Библиографическое описание:

Мессер В. М. Содержание работы по развитию коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 710-712.



В современном российском обществе на первый план выходитпроблема коммуникации людей, т. е. взаимодействия посредством общения, где оно, в свою очередь, играет важную роль как средство развития личности.

Формирование личности начинается с рождения в процессе общения ребенка с близкими взрослыми (это и родители, и братья, сестры, а также другие члены семьи). Приобщение детей к общественным нормам происходит в дошкольном возрасте, когда ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает определенные ценности, необходимые ему в дальнейшей жизни.

Растущие потребности общения приводят к тому, что у дошкольников развиваются все формы и функции речи. Направляющую и организующую роль в младшем дошкольном возрасте выполняет речь взрослого. Она привлекает внимание ребенка, направляет его на деятельность, в более простых случаях определяет цель деятельности. Речь взрослого и включение словесной инструкции не всегда помогает ребенку в ее усвоении и осуществлении. Для передачи знаний и организации деятельности дошкольнику необходимы и другие средства, такие как показ действий, образец, совместные действия с взрослым.

Под влиянием взрослых ребенок в дошкольном возрасте усваивает моральные нормы, учится подчинять свои поступки этическим эталонам. Вследствие этого у него формируется правильное поведение в коллективе, появляется самосознание, самооценка, самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сферы и мотивация деятельности.

Чем старше становится ребенок, тем активнее включается он в жизнь общества, поэтому ему необходимо общение с окружающими и их морально-нравственная оценка. Ребенок в пять лет уже в значительной степени овладевает этими нормами, у него накапливается социальный опыт, появляются такие чувства, как стыд, гордость. Он начинает особенно нуждаться во взаимопонимании со стороны взрослых и сверстников, в их оценке, в сопереживании. В это же время он начинает и сам оценивать их: поступки, личностные качества. В этом возрасте оценка взрослого переживается ребенком очень остро. Он уже не просто стремится выполнить какую-либо работу ради самого действия, но и ждет оценки своей деятельности со стороны окружающих.

Коммуникативное поведение во многом зависит от уровня представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, от овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). При нормальном развитии ребенка к старшему дошкольному возрасту доминирующим объектом общения становится сверстник, а главным средством — речь.

Однако проблема развития речи детей (как диалогической, так и монологической) серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении незначительна. В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию речи и обеспечить необходимую речевую активность. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной. Дети в основном высказываются не по собственному побуждению, а подчиняясь требованию взрослого. Причем взрослый оказывается единственным собеседником, что противоречит психологии детского развития.

М. И. Лисина отмечает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. [3]

Д. И. Фельдштейн отмечает такую неблагоприятную тенденцию как обеднение и ограничение общения детей.

Уже в младшем школьном возрасте у 25 % детей наблюдается беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. Поэтому именно в дошкольном возрасте должны развиваться коммуникативные навыки, строиться межличностные отношения ребенка со сверстниками и взрослыми. [4]

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных психических патологий детского возраста. Специальное изучение педагогами и психологами детей с ЗПР началось сравнительно недавно — около 15 лет назад. В настоящее время дети с задержкой психического развития составляют почти четвертую часть детской популяции.

Развитие ребенка с ЗПР и развитие нормально развивающегося ребенка протекает по одним и тем же закономерностям, но вместе с тем оно характеризуется своеобразием, которое обусловлено дефектом.

Дети с ЗПР отстают в речевом развитии, у них отмечаются дефекты звукопроизношения, фонематического слуха, затруднен процесс восприятия и осмысления содержания рассказов, сказок и т. д.

Все это приводит к тому, что дети с ЗПР испытывают проблемы в речевом общении.

У детей с ЗПР чрезвычайно медленно образуются и закрепляются речевые формы, отсутствует самостоятельность в речевом творчестве; у них наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с целью налаживания общения с окружающими, дети с ЗПР фактически лишены возможности словесной коммуникации, т. к. усвоенные речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

«ЗПР — это нестойкое обратимое психическое развитие и замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов».

Общение дошкольников с задержкой психического развития, в отличие от их нормально развивающихся сверстников, характеризует низкий уровень речевой активности.

Общение детей с ЗПР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с ЗПР носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.

У детей с задержкой психического развития нет явных предпочтений в общении с ровесниками, нет устойчивых пар, групп общения. [2]

По ФГОСам дошкольного образования определение «коммуникативная деятельность» в настоящее время заменилось определением «коммуникативная компетенция».

Коммуникативная компетентность — это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также определенная совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное общение. [1]

Наблюдая за деятельностью детей с ЗПР, можно заметить нарушения коммуникативной деятельности. Изучить особенности коммуникативной деятельности детей и помочь им в совершенствовании этого навыка можно с помощью различных методик.

В своем исследовании мы изучаем:

  1. распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
  2. умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
  3. сотрудничество с взрослыми и сверстниками;
  4. коммуникативные навыки:

− умение слушать и слышать;

− воспринимать и понимать информацию;

− говорить самому.

Проведя исследование, можно сделать следующие выводы:

  1. Анализируя первую методику «Подели игрушки», направленную на исследование навыков общения ребенка в ситуации морального выбора, можно сказать 62.5 % детей имеют высокий уровень навыков общения, 25 % детей имеют средний уровень навыков общения, и 12,5 % детей низкий уровень.
  2. Анализируя вторую методику Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы…», направленную на выяснение особенностей взаимоотношений детей, можно отметить следующее:

− Отвечая на первый вопрос, дети показали большую активность, самостоятельность во взаимоотношениях. 62.5 % детей (5) говорили о том, что, если бы они заметили, что кто-то из детей сидит грустный, они бы постарались развеселить его — дать игрушку, конфету, пригласили бы поиграть вместе. 37.5 % детей (3) говорили, что они не стали бы подходить.

− Отвечая на второй вопрос, 87.5 % детей (7) сказали, что они бы поделились, если бы у их товарища не хватало кубиков. А если бы кубиков не хватало у них, они бы попросили. Один ребенок не знал, как поступить в данных ситуациях.

− Отвечая на третий вопрос, 62,5 % детей (5) сказали, что они бы подняли товарища, успокоили бы его. Один ребенок сказал, что вызвал бы скорую помощь. Один ребенок не ответил на вопрос. Один ребенок позвал бы воспитательницу, она бы унесла его в детский сад и оказала необходимую помощь.

Анализируя третью методику «Раскрась рукавички», направленную на изучение коммуникативных навыков детей, можно сделать вывод, что большая часть учащихся в группеумеет слышать, слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.

Таким образом, по результатам всего исследования можно сделать вывод. Ответы детей были развернуты и разнообразны. Наблюдая за деятельностью детей можно сказать, что дети взаимодействуют друг с другом в группе. Большинство детей пришли бы на помощь своему товарищу. При необходимости могут обращаться за помощью к взрослым. Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста с ЗПР развита в достаточной мере, хоть и требует небольшой коррекции.

Литература:

  1. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М.: МГУ, 1990. – 104 с.
  2. Кравцова Е. Н. Ребенок внутри общения [Текст] / Е. Н. Кравцова; Дошкольное образование, 2005. № 3.
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении [Текст] /М. И. Лисина; Питер; СПб.; 2009. — 320 c.
  4. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования [Текст] / Д. И. Фельдштейн — Вестник практической психологии образования. 2011. № 1.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle