Библиографическое описание:

Офицеров Р. О. Проблемы денежного содержания гражданских служащих на государственной гражданской службе Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 548-550.



This article discussed the main issues related to the monetary maintenance of civil servants of the Russian Federation. Attempts have been made to identify and designate the negative aspects affecting the low level of financial security for civil servants, as well as suggest ways to improve the material base.

Keywords: civil servants, civil service, salaries, financial incentives, labor cost, the reform of the civil service

Денежное содержание гражданских служащих Российской Федерации является и остается острой проблемой, которую на протяжении долгого периода времени высшие органы государственной власти пытаются решить различными способами. Содрогая воздух c высоких трибун громкими речами, высшие звенья государственного аппарата страны вот уже на протяжении более 20 лет пытаются привести государственный сектор в нечто приближенное к европейским державам.

Однако, как выходит на практике, вопрос остается не решенным до сегодняшнего дня. Начиная с времен распада СССР, рост инфляции тесно сопряжен с повышением ценовых показателей, а материальное содержание на государственной гражданской службе пребывает в состоянии стагнации. Попытки уровнять государственный сектор оплаты труда с частным в середине 90-х годов не увенчался успехом. Серьезное отставание в денежном содержании служащих государственного аппарата оставило государственные учреждения без высококвалифицированных специалистов.

Первым официальным нормативно-правовым актом, определяющим порядок исчисления денежного содержания для государственных гражданских служащих, стал Указ Президента от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» [3].

В соответствии с представленным документом денежное содержание государственного сектора состояло из: должностного оклада, надбавки к должностному окладу за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежного поощрения по итогам работы за квартал и год. Данные выплаты осуществлялись из средств федерального бюджета страны. По большому счету изданный документ кардинального нечего не вносил относительно денежного содержания, как и его приемник Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы» [2].

На фоне низкого уровня оплаты труда государственного сектора начинают активно процветать взяточничество, подкупы, откаты в системе государственного управления страны. Подавляющее большинство поступающих на государственную службу в тот период преследовали исключительно цель — повысить свое материальное благосостояние посредством использования служебного положения в личных интересах.

Такой потребительский принцип со стороны субъектов государственного сектора влияет не только на низкий уровень нравственности среди служащих, но и затягивает весь государственный аппарат страны в коррупционный круговорот, который неизбежно приведет к краху и серьезным изменениям в государстве.

Подтверждением существенного разрыва в денежном содержании между государственным сектором и работниками коммерческих структур, были приведены в президентской программе реформирования государственной службы, а именно «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» [4]. В частности, отмечалось, что в 2001 г. среднемесячный уровень заработной плата государственных служащих всех уровней не превышает 4,8 тыс. руб. При этом были приведены экспертные данные о конкретном коэффициенте разрыва в негосударственном секторе экономики оплата труда главных менеджеров (руководителей организаций и их заместителей) в 10–15 раз, старших менеджеров (руководителей структурных подразделений) в 7–19 раз, менеджеров (специалистов, руководителей отдельных проектов) в 3–7 раз, администраторов (исполнителей проектов) в 1,5–3 раза превышает оплату труда государственных служащих, замещающих аналогичные должности.

В 2004 году Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» (далее — 79-ФЗ «О гражданской службе») [1]. Который, в свою очередь, разделил денежное содержание государственного гражданского служащего на:

Основную часть:

  1. должностной оклад;
  2. оклада за классный чин.

Дополнительную часть:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
  2. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы до 200 % от оклада;
  3. процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  4. премии за выполнения особо важных и сложных заданий;
  5. ежемесячное денежное поощрение;
  6. единовременная выплата за отпуск.

Из указанного выше следует, что структура оплаты труда на государственной гражданской службе РФ представляет собой достаточно сложную и запутанную систему. К примеру, премия за выполнение особо важных поручений и заданий. Необходимо отметить, что каких-либо разъяснений по данному пункту законом не дается, предполагается, что премирование будет происходит в соответствии с внутренними документами того или иного государственного органа на основании решения представителя нанимателя. Из чего напрашивается вывод о том, что скорее всего данное премирование будет применяться лишь к тем, кто непосредственно близок к руководству государственного органа. А также, стоит не забывать, что под данным пунктом можно неплохо декларировать полученные доходы теневыми способами.

В рамках изданного Указа Президента от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [5] были произведены шесть индексаций заработной платы государственных гражданских служащих: с 1 октября 2013 года в 1,055 раза [6]; с 1 октября 2012 года в 1,06 раза [7]; с 1 октября 2008 года в 1,09 раза [8]; с 1 февраля 2008 года в 1,09 раза [9]; с 1 декабря 2007 года в 1,15 раза [10]; с 1 января 2007 года в 1,1 раза [11].

Однако, несмотря на неоднократную индексацию денежного содержания государственных гражданских служащих Российской Федерации, размер среднемесячного заработка, например, в федеральных органах исполнительной власти на сегодняшний день колеблется в переделах 20–25 тысяч рублей. Это при том, что в коммерческом секторе среднемесячный уровень заработной платы от 40 тысяч рублей на должностях схожих по специфике с государственными.

Если говорить о судебной отрасли власти, то к примеру ежемесячный уровень оплаты труда секретаря судебного заседания или помощника судьи в районном суде г. Москвы не превышает 13–14 тысяч рублей. Само собой, приведенные данные малое где публикуются в частности Росстатом. Однако, как бы это было не прискорбно — это факт. Когда помощник юриста в коммерческой юридической компании среднего уровня получает около 35 тысяч рублей и имеет куда ниже нагрузку по сравнению с работниками суда.

Низкий уровень материального содержания гражданских служащих, сопряжен с отсутствием реально значимых и существенных социальных гарантий, остается острой проблемой на сегодняшний день в Российской Федерации.

Таким образом, необходимо в первую очередь повысить уровень заработной платы гражданских служащих, сделать ее более открытой и понятной, исключив из нормативных актов сомнительные выплаты. К примеру, такие как премии «за особо важные и сложные задания», которые не регламентированы и не регулируемы нечем, создающие в большей степени ни что иное, как легализацию незаконно полученных денежных средств посредством различных коррупционных схем.

Во-вторых, необходимо введение реально значимых и существенных социальных гарантий таких как подъемные денежные средства при поступлении на государственную гражданскую службу; оплата транспорта личного (в случае использования его в служебных целях) и общественного (для всех должностей и категорий гражданской службы); обязательное предоставление жилого помещения или возмещения убытков в связи с его оплатой для иногородних; возмещение расходов, связанных с коммунальным обременением и т. д.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». // Собрание законодательства РФ. 2004 г. № 31. Ст. 3215.
  2. Федеральный закон № 119-ФЗ «Об основах государственной гражданской службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года. // Собрание законодательства РФ. 1995 год. № 31. Ст. 2990.
  3. Указ Президента от 22 декабря 1993 г. № 2267 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе». // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г. № 52. Ст. 5073.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)». СЗ РФ. 2002 г. № 47. Ст. 4664.
  5. Указ Президента от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих». // Собрание законодательства РФ. 2006 г. № 31. Ст. 3459.
  6. Указ Президента РФ от 17.10.2013 № 781 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
  7. Указ Президента РФ от 03.05.2012 № 572 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
  8. Указ Президента РФ от 21.09.2008 № 1394 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
  9. Указ Президента РФ от 29.03.2008 № 421 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
  10. Указ Президента РФ от 18.10.2007 № 1376 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».
  11. Указ Президента РФ от 30.12.2006 № 1490 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle