Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Крюкова, Н. А. Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования / Н. А. Крюкова, Ю. П. Штепа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 702-704. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34225/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов учебной программы одноименной дисциплины и примеры наименований лабораторных работ по различным разделам программы.

Ключевые слова: информатика, среднее профессиональное образование, отраслевая информация, профессиональные компетенции

В условиях модернизации системы среднего профессионального образования повысились требования к качеству подготовки обучающихся в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом третьего поколения среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Закон «Об образовании в Российской Федерации» расширил возможности учебных заведений, предоставил им право самостоятельно разрабатывать учебные планы и учебные программы на основе ФГОС.

Значимость системы СПО как необходимого фундамента подготовки специалистов, формирования у них способности качественно выполнять специфические профессиональные обязанности в условиях реализации компетентностного подхода и с учетом социально-экономической реальности подтверждена в работах Батышева С. Я., Мухаметзяновой Г. В., Ткаченко Е. В. и др.

Проблемы подготовки кадров в системе СПО в условиях реализации компетентностного подхода рассматриваются в работах Бузмаковой Т. И., Двуличанской Н. Н., Модиной О. А., Тищенко С. И. и др. Авторы этих исследований отмечают, что процессам формирования профессиональной компетентности студентов уделяется недостаточно внимания. Подчеркивается необходимость разработки на основе деятельностного и компетентностного подходов содержания подготовки, направленного на формирование у студентов профессиональной компетентности, а также организации учебного процесса по формированию профессионально значимых умений и качеств обучаемого с использованием методов обучения, позволяющих моделировать различные ситуации будущей профессиональной деятельности.

В Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема в числе прочих специальностей СПО ведется обучение по специальности 09.02.05 «Прикладная информатика (по отраслям)». В качестве отрасли выбрана экономика. Выпускник данной специальности получает квалификацию техник-программист.

Одной из ключевых для этой специальности является дисциплина «Обработка отраслевой информации», значимость которой обусловлена формированием группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации»:

− ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

− ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

− ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

− ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента [1].

− ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

Был произведен анализ учебных рабочих программ дисциплины «Обработка отраслевой информации» ([2, 3] и др.), реализуемой в учреждениях среднего профессионального образования. Некоторые из них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Обзор учебных программ дисциплины «Обработка отраслевой информации»

Автор(ы) программы

Отрасль

Учебное заведение

Специфика содержания

Вахранев А. Б.

Информационная сфера

ФГБОУ СПО «Московский государственный гуманитарно-экономический техникум»

Программа отличается обширным содержанием комплексного характера

Мерзликина Н. В.

Не указана

ГОУ СПО «Вольский педагогический колледж им. Ф. И. Панферова»

Практически полностью совпадает с программой А. Б. Вахранева

Малафеева И. Е., Водопьянова Е. В., Лаптева Н. В.

Не указана

ГБОУ СПО «Сергачский агропромышленный техникум»

Нет привязки к отрасли. Присутствует раздел «Конфигурирование в среде 1С: Предприятие»

Фесенко О. В., Халимов Л. Ф., Хасанов Н. Я., Ардаширова Г. Ф., Хаертдинова Г. А.

Дизайн

ГОУ СПО Стерлитамакский педагогический Колледж

В программе прослеживается связь изучаемых информационных технологий с отраслью «Дизайн»

Буряков А. В., Капитанов А. В., Маскаева А. М., Мирошниченко Г. И.

Не указана

ГБОУ СПО Московский государственный техникум технологии и права

В большой мере схожа с программой О. В. Фесенко и др., добавлен раздел «Базы данных как объект обработки динамического информационного контента»

Анализ существующих рабочих программ по дисциплине «Обработка отраслевой информации» для учреждений среднего профессионального образования разных авторов показал, что они не всегда составлены с упором на конкретную отрасль. Чаще они составляются для специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» среднего профессионального образования в целом.

При этом программ, предназначенных для специальности «Прикладная информатика (в экономике)», найдено не было. Учитывая, что рабочая программа в первую очередь определяет содержание обучения, можно говорить о том, что содержательный аспект группы компетенций «Обработка отраслевой информации» для специальности «Прикладная информатика (в экономике)» разработан недостаточно.

Была разработана учебная программа дисциплины «Обработка отраслевой информации», рассчитанная на три семестра. Она включает 8 разделов:

  1. Автоматизация профессиональной деятельности.
  2. Деловая графика.
  3. Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  4. Информационные системы в профессиональной деятельности.
  5. Аналитические системы.
  6. Системы автоматизации бухгалтерского учета.
  7. Электронный документооборот.
  8. Монтаж динамического информационного контента.

Приведем примеры тематики лабораторных работ по различным разделам программы (таблица 2).

Таблица 2

Примеры лабораторных работ по дисциплине «Обработка отраслевой информации»

Наименование раздела

Наименование работы

Автоматизация профессиональной деятельности

− Экономические расчеты в MS Excel.

− Создание деловых документов в редакторе MSWORD

Деловая графика

− Создание логотипа организации.

− Создание презентации товара.

− Создание рекламного буклета в MSPublishers.

Коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

− Установка и настройка браузера.

− Обзор интернет-ресурсов о фирмах-производителях некоторого товара.

Информационные системы в профессиональной деятельности

Создание базы данных «Сотрудники фирмы» в СУБД MSACCESS

Аналитические системы

− Установка пакета Project Expert.

− Создание проекта в Project Expert.

Системы автоматизации бухгалтерского учета

Система бухгалтерского учета 1С: Предприятие: учет основных средств, учет движения материальных ценностей, учет товаров, учет выполненных работ и услуг, учет кассовых операций.

Электронный документооборот.

Регистрация входящей и исходящей корреспонденции в СЭД «Дело»

Монтаж динамического информационного контента

Создание видеофильма «Экономика ЕАО» или «Главные экономические субъекты ЕАО»

Содержание программы и ее организационно-методическое обеспечение выстраивается таким образом, чтобы учебная деятельность в рамках изучаемой дисциплины целиком соответствовала отраслевой направленности специальности и безоговорочно способствовала достижению выпускником профессиональных компетенций.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2014 № 1001 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям)».
  2. Рабочая программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации». URL: http://vfilial.mggeu.ru/wp-content/uploads/ Obrabotka-otraslevoy-informatsii.pdf.
  3. Примерная программа профессионального модуля «Обработка отраслевой информации». URL: http://ноу-ксу.рф/documents/Programmy_NOUSPOKSU/ 230701_Prikladnaya_informatika/PM/PM.01.Obrabotka_otraslevoy_informatsii.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): отраслевая информация, профессиональная деятельность, профессиональное образование, Прикладная информатика, динамический информационный контент, бухгалтерский учет, Обработка, работа, специальность, деловая графика.


Похожие статьи

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

внеучебная работа, внеучебная деятельность, образовательное учреждение, ИКТ, ISAPI, API, дополнительное образование, информационный портал, профессиональная деятельность, внеурочная деятельность.

Особенности использования информационных технологий...

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Агибова, И. М. Проблемы преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентам строительных специальностей / И. М...

Обзор информационных технологий и пакетов прикладных...

Делая упор на профессиональное программное обеспечение, а не на общедоступные и общеобразовательные пакеты прикладных программ.

Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ. Системы управления контентом и...

Методика преподавания курса «Информатика...»

Основной задачей профессионально-направленного курса «Информатика и информационные технологии» является подготовка студентов по специальности.

Обучение с учетом юридической специальности - это первый опыт сотрудничества вуза, готовящего...

Использование информационных технологий в процессе обучения

На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Информационные технологии как средство совершенствования...

Для грамотной обработки результатов измерений им необходимы специальные знания по прикладной математике, что требует

обучить использованию и применению средств современных информационных технологий в профессиональной деятельности лаборанта

Особенности содержания методической системы формирования...

определено понятие профессиональной информационной компетентности будущего

В работах ведущих специалистов в области информатизации образования (А. А. Андреев, С. А. Бешенков

Важно, что дисциплина «Механизация обработки экономической информации»...

Междисциплинарная интеграция в системе современного...

Мотивационно-прикладные задачи: оптимизация транспортных перевозок; оптимизация плана выпуска продукции; оптимизация графика работы

1. Смирнов, Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография.

Профессионально-математическая компетентность студента...

Основные термины (генерируются автоматически): знание, профессиональная деятельность, умение, прикладная информатика

Преподавание дисциплины «история информатики» для бакалавров направления подготовки «педагогическое образование», профиль «информатика».

Похожие статьи

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ...»

внеучебная работа, внеучебная деятельность, образовательное учреждение, ИКТ, ISAPI, API, дополнительное образование, информационный портал, профессиональная деятельность, внеурочная деятельность.

Особенности использования информационных технологий...

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

1. Агибова, И. М. Проблемы преподавания дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» студентам строительных специальностей / И. М...

Обзор информационных технологий и пакетов прикладных...

Делая упор на профессиональное программное обеспечение, а не на общедоступные и общеобразовательные пакеты прикладных программ.

Обзор современных информационных технологий автоматизации деятельности в сфере ЖКХ. Системы управления контентом и...

Методика преподавания курса «Информатика...»

Основной задачей профессионально-направленного курса «Информатика и информационные технологии» является подготовка студентов по специальности.

Обучение с учетом юридической специальности - это первый опыт сотрудничества вуза, готовящего...

Использование информационных технологий в процессе обучения

На современном этапе наиболее конструктивным представляется подход, согласно которому компьютер не следует противопоставлять преподавателю, а целесообразно рассматривать его как средство поддержки профессиональной деятельности обучающего.

Информационные технологии как средство совершенствования...

Для грамотной обработки результатов измерений им необходимы специальные знания по прикладной математике, что требует

обучить использованию и применению средств современных информационных технологий в профессиональной деятельности лаборанта

Особенности содержания методической системы формирования...

определено понятие профессиональной информационной компетентности будущего

В работах ведущих специалистов в области информатизации образования (А. А. Андреев, С. А. Бешенков

Важно, что дисциплина «Механизация обработки экономической информации»...

Междисциплинарная интеграция в системе современного...

Мотивационно-прикладные задачи: оптимизация транспортных перевозок; оптимизация плана выпуска продукции; оптимизация графика работы

1. Смирнов, Е. И. Фундирование опыта в профессиональной подготовке и инновационной деятельности педагога: монография.

Профессионально-математическая компетентность студента...

Основные термины (генерируются автоматически): знание, профессиональная деятельность, умение, прикладная информатика

Преподавание дисциплины «история информатики» для бакалавров направления подготовки «педагогическое образование», профиль «информатика».

Задать вопрос