают товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в Российской Федерации, и в отношении которых соблюдены те же запреты и ограничения, что и в Российской Федерации. В качестве примера можно привести выпуск товара в свободное обращение был осуществлен в РБ или РК ранее 2010 года, до введения единого тарифного и нетарифного регулирования. Однако в силу случая, при выпуске рассматриваемого товара ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, равным действующим в Российской Федерации, а также запреты и ограничения соблюдены в порядке, действующим в России;

 изготовленных из товаров, происходящих с территории Таможенного союза или выпущенных для свободного обращения на территориях государств — членов Таможенного союза.

При этом товары, вывозимые из Российской Федерации, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Таможенные операции, которые прямым образом связаны с помещением товаров под таможенную процедуру, осуществляются в порядке и на условиях, которые определены непосредственно Таможенным кодексом Таможенного союза и начинают действовать они с момента подачи декларантом таможенному органу таможенной декларации. Днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товара таможенным органом.

Поскольку для применения отдельных таможенных процедур необходимо наличие специального разрешения, законодательством Российской Федерации о таможенном деле определен порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений (например, для применения таможенных процедур уничтожение и отказ в пользу государства, а также для всех видов переработки товаров), а также установлен порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Прежде всего, статьей 203 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств — членов Таможенного союза. В свою очередь, лицо вправе изменить выбранную таможенную процедуру на другую в соответствии с требованиями, установленными для такой таможенной процедуры Таможенным кодексом Таможенного союза.

Здесь уместно сделать акцент на том, что выбор таможенной процедуры имеет место в случае, когда она ещё заявлена. Право выбора таможенной процедуры реализуется лицом, например, при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза или при их вывозе с этой территории. Изменение же одной таможенной процедуры на другую возможно только в период её действия.

Как правило, изменение таможенной процедуры обусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенного через таможенную границу, либо истечением срока действия первоначально избранной таможенной процедуры в отношении товара.

Так, в свою очередь, товары, которые помещаются под таможенную процедуру временного ввоза, могут быть выпущены для внутреннего потребления при заключении договора купли-продажи или вывезены обратно в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если лицо больше не заинтересовано в их использовании на единой таможенной территории Таможенного союза, или же уничтожены под таможенным контролем в рамках соответствующей таможенной процедуры.

Таким образом, перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза обязывает произвести их таможенное декларирование, в результате которого осуществляется выпуск товара в соответствии с заявленной в таможенной декларации таможенной процедуры. Декларирование и выпуск товара обуславливают его дальнейшую юридическую судьбу. Однако все требования, предъявляемые к использованию товара на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами, устанавливают условия избранной при декларировании таможенной процедуры, то есть заранее открыты для участников внешнеэкономической деятельности.

Литература:

  1. Таможенный кодекс Таможенного Союза [Электронный ресурс]: решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17 // http: // www.consultant.ru.
  2. Таможенные процедуры в таможенном союзе ЕврАзЭс (учебное пособие) [Текст] /К. В. Басарева, В. В. Чемодуров, М. Е. Тихомиров, Минакова И. В., Коварда В. В./ Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014, № 3–2. — С. 236–237.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle