Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 759-761.



Управление тренировочным процессом является достаточно эффективным, если средства, составляющие его, обладают полноценным тренирующим эффектом и приводят к значимым адаптационным изменениям [1].

Как показывает анализ мнений авторов на систему организации тренировочного процесса в пауэрлифтинге, количество подходов и число повторений отдельных упражнений в пауэрлифтинге могут принимать различные значения в зависимости от:

– возраста спортсменов;

– квалификации спортсменов;

– этапов и направленности спортивной подготовки[2–4].

В основном авторы рекомендуют регулировать силовую нагрузку в соответствии с возрастом, спортивной квалификацией и цикличностью соревновательной деятельности спортсменов. При этом они не берут в расчет то, что при одинаковом возрасте спортсмены могут иметь разные темпы биологического созревания, соответственно различный уровень функциональной готовности организма к нагрузкам, что требует внесения корректировок в нагрузочную стоимость силовых тренировок для адекватной адаптации, повышения функциональной готовности.

Как одним из основных факторов всестороннего и гармоничного формирования личности выделяют учет возрастных особенностей физического развития. В педагогике эти проблемы активно исследовались на протяжении последнего полувека. Изучение закономерностей физического развития юношей были в центре внимания многих физиологов, врачей, гигиенистов, тренеров [5–7].

Каждому человеку присущ собственный темп индивидуального развития. Юноши, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития. Несоответствие календарного и биологического возраста позволяет оценить темп индивидуального развития [8].

Ранее проведенными исследованиями нами было определено, что:

– — юные спортсмены — пауэрлифтеры акселераты превосходят спортсменов медиантов по величине антропометрических данных (в росте на 2,6 %, в весе на 15,1 %, ОКГ на 11,3 %) и в значительной степени превосходят в указанных данных ретардантов (в росте на 8,8 %, в весе на 27,6 %, ОКГ на 22,6 %);

– спортсмены — пауэрлифтеры акселераты значительно превосходят ретардантов в физиологических показателях кардио-респираторной системы (в ЖЕЛ на 41,9 %, МВЛ 10,5 %, СОК 30,1 %, МОК 20,7 %) в, различия в данных показателях между акселератами и медиантами менее выражены (в ЖЕЛ на 23,3 %, МВЛ 3,3 %, СОК 22,9 %, МОК 17,24 %), ЧСС в покое у акселератов ниже чем у медиантов на 5,6 %, и ниже чем у ретардантов на 12,7 %;

– характеристики собственно-силовых способностей достоверно выше у спортсменов медиантов по сравнению с юношами акселератами (в подтягивании на перекладине на 21,4 %, в отжиманиях на 12,5 %) и ретардантами (в подтягивании на перекладине на 42,8 %, в отжиманиях на 31,3 %);

– ретарданты опережают акселератов по уровню скоростных способностей в упражнениях ОФП на 9,8 % в челночном беге 4× 9 м, на 3,7 % в беге на 60 м. Различия между медиантами и ратардантами менее выражены [9].

Нами был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ). В КГ применялась общепринятая методика тренировок без разделения испытуемых в зависимости от темпов биологического созревания организма, в ЭГ напротив данное разделение было применено соответственно биологическому созреванию и распределялась тренировочная нагрузка. Методика распределения тренировочной нагрузки подробно представлена в учебно-методическом пособии [10].

При определении корреляционной зависимости (взаимосвязи силовых показателей в трех соревновательных упражнениях и морфофункциональных показателей юношей было выявлено следующее (таблица 1):

  1. Силовые показатели в сумме тех упражнений имеют тесную положительную взаимосвязь с показателями экскурсии грудной клетки, систолического объема крови, специальной физической работоспособности (по адаптированному тесту Кармана В. Л.) и показателями специальной силовой выносливости, как в КГ так и в ЭГ. В ЭГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и жизненной емкости легких. В КГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и окружности грудной клетки, а также максимальной вентиляции легких.
  2. Силовые показатели в сумме трех упражнений в КГ и ЭГ имеют среднюю взаимосвязь с показателями массы тела, максимального потребления кислорода, минутного объема крови, показателями тензометрии (по силе разгибателей плеча, разгибателей и сгибателей бедра). Средняя взаимосвязь в КГ отмечается по таким показателям как ЖЕЛ, в экспериментальной группе ОКГ и МВЛ.
  3. Слабая взаимосвязь в КГ и ЭГ отмечается между силовыми показатели и показателями общей физической работоспособности (по тесту PWC170).
  4. Не выявлено положительной взаимосвязи между ростом, индексом массы тела, частотой сердечных сокращений и силовыми показателями по сумме трех упражнений.

Таблица 1

Определение корреляции между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений иосновными морфофункциональными показателями КГ иЭГ

Показатели

КГ(r)

ЭГ(r)

Р

Рост (см)

-0,2

-0,25

< 0,05

Масса тела (кг)

0,39

0,3

< 0,05

Индекс массы тела

-0,12

-0,10

< 0,05

Жизненная емкость легких (л)

0,69

0,70

< 0,05

Окружность грудной клетки (см)

0,71

0,67

< 0,05

Экскурсия грудной клетки (см)

0,72

0,70

< 0,05

Максимальная вентиляция легких, (л/мин)

0,70

0,66

< 0,05

Частота сердечных сокращений, (уд/мин)

-0,20

-0,27

< 0,05

Систолический объем крови, (мл)

0,73

0,71

< 0,05

Минутный объем крови, (л)

0,60

0,51

< 0,05

Максимальное потребление кислорода, (мл/мин/кг)

0,52

0,59

< 0,05

Показатели общей ФРа (тест PWC170)

0,23

0,28

< 0,05

Показатели специальной ФРа

0, 85

0,88

< 0,05

Опробовав и протестировав разработанную методику, на основании статистических данных проведенного педагогического эксперимента можем сделать вывод о том, что спортсмены ЭГ, использовавшие ее, показали результат значительно выше КГ. Результат по сумме троеборья в экспериментальной группе превысил результат в контрольной группе на 56,3 кг (15,4 %), при достоверном уровне значимости (Р < 0,05).

Учет биологического возраста позволяет регулировать адекватность воздействия тренировочной нагрузки на метаболизм юных спортсменов. При чрезмерной нагрузки в организме преобладают катаболические процессы, идет усиленный распад белка, значительно повышается нагрузка на гормональную и выделительную систему, что в результате приводит не только к снижению спортивных результатов, но и опасно для здоровья юных спортсменов. Соответственно при адекватной нагрузке метаболические процессы сдвигаются исключительно в анаболическую сторону, что позволяет получать не только положительный тренировочный эффект и высокие спортивные результаты, но и что очень немаловажно сохранять и повышать уровень здоровья.

Вывод. Различия в биологическом созревании должны учитываться при определении уровня содержания общефизической подготовки и специальной физической подготовки в общем объеме тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге, что позволит подготовить юных спортсменов не только к занятиям силовыми видами спорта, но к общей спортивной деятельности, если атлеты через некоторое время занятий примут решение поменять спортивную специализацию.

Литература:

  1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для вузов. — М.: Академия, 2000. — 480с.
  2. Шейко Б. И. Методика планирования для начинающих пауэрлифтеров // Мир силы. — 2008. — № 4. — С.28–29.
  3. Остапенко Л. А. Силовое троеборье: особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки: учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 150 с.
  4. Коршунова А. В. Пауэрлифтинг: учеб.-метод. рекомендации. — Хабаровск, 1998. — 22 с.
  5. Вавилов Ю. Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С.54–60.
  6. Кофман Л. Б., Кабачков В. А., Тяпин А. Н., Пузырь Ю. П., Захаров Л. А. Тест-программа физической подготовленности учащейся молодежи»: Руководство по проведению тестирования физической подготовленности учащихся. Стандартные тесты для оценки развития двигательных качеств учащихся 6–17 лет. — М., 1998. — 18 с.
  7. Вирабова А. Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсы: автореф.... док. мед. наук. — М., 2006. — 47 с.
  8. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию.- М., 1997.- 240 с.
  9. Avsiyevich V. Morpho-functional measures and athletic performance dynamics in male adolescents engaged in powerlifting taking into account biological developmental rate // Middle east journal of scientific research. — 2013. — V. 16- Iss. 9.- Р. 1264–1268.
  10. Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста: учебно-методическое пособие / В. Н. Авсиевич. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 100 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle