Библиографическое описание:

Анисимова Е. В. Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 489-490.



Актуальность заявленной темы статьи вызвана тем, что органы государственной региональной власти в интересах своей стабильности и действенности нуждаются в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, а также в выявлении действительного отношения общественности к структурам власти.

Ключевые слова: политическая партия, политический менеджмент, коммуникация, общество, государство

Для успешного проведения в России преобразований необходимо взаимодействие и взаимопонимание между властью и гражданским обществом. Достижение такого взаимодействия невозможно без эффективной политической коммуникации органов власти. Данная проблема особенно остро стоит перед региональной властью, так как именно она несет прямую ответственность перед населением субъекта РФ за свою деятельность в пределах региональных сфер ведения за принимаемые решения и их последствия. Для успешного осуществления своей деятельности региональным властям необходимо обеспечить себе максимальную общественную поддержку со стороны населения региона. Репутация и устойчивость региональной власти, эффективность ее деятельности, своевременная корректировка целей и задач региональной политики зависят во многом от понимания политики власти, достижения на этой основе взаимопонимания и согласия власти и регионального сообщества; следовательно, зависят от близости власти к обществу, развитости ее политических коммуникаций, прямых и обратных связей.

В регионах России проблему политической коммуникации целесообразно проследить через следующие причины: в регионах позднее, чем на федеральном уровне, начались процессы демократического реформирования структур власти, выборного процесса, активизации гражданского общества; в большинстве регионов не сложилась политическая оппозиция, которая призвана контролировать открытость власти, ее прямые и обратные связи; не во всех регионах на сегодняшний день имеются независимые информационные источники, стимулирующие процесс открытости власти.

Органы государственной власти выступают коммуникатором (субъектом) политической коммуникации [1, с. 15].

В процессе политической коммуникации власть воздействует на общество, но неверно понимать этот аспект исключительно как средство манипуляции общественным мнением. В процессе политической коммуникации общественное мнение становится известным органам государственной власти, учитывается ими и таким образом оказывает воздействие на проводимую политику. Таким образом, органы государственной власти как открытая информационная система — это единая взаимосвязанная разветвленная сеть государственных структур, линий коммуникаций и баз данных, целями функционирования которых являются: поиск, накопление и циркулирование информации; поступление ее во все подразделения государственных органов; обеспечение доступа граждан и организаций к достоверной и полной информации из государственных и муниципальных ресурсов; обязательное, постоянное, исчерпывающее информирование, а также разъяснительная работа с участниками политико-властного взаимодействия (СМИ, партиями, общественными организациями, отдельными гражданами и т. д.) по значимым вопросам в установленных законом рамках с использованием системы информирования.

В данном случае можно отметить следующие критерии информационной открытости органов власти на региональном уровне: наличие отдела по связи с общественностью (информационно-аналитического управления, постоянно действующего подразделения, отвечающего за связи со СМИ и т. п.); наличие постоянно обновляемого сайта в сети Интернет; взаимодействие со СМИ (демократичность и справедливость правил аккредитации СМИ, оперативность ответов на запросы СМИ, частота немотивированных и некорректно мотивированных отказов в предоставлении информации отдельным гражданам, представителям СМИ, общественных организаций, частота конфликтов с журналистами, частота упоминаний органа власти и ссылок на пресс-службу, оперативность и качество рассылки пресс-релизов, анонсов, сообщений для СМИ); частота и качество проведения брифингов и пресс-конференций; частота и своевременность встреч руководителей государственного органа и информационных групп, состоящих из представителей органа власти, с представителями общественности; наличие «горячей линии», информационных стендов, собственного СМИ.

Однако говорить о полной открытости органов государственной власти в регионах нельзя. Открытость сдерживают такие факторы, как ограничение сферы публичности, а также гражданских и политических прав и свобод, ограниченное взаимодействие региональных органов власти и управления со структурами гражданского общества, подавление оппозиции как на уровне партий, так и в сфере средств массовой информации, а также неразвитость и низкая степень активности структур гражданского общества [2, с. 19].

В то же время эффективность органов государственной власти в регионах зависит от надежности ее обратных связей, позволяющих государственным органам получать достоверную информацию о степени их управляющего воздействия на общественные процессы, о реальном состоянии общества и положении дел. При высокой заинтересованности граждан к таким формам обратной связи как встречи и прямые телефонные линии руководителей органов власти с населением, привлечение общественности для обсуждения проектов наиболее важных законов, региональная власть не использует весь потенциал указанных каналов.

Таким образом, существующая сегодня в регионах России система обратной связи органов власти не отвечает в полной мере требованиям демократического общества и не выполняет всех функций обратной связи. Органы региональной власти России осуществляют информационное взаимодействие с общественностью в рамках модели одностороннего распространения информации, отличающейся информационно-пропагандистской и, зачастую, манипулятивной направленностью предоставляемых обществу сведений, информационной полу закрытостью, ограничениями в получении информации о деятельности региональной власти, недостаточным изучением и учетом общественного мнения в процессе разработки и реализации региональной государственной политики, слабым влиянием общественности на власть.

В целом можно отметить, что система прямых и обратных связей органов государственной власти в регионах находится в стадии развития, переживая переходный период. При этом необходимо обозначить, что динамичные преобразования в общественной жизни требуют дальнейшего анализа основных тенденций и механизмов развития данных процессов, а также условий и факторов, способных обеспечить эффективное взаимодействие власти и общества. Перспективными направлениями в данной области могут являться: изучение влияния деятельности СМИ на политико-властные коммуникации органов власти; разработка критериев, норм и стандартов информационной открытости органов власти; выявление факторов и условий, влияющих на уровень и развитость политических коммуникаций органов власти; исследование политико-властных коммуникаций в условиях развития современных информационных ресурсов и технологий; анализ формирования имиджа региональной власти в процессе политической коммуникации; изучение формирования общественного мнения в процессе государственно-властной коммуникации органов власти.

Литература:

  1. Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики//Полис. 2008. — № 1.
  2. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения//Полис. 2013. — № 3.
  3. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: учебно-методическое пособие// ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», Межвузовский центр инноватики и социально-проектных технологий в управлении, 2010. — 32 с.
  4. Соловьев А. И. Политические коммуникации// Аспект Пресс, 2004. — 332 с.
  5. Буренко В. И., Бронников И. А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) // Знание. Понимание. Умение. 2012. — 248 с.
  6. Буренко В. И., Бронников И. А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle