Библиографическое описание:

Орунбаев У. Б. Проблемы толерантного воспитания средствами народной педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 717-719.



В условиях независимости страны рыночные отношения в экономике породили многочисленные новые общественные проблемы, такие, как безработица, миграция, преступность, проституция, межэтнические конфликты и др., которые несовместимы с народными представлениями о нравственности, о порядочности человека и требуют принятия неотлагательных мер по решению этих проблем. Одним из важных проблем в такой многонациональной стране как Кыргызстан является улучшение и оптимизация межэтнических, межконфессиональных отношений людей и установление взаимопонимания между ними. Чтобы достичь этого необходимо проведение систематической работы по формированию толерантности, в частности, этнической толерантности у населения республики. Так как, на территории современного Кыргызстана проживают представители более 80 этносов. На Юге Кыргызстана испокон веков проживают представители кыргызских, узбекских и таджикских национальностей и живут они в приграничных селах с республиками Узбекистана и Таджикистана.

Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность — это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [1. 272].

По мнению Г. Олпорта “толерантный человек — это тот, кто одинаково дружелюбно настроен ко всем людям без исключения” (2.39)

Для формирования толерантности у населения необходимо проведение работы во всех сферах общества с различными слоями населения с учетом их возрастных, профессиональных и социальных особенностей.

На толерантное воспитание детей влияют многочисленные факторы, такие как этическое просвещение в школе, учебный процесс, каждодневный опыт поведения, совместная деятельность в классном коллективе, позиция ребёнка в классном коллективе и среди сверстников, отношение к семье и родителям и многое другое. Из этих многочисленных факторов, воздействующих на воспитания толерантности, решающее значение имеют определяющие факторы, которыми являются учебная деятельность младшего школьника. По утверждению советских психологов ведущая деятельность определяет развитие личности / А. Н. Леонтьев / [3]. К определяющим факторам можно отнести и коллектив, в котором проводит время школьник. Толерантное воспитание подрастающего поколения — одна из самых важных задач современной школы.

Российские психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананаев, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Л. И. Рувинский, В. Э. Чудновский и другие, рассматривая и решая проблему развития личности и её психики, единодушно утверждают принципы единства сознания и поведения ребёнка, социальной детерминированности психики, развитие ребёнка в деятельности [3].

В формировании толерантности школьников огромное место занимает народная педагогика, так как в народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народный педагогический опыт сложен, многогранен и богат (Г. Н. Волков). Богатый педагогический опыт каждого народа в частности выработанные нормы толерантного поведения могут быть одним из основных материалов, средств воспитания подрастающего поколения в современном учебно-воспитательном процессе школы. Поэтому в формировании толерантности важное место занимает использование традиций и средств народной педагогики: во-первых, каждый народ располагает идеями мирного сосуществования с представителями других этносов и методами педагогического воздействия на подрастающее поколение; во-вторых, апробированные многими веками традиции и средства педагогического воздействия на детей по формированию культуры межэтнических контактов положительно влияют на формирование этнической толерантности в современных условиях, в-третьих, прогрессивные традиции и средства народной педагогики положительно влияют на формирование личности школьника и повышают эффективность толерантного воспитания в современном учебно-воспитательном процессе в общеобразовательной школе. Так, по мнению Г. Н. Волкова “Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука” [4. 6].

Педагогический опыт, традиции воспитания кыргызского народа находятся в центре внимания кыргызских педагогов, философов, писателей. По проблемам народной педагогики проведено несколько исследовательских работ: Т.Ормоновым, Ж.Бешимовым, Б.Апышовым, А.Алимбековым, А. Т. Калдыбаевой и др., Педагогический опыт кыргызского народа нуждается в углубленном изучении и выявлении эффективных путей использования традиций и средств народной педагогики в учебно-воспитательном процессе в современной общеобразовательной школе в условиях независимости государства. Одной из актуальных проблем в кыргызской этнопедагогике является исследование путей и методов использования средств народной педагогики толерантное воспитание подрастающего поколения.

Место средств народной педагогики — особое в процессе обучения младших школьников. Богатство образов сказок, рассказов, пословиц и басен и концентрированность идей в них, также психолого — педагогические особенности младшего школьного возраста — все эти факторы являются важным залогом в формировании нравственности и толерантности у младших школьников и способствует усвоению ими нравственных норм, норм толерантного поведения и эффективному формированию нравственного и толерантного сознания и поведения у младших школьников. С другой стороны, средства народной педагогики являются предметом и средством передачи достижений народной культуры, обычаев, морали народа подрастающему поколению, без этого невозможно сформировать нравственно и толерантно развитую личность.

Возрастные и психологические особенности младших школьников, потребности их к усвоению социального опыта обусловливают лёгкое и успешное, эффективное формирование нравственных мотивов и выработку внутренней позиции к нравственному поведению / Л. И. Божович /, установки на нравственности / Д. И. Узнадзе, Н. В. Рогова / у младших школьников определённых нравственных норм, формируют у них нравственных качеств.

Младший школьный возраст имеет свои психологические особенности, которые являются оптимальными для формирования у младшего школьника толерантного сознания и поведения, особенно средствами народной педагогики / сказки, рассказы, былины, пословицы, басни и так далее /. Роль народной педагогики в школах с двуязычным обучением ценна вдвойне.

В формировании толерантного сознания и поведения особое место занимает формирование мотивов толерантного поведения. Мотивы толерантного поведения: любить и уважать представителей другого этноса, ориентация жить нравственно. Ведущая деятельность младших школьников является основным условием формирования толерантных мотивов у младших школьников. Возрастные и психологические особенности младших школьников обусловливают эти мотивы. Поэтому исследование процесса формирования толерантного сознания и поведения младших школьников традициями и средствами народной педагогики является актуальным и практически значимым исследования такого характера и позволяет:

‒ выявлять и определять роль средств и традиций народной педагогики кыргызов в структуре педагогически воздействующих факторов в формировании толерантного сознания и поведения младших школьников;

‒ выявлять взаимообусловленность и взаимозависимость народной педагогики между школой и семьей в толерантном воспитании детей;

‒ экспериментально проверять эффективность использования традиций и средств народной педагогики в формировании толерантного сознания и поведения младших школьников;

‒ разработать методические рекомендации учителям школ в эффективном использовании традиций и средств народной педагогики в толерантном воспитании младших школьников.

Результаты исследования вооружают учителей начальных классов в деле эффективного использования традиций и средств народной педагогики в формировании толерантного сознания и поведения младших школьников в условиях информационной технологии.

Литература:

  1. Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконвессионального взаимодействия / Под ред. М. Ю. Мартыновой, А. В. Тишкова, Н. М. Лебедевой.- М.: Изд-во РУДН,2003.
  2. Гордон У Олпорт. Природа предубеждения. Век толерантности № 6, с.39. М:2003.
  3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. Испр. и доп. М.: Политиздат, 1990, с.66
  4. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.-2-е изд. испр. и доп. М.: Изд.центр “Академия”,2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle