Библиографическое описание:

Билеменко М. С. Взаимосвязь уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде онтогенеза // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 635-640.



Цель данной работы проанализировать литературные источники по вопросу взаимодействия уровня интеллекта и творчества, выявить их взаимосвязь в критический период онтогенеза: пубертатный период, выявить уровень корреляции уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде.

Ключевые слова: интеллект, творчество, креативность, пубертатный период, корреляция

Множество исследований, посвященных изучению творческих и интеллектуальных способностей, можно разделить на два вида: первый вид — исследования взаимосвязей между интеллектом, креативностью, познавательными особенностями; второй вид — это работы, направленные на определение личностно-мотивационных и ситуационных взаимосвязей креативности человека.

Если по проблеме определения личностно-мотивационных переменных, связанных с креативным поведением, данные исследований во многом соответствуют друг другу, то по проблеме взаимосвязей между уровнем интеллектуального развития человека и его креативных способностей (Э. Торренс, М. А. Холодная, В. Н. Дружинин и др.) до настоящего времени существуют разногласия, а иногда результаты данных исследований взаимоисключают друг друга. Уровень развития интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуального пути.

Проведенный анализ литературы по вопросу взаимосвязи уровня интеллекта и креативности позволяет говорить о том, что эта проблема, является актуальной и вместе с тем остается одной из сложных, однозначно противоречивых проблем в современной психологии. Противоречивость темы определяет актуальность данной работы, в которой мы провели анализ взаимосвязи между уровнем интеллекта и креативности с учетом возраста испытуемых (в критическом) периоде онтогенеза: пубертатном периоде. Тема: «Взаимосвязь уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде онтогенеза» является актуальной, так как проблема исследования интеллекта занимает особое место в психологии. Потому что с данной темы началась психодиагностика, а диагностика уровня интеллекта играет важную роль в повышении качества образования детей, позволяет правильно организовать педагогическое влияние, специально направленное на развитие тех или иных способностей школьников.

Цель данного исследования состоит в установлении взаимосвязи уровня интеллекта и творчества в пубертатном периоде онтогенеза человека.

Задачи.

  1. Изучить основные положения теорий интеллекта в отечественной и зарубежной литературе
  2. Изучить психологические и физиологические особенности в пубертатном периоде онтогенеза человека.
  3. Провести исследование, направленное на изучение взаимосвязи между уровнем интеллекта и степенью творчества в пубертатном периоде онтогенеза.

Объект исследования: интеллектуальные способности и креативность в пубертатном периоде онтогенеза

Предмет исследования: взаимосвязь между степенью выраженности интеллекта и развитием творчества в пубертатном периоде онтогенеза.

Гипотезой нашего исследования является предположение о том, что взаимосвязь между интеллектом и творчеством не носит однозначного характера в различные периоды онтогенеза. Вероятно, наиболее тесные связи между уровнем интеллекта и креативностью имеются в подростковом возрасте.

Пубертатный период онтогенеза человека: его психологические особенности.

В данной исследовательской работе нам интересен пубертатный период онтогенеза (от 11 до 17 лет), так как этот период является критическим (переходным) периодом и наиболее ярко характеризует психологические процессы, протекающие на данном возрастном отрезке.

Отрочество, подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11–12 до 14–15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. [2, с. 345]

Подростку трудно адаптироваться в окружающей его действительности, так как физиологически он «взрослый», но психические процессы еще не до конца сформировались, они в данный временной отрезок подвержены изменению, влиянию из вне. Психологические процессы у подростка протекают еще по «детскому» типу, и эти несоответствия внешнего облика и внутреннего мира порождают внутренние конфликты.

Отрочество — это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. [2, с. 346]

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по этому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или дологические нормы). В подростковом возрасте, с 11–12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. [2, с. 389]

Понятие интеллекта в психологии. Интеллект в отечественных и зарубежных источниках (теориях).

Интеллект (от лат. Intellectus — понимание, познание) — в широком смысле, совокупность всех познавательных функций индивида. В более узком смысле — это мышление, высший познавательный процесс. За рубежом интеллект часто сравнивают с одаренностью.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К. К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности. Однако Б. М. Теплов идет дальше и указывает на то, что, помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью. [1, c. 12]

Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Приспособительный акт (по Штерну) — это решение жизненной задачи, осуществленной посредством действия с мысленным («ментальным») эквивалентом объекта, посредством «действия в уме» (или же, по Я. А. Пономареву, «во внутреннем плане действия»). Благодаря этому решение некоторой проблемы субъект осуществляет здесь и теперь без внешних поведенческих проб, правильно и одноразово: пробы, проверка гипотез осуществляются во «внутреннем плане действия». Согласно Л. Полани, интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Ж. Пиаже) выступает лишь побочной стороной процесса применения знаний при решении жизненной задачи. [1, c. 17]

Понятие креативности (творчества) в психологии. Креативность в отечественных и зарубежных источниках (теориях).

Как в настоящее время, так и в прошлых столетиях творческая активность человека несёт в себе не просто его личностное развитие, но и прогресс, создаёт культуру. Термин «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности. Творчество — это, прежде всего отображение сущности человека, его отношения к окружающей действительности, его желания, мечты, чувства, которые и двигают человечество вперёд. Креативность — это способность к творчеству, способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир по-новому.

Актуальность креативности очевидна, она повсюду: и в резюме соискателя, и в реализации ваших планов, и в карьерном росте человека, и в творческой самореализации, и в неумолимом беге мирового прогресса.

Креативность с научной точки зрения рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлениях ее изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина феноменологии креативности. С изучением креативности связаны такие имена исследователей: 3игмунд Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, Р. Стернберг, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В. Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Д. Харрингтон и другие.

Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области: первая из них составляют исследования, базирующиеся на определении креативности как универсальной познавательной способности. Представители «познавательного» направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом, когнитивными способностями и реальными достижениями. Самыми известными представителями этого направления являются: Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс, А. Я. Пономарев. В их работах представлено влияние интеллектуальных познавательных особенностей на способность производить новые идеи; другое направление изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Многие исследования, рассматривающие создание «портрета творческой личности», выявление присущих ей характеристик, мотивационных и социокультурных взаимосвязей креативности. Представители этого направления: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д. Б. Богоявленская.

Описание и организация методики исследования.

Эмпирическое исследование представляет собой однофакторный, констатирующий эксперимент, направленный на выявление взаимосвязи между степенью выраженности креативности и уровнем развития интеллекта в критическом периоде онтогенеза: пубертатном периоде. Эксперимент проходил на базе МБОУ Верхнеднепровской СОШ № 2. Всего в исследовании приняли участие: 32 человека в возрасте 13–17 лет (пубертатный период).

Цель эмпирического исследования: выявление и изучение взаимосвязи между степенью выраженности креативности и уровнем развития интеллекта в пубертатном периоде онтогенеза.

Рабочими гипотезами выступали следующие предположения: взаимосвязь между интеллектом и творчеством не носит однозначного характера в различные периоды онтогенеза. Вероятно, наиболее тесные связи между интеллектом и креативностью наблюдаются в подростковом возрасте.

Для реализации поставленной цели и доказательства гипотез были реализованы следующие задачи:

  1. определить степень развития интеллекта в пубертатном периоде онтогенеза
  2. определить уровень выраженности креативности в пубертатном периоде онтогенеза
  3. провести сравнительный анализ данных экспериментального исследования по данным методикам и выявить взаимосвязь между степенью выраженности креативности и уровнем развития интеллекта в пубертатном периоде онтогенеза

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

1 этап — проведение теста возрастающей трудности (методика Дж. Равена) и проведение теста творческого мышления (креативнсти) (методика Э. П. Торренса).

2 этап — обработка результатов тестов креативности, возрастающей трудности с помощью методов математической статистики.

3 этап — интерпретация полученных результатов теста творческого мышления (креативности) и теста возрастающей трудности.

Программа эксперимента представлена в виде однофакторного плана. Независимая субъектная переменная: уровень развития интеллекта в пубертатном периоде онтогенеза. Использовались два его значения: высокий и низкий, среднее арифметическое значение соответственно. Зависимой переменной выступает степень креативности в пубертатном периоде онтогенеза.

Дж. Равен был учеником Ч. Спирмена. В 1936 году он совместно с Л. Пенроузом предложил тест Progressive Matrices для измерения уровня развития общего интеллекта. По мнению Спирмена, наилучшим способом определения интеллекта является тест на поиск абстрактных отношений. В основу заданий теста положены теория гештальта и теория интеллекта Спирмена. В качестве материала были выбраны абстрактные геометрические фигуры с внутренним рисунком, организованным по определенному закону. Были сконструированы три основных варианта теста: 1) более простой цветной тест, предназначенный для детей от 5 до 11 лет, 2) черно-белый вариант для детей и подростков от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет, 3) вариант теста, сконструированный в 1977 году. Тест может проводиться как с ограничением времени выполнения заданий, так и без ограничения (по желанию исследователя). В каждой серии — 12 матриц. Второй вариант состоит из 5 серий (А, В, С, D, Е) по 12 заданий, расположенных по возрастанию трудности. Равен предполагал, что в ходе выполнения теста испытуемый обучается и выполнение предшествующего задания готовит его к выполнению последующего, более трудного. [1, c. 64]

Для выявления уровня креативности в различные периоды онтогенеза была выбрана методика П. Торренса, так как она подходит для широкой возрастной аудитории (от 5 лет и выше).

Э. П. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую серии. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса» (Figural forms). Другая часть теста — «Завершение картинок» (Complete Figures) была адаптирована в 1993–1994 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. Предлагаемый фигурный тест Э. П. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Изучение взаимосвязи уровня интеллекта и творчества в различные периоды онтогенеза. (Схема статистической обработки результатов).

В результате проведения методики возрастающей трудности Дж. Равена нами получены следующие результаты, представленные в таблицах:

Таблица 1

Результаты теста Дж. Равена на определение уровня интеллекта (пубертатный период онтогенеза — 13–17 лет)

Код исследуемого

Количество баллов

Код исследуемого

Количество баллов

1

58

17

47

2

52

18

56

3

52

19

37

4

51

20

37

5

50

21

39

6

39

22

41

7

53

23

41

8

51

24

41

9

38

25

44

10

54

26

44

11

37

27

44

12

41

28

44

13

51

29

48

14

37

30

48

15

44

31

49

16

53

32

55

Получив данные результаты проведем анализ баллов по тесту Дж. Равена: по результатам выделились 3 группы уровня интеллекта — высокий, средний и низкий. Количество баллов по тесту Дж. Равена переводят в коэффициент интеллекта.

Для повышения наглядности полученных результатов построим диаграмму

Рис. 1. Процентное соотношение уровней развития интеллекта (пубертатный период)

Таким образом, мы видим, что в ходе проведения исследования получились следующие результаты: в пубертатном периоде выборка разделилась на 2 группы: с высоким уровнем интеллекта (37,5 %), и со средним уровнем интеллекта (62,5 %);

В результате проведения методики на определение уровня творческого мышления (креативности) Э. П. Торренса нами получены следующие результаты, представленные в таблице:

Таблица 2

Результаты теста Э. П. Торренса на определение уровня креативности (пубертатный период — 13–17 лет)

Код исследуемого

Кол-во баллов по методикеЭ.П.Торренса

Код исследуемого

Кол-во баллов по методикеЭ.П.Торренса

1

34

17

66

2

60

18

69

3

65

19

39

4

61

20

39

5

67

21

40

6

37

22

44

7

62

23

42

8

71

24

45

9

31

25

55

10

48

26

56

11

39

27

58

12

49

28

59

13

64

29

60

14

40

30

61

15

51

31

64

16

59

32

60

Для повышения наглядности полученных результатов построим диаграмму

Рис. 2. Процентное соотношение уровня креативности (пубертатный период)

Таким образом, на основе полученных результатов, известно, что в выборке (пубертатный период) также нормальный уровень креативности характерен для 16 испытуемых, что составляет 15 %;

Для выявления общей взаимосвязи между степенью креативности и уровнем развития интеллекта воспользуемся методами математической статистики обработки данных, в частности корреляционным анализом, описательной статистикой которые отражают отношения переменных, упорядоченных по возрастанию их значения. Определяем статистическую достоверность эмпирических данных с помощью коэффициента корреляции Пирсона. Произведём автоматический расчёт критерия Стьюдента (фактического и теоретического), для оценки достоверности и статистической значимости данных в выборке.

Уровень вероятности p = 0,05

– коэффициент корреляции (пубертатный период) r = 0,65

С помощью встроенных надстроек в программе Excel (статистика) проведем расчеты критерия Стьюдента (фактического и теоретического), если t-фактическое будет больше (по модулю) t-теоретического, то H0 отвергается — значения достоверны и статистически значимы, если данное условие не выполняется, то H0 принимается — значения не достоверны. Проведем расчеты: пубертатный период: t-теор. — 2,039 0 отвергается — значения достоверны и статистически значимы.

Для повышения наглядности полученных результатов представим диаграмму (рисунок 3):

Рис. 3. Анализ взаимосвязи уровня интеллекта и степенью креативности (пубертатный период)

Вывод. Таким образом, статистический анализ данных показал, что для данных выборок характерно существование общей прямой взаимосвязи между степенью креативности и уровнем развития интеллекта. В свою очередь, качественный анализ данных значений показал, что для испытуемых из выборки «пубертатный период» высокое значение уровня интеллекта взаимосвязано с высокой степенью креативности и наоборот. Таким образом, в результате количественного и качественного анализа данных можно сказать о том, что наше эмпирическое исследование подтвердило нашу гипотезу.

Заключение

Разнообразие и сложность технических процессов, возникающих в современном мире, рост социально-экономического уровня, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, способных к нестандартному решению различных проблем. В настоящее время происходит существенная ценностная, деятельная переориентация личности в условиях преобразования российского общества. Для нашего времени актуальна личность мыслителя, изобретателя, нестандартного, оригинального, способного к творчеству, к новизне и научным достижениям.

Выбранная нами тема является актуальной, потому что вопросы, связанные с развитием уровня интеллекта, степенью выраженности креативности, а также взаимосвязи этих параметров находят очень большой отклик в обществе, так как это самые распространенные способности, которые необходимо выявлять и развивать в культурном обществе. В настоящее время взаимосвязь таких способностей как интеллект и креативность в различные периоды онтогенеза мало изучена, эта область знания нуждается в более подробной проработке.

Проведённое нами исследование было посвящено выявлению взаимосвязи между степенью выраженности творчества (креативностью) и уровнем развития интеллекта в пубертатном периоде онтогенеза. В ходе нашего исследования проводилась качественная и количественная оценка взаимосвязи уровня развития интеллекта и креативности в различные периоды онтогенеза, в эксперименте приняли участие 32 подростка. Для количественной оценки уровня интеллекта мы использовали тест, возрастающей трудности Дж. Равена, а для оценки креативности — тест Э. П. Торренса. Данные методики были выбраны, потому что они позволяют тестировать широкую возрастную аудитории от 5 лет и старше.

Рабочая гипотеза исследования подтвердилась: утверждение о том, что взаимосвязь между интеллектом и творчеством не носит однозначного характера в различные периоды онтогенеза. Вероятно, наиболее тесные связи между интеллектом и креативностью наблюдаются в подростковом возрасте. Это предположение доказывает математическая обработка данных:

Уровень значимости p = 0,05

– коэффициент корреляции (пубертатный период) r = 0,65 (сильная связь),

Таким образом, проведенное нами исследование является статистически значимым. Данные являются достоверными, несмотря на малочисленность выборки испытуемых.

Потенциал развития выбранной нами темы мы видим в проведении исследований, направленных на изучение:

  1. гендерных различий взаимосвязи интеллекта и креативности;
  2. «специализированной» креативности, как способности к творчеству в определенной человеческой деятельности в ракурсе взаимосвязи с уровнем интеллекта;
  3. нескольких факторов, психофизиологических особенностей (темперамента, социального статуса, мотивации), проведения анализа на выявление каким образом они влияют на взаимосвязь интеллекта и креативности.

Литература:

  1. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. — 249 с.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.-456с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle