Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.10.2016

Статья просмотрена: 441 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Н. Н. Влияние проблемных межличностных взаимоотношений дошкольников на их самооценку / Н. Н. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 732-735. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34280/ (дата обращения: 24.04.2024).



Межличностные отношения зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте, поскольку с самого рождения ребёнок живёт среди людей и неизбежно вступает с ними в определённые отношения. Опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками является фундаментом для дальнейшего развития самооценки ребёнка. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или ободрения.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

Рассматривали такие проблемные формы межличностных отношений как:

  1. Агрессивные дети. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности. Дети, склонные к насилию, существенно отличаются от своих миролюбивых сверстников не только по внешнему поведению, но и по своим психологическим характеристикам.

Агрессивное поведение дошкольников принимает разнообразные формы. Это может быть оскорбление сверстника (дурак, идиот, жиртрест), драка из-за привлекательной игрушки или ведущего места в игре. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывает у таких детей удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Подобное поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.

  1. Обидчивые дети. Среди всех проблемных форм межличностных отношений особое место занимает такое тяжелое переживание, как обида на других. Обидчивость отравляет жизнь и самому человеку, и его близким. Справиться с этой болезненной реакцией непросто.

Явление обиды возникает в дошкольном возрасте. Маленькие дети (до трех-четырех лет) могут расстраиваться из-за отрицательной оценки взрослого, требовать внимания к себе, жаловаться на сверстников, но все эти формы детской обиды носят непосредственный, ситуативный характер — малыши не «застревают» на этих переживаниях и быстро забывают их. Феномен обиды во всей своей полноте начинает проявляться после пяти лет, в связи с появлением в этом возрасте потребности в признании и уважении — сначала взрослого, а потом и сверстника. Именно в этом возрасте главным предметом обиды начинает выступать сверстник, а не взрослый.

Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего Я, свою непризнанность, незамеченность. К этим ситуациям относятся игнорирование партнера, недостаточное внимание с его стороны, отказ в чем-то нужном и желанном (не дают обещанной игрушки, отказывают в угощении или подарке, неуважительное отношение со стороны других — дразнилки, успех и превосходство других, отсутствие похвалы).

Обидчивые дети воспринимают успехи других как собственное унижение и игнорирование себя, а потому переживают и демонстрируют обиду. Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя

  1. Демонстративные дети. Сравнение себя со сверстником и демонстрация своих преимуществ являются закономерными и необходимыми для развития межличностных отношений: лишь противопоставив себя сверстнику и выделив таким образом свое Я, ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как целостную, самоценную личность.

Однако часто демонстративность перерастает в личностную особенность, черту характера, которая приносит массу негативных переживаний человеку. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную потребность в самоутверждении. Даже совершая добрый поступок, ребенок делает это не ради другого, а ради того, чтобы продемонстрировать окружающим собственную доброту. Обладание привлекательными предметами является также традиционной формой демонстрации собственного Я. Как часто, получив в подарок красивую игрушку, дети несут ее в детский сад не для того, чтобы поиграть в нее с другими, а чтобы показать, похвастаться.

Демонстративных детей выделяет стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно активны в общении. Однако в большинстве случаев дети, обращаясь к партнеру, не испытывают к нему реального интереса.

Преимущественно они говорят о себе, показывают свои игрушки, используют ситуацию взаимодействия как средство привлечения внимания взрослых или сверстников. Отношения с другими для таких детей являются средством самоутверждения и привлечения внимания. Как правило, такие дети стремятся, во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.

Проведено исследования влияния проблемных форм межличностных взаимоотношений старших дошкольников на их самооценку проводилось на базе МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка — детский сад «Гармония», в период с 1 апреля по 28 апреля 2016г. В исследовании принимали участие старшие дошкольники в возрасте (от 5–7 лет) в количестве 45 человек (из них 24 девочки и 21 мальчик).

Методики исследования:

  1. Методика Рене Жиля предназначается для исследования межличностных отношений ребенка, его социальной приспособленности и взаимоотношений с окружающими;
  2. Методика «Какой Я?» методика предназначается для определения самооценки у старших дошкольником разработана Р. С. Немов;
  3. Тест «Лесенка» (тест «Десять ступенек»), авторы теста Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, предназначается для определения самооценки;
  4. Опросник «Проблемные формы межличностных отношений».

Предполагается, что дети с различными проблемными формами межличностных взаимоотношений, имеют различную самооценку.

Результаты по проведенной работе представим в гистограммах, где будем сравнивать проблемные формы межличностных взаимоотношений старших дошкольников уровнем самооценкой

Рис. 1. Соотношение уровня самооценки с проблемными формами межличностных взаимоотношений

Из гистограммы видим, что в сравнении с другими проблемными формами межличностного отношения у агрессивных детей самая низкая самооценка, так же это доказывает методика Рене Жиля, видно, что и уровень взаимоотношений со сверстниками тоже низкий. Средняя самооценка у демонстративных детей и выше средней у обидчивых детей.

Делая выводы можно сказать, что дети с высокой адекватной самооценкой, лучше находят контакт со сверстниками и взрослыми, высокая самооценка становится неотъемлемым качеством хороших, партнерских взаимоотношений со сверстниками.

Уровень самооценки ребенка может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, через взаимоотношения со сверстниками с родителями значимыми взрослыми.

Проведенные исследования соотношение уровня самооценки с проблемными формами межличностных взаимоотношений старших дошкольников показываю, что у детей с разными проблемным формами поведения разный уровень самооценки. У агрессивных детей самооценка ниже среднего у детей с обидчивых она выше среднего, а у демонстративных она средняя, так же можно сказать что уровень их межличностного отношения как показал на методика Рене Жиля соответствует с уровнем самооценки. Чем выше адекватная самооценка, тем лучше дети находят контакт со сверстниками и взрослыми, высокая самооценка становится неотъемлемым качеством хороших, партнерских взаимоотношений со сверстниками.Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Уровень самооценки может изменяться, особенно в дошкольном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи — все это оказывает влияние на отношение ребенка к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку, через взаимоотношения со сверстниками.

Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на первых этапах становления личности представляется важным потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в неблагоприятных условиях, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому

Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Необходимость ранней диагностики и коррекции нарушений общения со сверстниками, в каждой группе любого детского сада есть дети, отношения которых со сверстниками значительно искажены, и само их неблагополучие в группе имеет устойчивый, протяженный во времени характер.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сверстник, детский сад, дошкольный возраст, отношение, отношение ребенка, адекватная самооценка, личностное развитие, межличностное взаимоотношение старших дошкольников, уровень самооценки.


Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших дошкольников. Критериями выделения данных уровней являются отношение к детскому саду и сверстникам...

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Самооценка ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность [9].

В силу своей простоты, наиболее популярным методом диагностики самооценки детей дошкольного возраста является методика...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

Основным критерием для самооценки детей этого возраста является успешность учебной деятельности.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в стремлении к

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе мы воспользовались известной...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, дошкольный возраст, высокий уровень, отношение, ценность, уровень, старший...

Похожие статьи

Особенности межличностных отношений детей дошкольного...

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес.

Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Игра как средство формирования межличностных отношений...

Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе...

Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного...

ребенок, сверстник, дошкольный возраст, отношение, Бабаево, умение, дошкольник, взаимоотношение, взрослый, действие.

Уровневая характеристика показателей отношения детей...

Проведенный анализ, позволяет выделить три уровня сформированности когнитивного компонента отношения к сверстнику у старших дошкольников. Критериями выделения данных уровней являются отношение к детскому саду и сверстникам...

Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной...

Самооценка ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность [9].

В силу своей простоты, наиболее популярным методом диагностики самооценки детей дошкольного возраста является методика...

Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей...

Основным критерием для самооценки детей этого возраста является успешность учебной деятельности.

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Методика формирования дружеских взаимоотношений у детей...

В развитом виде доброжелательное отношение старших дошкольников к сверстникам проявляется в стремлении к

Для более точного анализа и оценки положения каждого ребенка в системе межличностных отношений в группе мы воспользовались известной...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования...

Взаимосвязь детско-родительских отношений и формирования личности ребенка старшего дошкольного возраста.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, дошкольный возраст, высокий уровень, отношение, ценность, уровень, старший...

Задать вопрос