Библиографическое описание:

Дубова И. А., Маишева В. П., Фатеева Г. И. Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 682-684.



В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [7] отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования» находим утверждение: «Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе» [5, с. 4].

Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.

Надо отметить, что актуальность проблемы исследования в настоящее время не раскрыта. Это обусловлено тем обстоятельством, что у детей дошкольного возраста не сформированы одинаковые игровые навыки и дети одного возраста не обладают идентичным игровым опытом.

Проанализировав специальную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выявили основных авторов и ученых, которые занимались различными аспектами данной проблемы.

Проблема индивидуального подхода к детям является актуальной и привлекает внимание специалистов различных отраслей науки. Интересные мысли по этому вопросу были высказаны в работах отечественных и зарубежных исследователей: Н. А. Ветлугиной, Е. Н. Водовозовой, Л. С. Выготским, Р. И. Жуковской, Л. И. Ковальчук, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, М. Д. Маханевой, Т. С. Рыжовой, Б. М. Тепловым, К. Д. Ушинского, Е. А. Флериной, Т. Чирковой и многими другими.

Исследованием влияния игры и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ занимались такие авторы как Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина, М. Г. Ермолаева, З. П. Коннова, Т. М. Михайленко, Л. А. Пенькова, П. И. Пидкастистый, Ж. С. Хайдаров и т. д.

В указанных исследованиях установлено, что, если индивидуальные особенности не учитываются в образовательном процессе, то более способные и развитые дети задерживаются в своем умственном развитии: у них снижаются познавательная активность и темп усвоения материала, могут сформироваться такие отрицательные качества, как лень, безответственное отношение к деятельности. Неактивные дети тем более страдают от отсутствия индивидуального подхода.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает, согласно «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», такую организацию всего образовательного процесса, при котором учитывается индивидуальная «траектория развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности» [5, с. 14].

Анализ публикаций последних лет по проблеме исследования в профессиональных изданиях: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Вестник образования» и т. д. показал положительную тенденцию к изучению возможностей индивидуального подхода в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Но вызван такой интерес не совсем положительными моментами.

В последних исследованиях (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцова, С. Л. Новоселова и др.) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник — компьютерные игры.

Необходимость индивидуального подхода, по мнению Л. И. Ковальчук, вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», «без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс» [2, с. 24].

С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок.

Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Он предполагает «профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности» [2, с. 31].

Ограниченность содержания творческих игр, уклонение отдельных ребят от участия в коллективных играх должны тревожить воспитателя, так как все это впоследствии неблагоприятно скажется в той или иной мере на формировании личности ребенка, на его всестороннем развитии. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность.

Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают чудодейственным свойством. Они привлекают своим сюжетом робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а хорошие организаторы находят в них возможности для проявления своей инициативы и творчества.

Игры старших дошкольников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же, как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей. Педагог должен так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение.

У старших дошкольников наблюдается различное отношение к игре, проявляются различные игровые интересы, умение играть с товарищами и одному. Надо отметить, что наряду с хорошими организаторами, активными участниками игр встречаются ребята равнодушные, пассивные, почти не проявляющие интереса к играм. И здесь уместно сказать о самостоятельных игровых объединениях детей, основанных на совместных интересах, взаимных симпатиях и т. д.

В игровой деятельности они уже могут самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать любой предметный способ их решения: кто-то предпочтет только игрушки, другие дети будут дополнять их предметами-заместителями, воображаемыми предметами.

Таким образом, индивидуальный подход к детям в игре при условии знания педагогом их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.

Рассмотрим педагогические условия осуществления индивидуального подхода к организации игровой деятельности старших дошкольников.Одним из условий является учет уровня сформированности компонентов игровой деятельности каждого ребенка.

Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек. По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнёров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений — подчинения, равноправия, управления.

Для игры старших дошкольников характерно следующее:

‒ коллективный характер;

‒ предварительный план, который обсуждается и коллективно принимается в группе детей;

‒ сложность сюжета, большое число и увеличившаяся длительность действий;

‒ отображение в игре социальных и поло-ролевых отношений, принятых и преобладающих в обществе;

‒ наличие лидера;

‒ конфликтные отношения, невозможность разрешения которых прекращает развитие игровой деятельности;

‒ определенная степень развития коммуникативных умений у каждого ребенка.

Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу её) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т. п.

В качестве второго условия мы определили опору на игровой опыт каждого ребенка, полученный в различных видах игр (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные и т. д.).

Третье педагогическое условие — разрабатывать и реализовывать программу индивидуального подхода к работе с детьми с разным уровнем сформированности игрового опыта.

Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации специальных обучающих игр: игр-занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, подвижных, музыкальных, театральных игр и игр-упражнений детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).

Четвертое педагогическое условие — активно использовать возможности самостоятельных игровых объединений детей при формировании игрового опыта.

Здесь надо отметить, что особый характер приобретает сюжетно-ролевая игра, которую дети создают сами, отражая в ней то, что им близко и интересно: действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей, их отдых развлечения и др. Такой вид деятельности определяется как самодеятельная сюжетно-ролевая игра.

Для развития самостоятельных, самодеятельных детских игр должны быть созданы специальные условия (расширение знаний детей, обогащение игрового опыта, предметно-игровая среда и др.). Самостоятельные, самодеятельные игры способствуют успешному формированию возрастных новообразований.

Литература:

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5. — С. 101–114.
  2. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2005. — 112 с.
  3. Литвинова, Н. В. Игровая деятельность детей — важнейший базовый компонент дошкольного образования / Н. В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. — Мн., 2007. — Сер. 5. — Вып. 1. — С. 115–124.
  4. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО (0–7 лет) / Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2014.
  5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Вестник образования. — 2016. — № 1.
  6. Рыжова, Т. С. Индивидуальный подход в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. С. Рыжова // Интернет-журнал «Талантливый педагог». — 2014. — № 5: Режим доступа: http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_5_2014/ryzhova_t_s_individualnyj_podkhod_v_razvitii_igrovoj_dejatelnosti_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/5–1-0–640(дата обращения: 06.10.2016).
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства образования и науки РФ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»: Режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=11003 (дата обращения: 06.10.2016 г.).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle