Библиографическое описание:

Равочкин Н. Н. Проблема подросткового суицида как объект междисциплинарных исследований // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 651-654.



The problem of adolescent suicide in terms of philosophy, psychology, sociology and medicine is considered. In the conclusion interdisciplinary advices on the stated problem prevention are proposed.

Keywords:suicide, teens, interdisciplinarity, stress

Дефинируя «отправной» термин настоящего исследования, отметим, что мы понимаем суицид как сознательный отказ человека от жизни, связанный с (без)действиями, направленными на ее прекращение. Проблема самоубийств, как наглядно освещает ее массив российских и международных научных публикаций, продолжает оставаться актуальной проблемой. И это несмотря на то, что, некоторые его основания (например, экзистенциализм и романтизм) относятся к давно минувшим дням. И в наше усложняющееся время суицид является одной из глобальных проблем различных сфер и отраслей социальной реальности и научного знания. Об этом свидетельствуют, во-первых, общественный резонанс им вызываемый; во-вторых — сухие статистические данные.

Так известно, что влечение к суициду начинает формироваться в возрасте 11 лет и пик суицидальной активности приходиться на возрастную категорию от 14 до 16 лет. Стоит отметить, что случаев неудачных попыток в 7–10 раз больше, чем законченных самоубийств [1].

Причинами суицида принято считать психические нарушения (депрессии, личностные проблемы и кризисы) и физические заболевания (неврологические болезни, рак и ВИЧ-инфекция). Обращаясь к современной информации различных наук, исследующих профилактику и саму проблему борьбы с суицидом, предотвращение части самоубийств становится вполне реальным и возможным.

С точки зрения социального ущерба, добровольный отказ человека от жизни катастрофичен. Особенно злободневными, по нашему, являются детские и подростковые (как нереализовавшихся членов социума) самоубийства, что и обусловило наше внимание к заявленной проблеме. Тренд междисциплинарности задает и вектор исследования: необходимо обращаться не только к одной науке, но одновременно к философии, социологии, психологии, медицине.

История развития состояния проблемы не представляется линейной. Так, в древнее время взгляды на суицид являлись приемлемыми и даже поощрительными. Например, в Египте суицид рассматривался как альтернатива невыносимым жизненным условиям. В Индии ожидалось, что женщина сожжет себя на ритуальном пире в память об умершем муже. В Греции гражданам предоставляли возможность отказа от жизни в отдельных случаях. Часто покончить жизнь самоубийством давалось осужденным людям. Небезысвестно также, что в Японии люди уважительно относились к случаям ритуального самоубийств (харакири), как к разновидности самооправдания людей потерпевших неудачу или опозоренных [7].

Многие изменения произошли с приходом христианства, сначала отношение к самоубийствам было почтением во имя веры, но вскоре многое изменилось, а церковь уже относилась к самоубийству намного отрицательней, чем к убийствам.

Но коренное отличие в том, что в вышеперечисленных случаях самоубийства совершались теми, кто уже реализовал себя в какой-либо деятельности. А суицид подростков не всегда позволяет установить их непосредственные экспектации и будущие траектории с желанием попрощаться с жизнью. Сегодня для многих подростков покончить жизнь самоубийством является модой, престижем и т. п. Интернет пестрит молодежными субкультурами, смысл которых сводится к мыслям о самоумерщвлении, символике смерти, а также других форм суицидального поведения — суть к антивитальному поведение [4].

Социологи изучают поле суицида уже довольно долгий срок, выявив за это время многие причины, а также способы борьбы с ней. Причинами чаще всего являются ссоры с близкими, межличностные неудачи, смерть родных и близких, насилие. Изучая мотивы самоубийства, социологи выяснили, что многие из тех, кто решил «наложить на себя руки», не хотели умирать, а лишь пытались привлечь к себе внимание в целях помощи близких справиться с конкретной проблемой. Одно из мнений проявляется в том, что если кто-либо замечет склонного к суициду человека, порой хватает попыток создания диалога в целях выяснения событий его повседневности и последующей адресной помощи в решении проблемы. С данным тезисом соглашаются также представители психологических и медицинских наук, отмечая, что такой простой алгоритм позволит спасти не одну жизнь.

В настоящее время многие подростки не могут рассказать своим близким или родным, как, что и какой мере их тревожит. Они испытывают боязнь перед тем, что их не поймут или, что ещё хуже, публично осудят. Психологи для решения этой проблемы предлагают консультативную помощь, при которой их выслушают и помогут советом. В качестве консультанта выступают психологи. Они приводят доводы, что суицид является убийцей № 3 среди молодых людей, после несчастных случаев и убийств. Многие бегут от проблем, пытаясь умереть, не задумываясь над тем, как на это отреагируют родные и близкие, окружающие. Подростки просто спешат быстрее избавиться от социальной реальности, кончая жизнь самоубийством. Психологи-консультанты утверждают, что при разговоре с подростком, необходимо не только умение слушать выслушать, но и дать максимально четкое видение решения проблемы.

По статистике считается, что самой частой причиной самоубийств является депрессия.Человек, находящийся в состоянии депрессии: испытывает тоску, находится в состоянии подавленности и безнадежности, тревоги, страха или апатии, безрадостности, скуки. Сильно развито чувство вины, стыда и позора. Практически все больные депрессией переживают чувство бессмысленности жизни, ждут приближения ее конца. А такжене стоит упускать из вида, что существует высокий процент смертности среди выпускников детских домов и интернатов — примерно 10 % из них кончают жизнь самоубийством. Это связано с жизненными трудностями, неподготовленностью к миру вне стен детского дома и интерната. Отсутствием жизненного опыта в решении проблем, поддержки близких, чувством одиночества [4].

Психологи пытаются ещё на ранних стадиях выяснить, кто из людей излишне подвержен стрессам и депрессиям. Для этого они используют психологические тесты для выявления людей с отклонениями психического плана.Что касается детского суицида, специалисты утверждают, что его очень легко избежать, главное вовремя заметить тревожные сигналы.

Сегодня психологи говорят, что причины суицидов взрослого население и подростков совершенно различны. Если у взрослых это общественно-экономические факторы, социальные и бытовые стрессы, то у подростков — это процессы, связанные с отношениями в семье, в школе, со сверстниками, то есть причиной детских самоубийств является непонимание окружающих и несправедливое, бестактное отношение к ним. Исключение составляет сельская молодежь, у которых, по аналогии с взрослыми, экономические и социально-культурные проблемы также выступают детерминантами суицида [2].

Некоторые философы утверждают, что даже дети (не говоря о подростках) уже знают, что же такое самоубийство и при каких обстоятельствах его можно совершить. Так, сталкиваясь с похожей проблемой, они вспоминают ту или иную историю и совершают поступки о которых они слышали, видели или читали. Философы утверждают, что нужно ограничивать детей и подростков от знания о самоубийстве, а также учить детей как справляться с проблемами. Это вполне соответствует мнению одного из наиболее авторитетных исследователей суицида — К. Ясперса, считающего, что есть случаи самоубийств, которые можно объяснить, но также встречаются и те, которые можно понять [6].

Обращаясь к статистике медицинских исследований, отметим, что есть достаточное количество фактов, констатирующих, что самое высокий процент самоубийств приходится на весенний период. Географическое положение в свою очередь тоже влияет на смертность: в странах с очень жарким или очень холодным климатом чаще всего совершаются самоубийства. Это объясняется тем, что у самоубийц изменяются гормональные функции мозга: чаще всего уменьшается секреция серотонина, который является гормоном счастья. Маленькая концентрация холестерина, по словам ученых-медиков, тоже увеличивает риск возникновения мыслей о самоубийстве. В равной мере необходимо учитывать и физиологические особенности подросткового периода, связанного с ростом и формированием организма, его органов и систем, что обеспечивает повышенную импульсивность, приводящую к эмоциональным стрессам и депрессии, напрямую отражая возрастные особенности развития желез внутренней секреции.

Действительно, различного рода психоэмоциональные переживания конфликтных ситуаций могут у ряда подростков привести к эмоциональному стрессу, который лежит в основе адаптивных физиологических реакций. В результате воздействия стресс-фактора возникает стрессовая реакция, следствием чего является выделение катерохоламинов, прежде всего — адреналина. Судмедэксперты свидетельствуют, что значительная часть попыток суицидов заканчивается не легкой смертью, а тяжелейшими травмами, а также инвалидностью [3].

По мнению медиков, предотвратить самоубийство очень сложно из-за большого количества влияющих на него факторов. И здесь стоит обращать внимание не только на конкретного человека, но и на общество в целом. Появляется всё больше свидетельств того, что наследственные и генетические факторы способствуют повышению степени риска суицидального поведения. Серьезные психиатрические заболевания, в число которых входят биполярное расстройство, большая депрессия, шизофрения, алкогольная и наркологическая зависимость и некоторые виды расстройства личности, — все они увеличивают риск суицидального поведения. Это не значит, что для людей с соответствующей семейной историей суицидальное поведение является неминуемым, а просто означает, что такие люди более уязвимы, и чтобы уменьшить степень риска, которому они подвержены, нужно предпринять определенные меры, например, пройти обследование и лечение при появлении первых признаков психического заболевания.

Психиатрия прошлого полагала, что причины всех самоубийств психические отклонения. Сейчас же данные о покончивших с собой сильно расходятся. Насчитывается свыше 800 причин самоубийств, из которых 19 % страх перед наказанием, 18 % душевные болезни, 18 % домашние огорчения, 6 % страсти, 2,8 % денежные проблемы, 1,2 % физические болезни и 41 % остальные причины неизвестны [5].

Молодые люди, предпринимающие попытки самоубийства, часто отличаются сниженной самооценкой, испытывают чувства малоценности и ненужности. Это называется феноменом «отвергнутого ребенка». В большинстве случаев подростковых суицидов дефицит общения между родителями и детьми был важным фактором в их желании покончить с собой.

Совершенно очевидно, что каждый человек, как бы ни был он поглощен своими повседневными делами и заботами, хочет не просто жить, но и ощущать ценность своей жизни, чувствовать, что его существование и деятельность, преодоление препятствий, устремленность в будущее принесут конкретный смысл. Так мы предполагаем, что наличие надежды помогает преодолеть любые испытания и мучения, потеря надежды, напротив — усиливает суицидальные настроения.

Таким образом, на данный момент проблема суицида среди молодежи продолжает оставаться достаточно устойчиво приковывающей к себе внимание представителей ряда наук. Выявляются тенденции к омоложению самоубийц. Среди молодежи это явление популяризуется, а молодые люди, обладающие склонностью глубокого переживания всех проблем и принятий крайних мер, оказываются подверженными проблеме самоубийства. Самоубийство как социальное явление вызывает значительные страдания личности, семьи, общества и ухудшает общественное здоровье.

Для предотвращения повышения количества суицидов среди молодежи следует организовать различные меры ее профилактики: информирование подростков о причинах и последствиях самоубийства, центрах оказания бесплатной анонимной квалифицированной психологической помощи, телефонах доверия, проведение бесед с родителями, педагогами, повышение количества и качества обращений социальной рекламы, грамотно спроектированное освещение информации в СМИ.

Каждое самоубийство индивидуально и затрагивает тысячи различных причин, как социальных, так и внутриличностных. Факторы, влияющие на выбор смерти перед жизнью, столь разнообразны, что восстановить душевное состояние самоубийцы просто невозможно, и обычно все дело сводится к внешним причинам. Рассмотренные в данной работе мнения позволили предпринять одну из попыток комплексного рассмотрения проблемы, предполагая лишь то, что выбор всегда остается не за учеными, а за самим молодым человеком, который встал на грань жизни и смерти.

Литература:

  1. Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. — Барнаул, 2014. — 100 с. [Электронный ресурс]: http://www.aksp.ru/work/activity/nac_strateg/doc/files/suic/3.pdf
  2. Лапа О. В. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения сельских детей и молодежи / О. В. Лапа // Universum: психология и образование. — 2014. — № 12 (11). — с. 2.
  3. Коротун В. Н., Сивогривова Н. В., Перминов В. И. // Современное состояние проблемы суицидов детского и подросткового возраста(медико-социальные аспекты) / В. Н. Коротун, Н. В. Сивогривова, В. И. Перминов // Журнал: Проблемы экспертизы в медицине — 2003. — Т. 3. — № 3 (11). — с. 37–39.
  4. Сагалакова О. А., Труевцев Д. В. Клинико-психологические и психолого-социальные механизмы антивитального поведения несовершеннолетних в Алтайском крае / О. А. Сагалакова, Д. В. Труевцев // Universum: психология и образование. — 2014. — № 12 (11). — с. 3.
  5. Статистика самоубийства [Электронный ресурс]: https://lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm (дата обращения: 24.09.16)
  6. Ясперс К. Общая психопатология. — М.: Практика, 1997. — 1056 с.
  7. Berman, Alan L. Суицид — общие теории и предотвращение / перевод К. Брежнева [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusmedserv.com/psychsex/suicide.shtml (дата обращения: 17.09.16)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle