Библиографическое описание:

Дашкевич Л. В. Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 680-682.



Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст отличается от других этапов развития тем, что в эти годы закладываются основы общего развития личности, вырабатываются психические и личностные качества ребёнка, ценностное отношение ребёнка к окружающей. В настоящее время дошкольное образование направлено на формирование у детей дошкольного возраста взаимодействия с социумом, партнерства в разных социокультурных условия. Из этого видно, что это невозможно без знаний культурных ценностей своего и других народов.

Ключевые слова: социокультурное развитие, задачи, содержание, технология работы, дети дошкольного возраста, любовь к родному городу

Изучение социукультурных основ проблемы требует определения метода методологии, на базе которой разработано содержание и технология ознакомления детей с родным краем.

В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:

– Обогащение чувственно — эмоционального опыта освоения детьми знаний и развитие на основе интереса к миру и процессу познания;

– Создание основы практического владения речью в разных ситуациях (в пределах конкретных сфер общения, в учебной, игровой деятельности и. т.д.);

– Развитие общей культуры ребенка, включающей воспитание языковой культуры, а также культуры общения в равных условиях.

В результате осуществления этих задач ребенок приобретает такие ценностные установки, которые существенно влияют на становление его личности. В личности формируется отношение к познанию как ценности, к средствам познания и общения как важному личному достижению. Происходит развитие личностной познавательной и коммуникативной активности.

Интерес — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Данная методология базируется на конкретных научных подходах.

  1. Системный подход — важнейшее условие разработки и реализации содержания и технологии представлен на разных условиях.:

– окружающий мир — как система взаимодействия человека с миром природы, с социальным миром и предметным миром;

– усвоение существенных взаимосвязей между явлениями окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и культурного ландшафта (системообразующий фактор деятельность человека);

– усвоение детьми знаний о природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

  1. Диалектический подход — подход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой движущую силу развития материального мира и формы и пути его познания.Обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении в развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н. Н. Поддъяков, Н. Е. Веракса). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, а так же любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отображающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи. Вместе с тем у детей формируется одна из универсальных способностей, это способность прогнозирования изменений предметов и явлений окружающего мира.
  2. Культурологический подход — подчеркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления природных (естественных) факторов и культуры (искусственных), а поиска взаимовлияния, взаимосвязи. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения:

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были положены следующие принципы:

Энциклопедичность — обеспечивает отбор содержания знаний и разных областей действительности (природа социальный мир, культура и т. д.).

Уникальность места — как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности.

Интеграция знаний (Н.Ф Виноградова)- установление соотношений между информацией естественно — научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира.

Единство содержания и методов — работа с детьми, которая нашла свое отображение в структурном построении непосредственно образовательной деятельности.

Динамика преемственных связей — на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Комплексность — содержание концентрируется в темах и комплексах «Природа», «Достопримечательности города», «История Городца и Нижегородской области», «Труд людей» и т. д. [5]

Особого внимания педагога требует информационная часть НОД, поскольку детям даются достаточно сложные знания, чтобы избежать перегрузки, адаптированные рассказы должны отвечать определенным требованиям.

Следующая структурная часть — проблемная. Важно, чтобы на этом этапе произошло как бы «перераспределение» знаний — из четких и ясных в область неопределенных и неясных (в виде догадок, предложений и наоборот). Следует помнить, что проблематизация — важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности детей — должна осуществляется по основным существенным линиям и направлениям.

Принципиально важным структурным компонентом является часть технологии, предполагающая стимулирование детей к постановке вопросов как основного показателя их познавательной активности. Именно на это обращается особое внимание при проведении занятий, так как при традиционном подходе вопросы в основном задает педагог, и дети привыкают лишь отвечать. С этой целью разработаны серии дидактических игр и упражнений по типу «Волшебный мешочек», где основной задачей является формирование у детей умения формулировать вопросы, причем к вопросам предъявляются определенные требования.

В заключительной части, условно названой «символизация» (по Л. А. Венгеру), важно предоставить детям возможность эмоционально выразить свое отношение к полученной ранее информации. Проявив себя в разных видах деятельности (изобразительная деятельность, песня, танец и т. д.)

Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, а исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии. Кроме того, при построении непосредственно образовательной деятельности (НОД) широко используется элементы системы ТРИЗ.

ТРИЗ — это такая система в обучении детей которая оказывает практическую помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Пример: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.

Таким образом, познание ближайшего окружения превращалось в интересный, захватывающий процесс совместного с взрослым «открытия» мира. Идея социокультурного воспитания (патриотизма и гражданственности), приобретает все больше значение в обществе.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., КозловаС. А. Наша родина. М.,1984
  2. Добролюбов Н. А. Учитель должен служить идеалом для учеников // Избр. пед. соч. -М., 198610. История педагогики. -М., 1998.
  3. Добролюбов Н. А. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. — М.: Политиздат, 1986
  4. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития, М.: «Детство- пресс», 2004
  5. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6–7 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2007.
  6. Поддьяков, А. Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития / А. Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12

7. Ривина Е. К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2–7 лет.М.,2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle