Библиографическое описание:

Пьяников М. Ю. Понимание экстремизма в европейской и арабской науке и политике // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 607-610.



В современном мире исламская религия является актуальной темой для изучения и обсуждения, поскольку она напрямую влияет на внутреннюю и внешнюю политику исламских государств, а также является основополагающим фактором, который регулирует общественные отношения у мусульманских народов. Подтверждением этого является тот факт, что в Конституциях таких стран, как Алжир, Сирия, Иран, ислам закреплен, в качестве государственной религии, а шариат — как основа законодательства.

Как можно охарактеризовать исламское государство на данный момент? На сегодняшний день ситуация на Ближнем востоке весьма неоднозначна и непроста, она будоражит всю мировую общественность. Еще в начале ХХ в. в подавляющей части исламских государств преобладала светская модель государства. Однако уже во второй половине ХХ в. наметилась явная тенденция к увеличению роли ислама в общественной и государственной жизни и усиление влияния исламского права на государственный строй этих стран. Это можно увидеть в кардинальных изменениях, которые произошли в таких исламских государствах, как Пакистан, Иран, Судан и др. [1]

Укрепление позиций ислама и его влияния на события, происходящие сегодня в мире, свидетельствуют о том, что в современных условиях речь идет уже не о процессах реисламизации, которые характеризуются увеличением воздействия ислама на внутриполитическую жизнь современных исламских государств, а о признании ислама одним из важнейших факторов, формирующих направление трансформации политической и правовой карты мира.

В современном мире, благодаря средствам массовой информации, любой обыватель знаком с понятием «экстремизм». В повседневной жизни «экстремизм» часто приравнивают к терроризму и характеризуют, как противозаконную деятельность, которая несет угрозу жизни, здоровью, собственности и благополучию людей в целом.

Европейские ученые, которые занимаются изучением проблемы экстремизма, говорят о том, что возникает ряд сложностей с его четким теоретическим определением. Прежде всего, это связано с исторической переменчивостью и большим количеством вариативного развития феномена экстремизма, а также влияние оказывает идеологическая насыщенность в трактовке этого понятия [2]. Отдельным фактором можно выделить нравственный критерий, который позволяет каждому исследователю рассматривать определение экстремизма по-своему, исходя из собственных этических толкований факторов политической жизни.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. было дано следующее определение «экстремизм — какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон» [3]. Принято считать, что подобное определение наиболее точно описывает данное правовое явление, однако следует заметить, что в нем отсутствует указание на крайне значительную качественную составляющую экстремизма — экстремизма в мыслях и суждениях.

Отношение к понятию экстремизма как негативному явлению общественно-политической жизни сформировалось, более века назад и не претерпело изменений до наших дней. В подавляющем большинстве случаев в максимально обобщенном виде экстремизм ассоциируется с «непримиримостью»; «нетерпимостью», «приверженностью в политике и идеях к крайним взглядам и действиям».

Экстремизм несет угрозу безопасности любой страны, нарушает равноправие людей вне зависимости от расы, религии, социального положения. Расширяющаяся география этого явления порождает глобальную угрозу мировому равновесию и безопасности.

В области религии и веры экстремизм характеризуется крайней степенью нетерпимости к представителям других религиозных конфессий, применение насилия и агрессии по отношению к ним является нормой. Все экстремистские организации имеют яркую религиозную направленность, которая используется в целях борьбы со светской властью или для свержения какой-либо из действующих религиозных конфессий [4]

По мнению многих ученых и исследователей, таких как М. А. Баглиев, Л. Р. Сюкияйнен, Р. Силантьев — экстремизм является социально и исторически обусловленным явлением, появление которого характеризуется целым рядом объективных и субъективных причин экономического, социального, идеологического и психологического характера.

У мусульманских ученых-богословов, таких как генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских учёных доктор Али Мухиддин аль-Карадаги и муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи Абдулаев — свой взгляд на явление и понятие экстремизма. Они убеждены, что столь активная радикализация мусульман, как в России, так и во всем мире происходит от того, что основные религиозные термины такие как «джихад» (усердие на пути ислама), «такфир» (обвинение в неверии и выходе из ислама) и «халифат» (историческая концепция исламской государственности) намерено трактуются не верно. Так же особое внимание уделяется толкованию фатв, в частности «мардинскаой фатвы» на которую очень часто опираются экстремистские группировки при формировании своей идеологии. По мнению признанных арабских ученых такая идеология основана на лжи и откровенном извращении ислама.

Исламские ученые пришли к выводу, что предусмотренное в священных текстах использование оружия допустимо лишь в отношении тех, кто враждует с исламом или намеревается напасть на мусульман, а террористы лишь манипулируют текстами шариата, неправильно их интерпретируя, в своих интересах.

Решение проблемы активного распространения экстремизма и радикально настроенных группировок мусульманские богословы видят в идейном развенчании пропагандируемых концепций. По мнению многих ученых пока эта проблема не будет решена — будут формироваться все новые и новые группировки, даже если уничтожить членов всех ныне существующих экстремистских сообществ — гуляющие по всему миру идеи извращенного ислама дадут ростки для образования новых бандформирований.

Таким образом, следует вывод, что в исламском мире теологические вопросы имеют самое прямое практическое преломление. Без их решения нельзя говорить ни о каком движении вперед [5].

Деятельность радикальных исламистских организаций в разной степени влияет на социально-политическое развитие стран мусульманского мира, но в силу деструктивной природы экстремизма это влияние всегда негативное. Подчас деятельность группировок приводит к межгосударственным противоречиям. Социальная сфера также сильно страдает — особенно практика «слепых» террористических акций в ряде случаев оказывает дестабилизирующее влияние на общество, порождая атмосферу страха и неуверенности [6]. Отдельно следует отметить экономический ущерб, который наносят экстремисты, многие хозяйственные сферы уничтожены, что влечет за собой ежегодный рост безработицы. В целом деятельность радикально настроенных исламских экстремистов не дает странам «третьего мира» развиваться и процветать.

Различные грани понимания явления экстремизма рождают большое количество сложностей в системной организации их профилактики.

Таким образом, анализ приведенных определений понятия экстремизма позволяет выделить наиболее важные признаки, основываясь на которые можно раскрыть содержание этого понятия.

‒ осуществление определенной деятельности (простая приверженность к крайним взглядам, мнениям, оценкам и т. п. не может являться экстремизмом);

‒ противоправность;

‒ отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, религиозных и др.);

‒ идеологическая направленность.

‒ Упор делается на чувства, предрассудки и инстинкты, а не на логику и разум;

‒ Отсутствие собственного мнения-бездумное выполнение приказа

‒ Однобокость в принятии проблем общества

‒ Одержимость идеей, доходящая до абсурда.

С какой бы точки зрения мы не рассматривали вопрос — экстремизм является актуальнейшей проблемой современного мира. Причины этого явления, прежде всего в социальной неопределенности части населения, недостатке образования, социальных и экономических кризисах, чьи последствия негативно сказываются на обществе, в институтах общественного контроля, которые не в состоянии выполнять свои обязанности на должном уровне [7]. Следует отметить, что в некоторых случаях экстремизм имеет исторические корни, что, однако нисколько не оправдывает его. Он проявляется во всех сферах жизни человека: социальной, духовной, политической. На данный момент экстремизм — это серьезная угроза конституционному строю, так как его выражения весьма разнообразны-соответственно контролировать и пресекать его распространение становится все более сложной задачей для государства. Именно для выработки эффективных мер противодействия необходимо работать в тесной связи с ведущими мусульманскими учеными богословами, для более полного представления о понятии исламского экстремизма, а, следовательно, и успешной борьбы с ним.

Литература:

  1. Бехруз X. Н. Классическая концепция исламского государства и ее современная интерпретация/ Х. Н. Бехруз — О.: Юрид. л-ра, 2012 — С. 62.
  2. Ибрагимов Н. И. Исламское право/ Н. И. Ибрагимов. — Ташкент: Издательство ТГЮИ, 2003 — С. 128.
  3. Московский журнал международного права. — 2003. — № 1. С. 295–305.
  4. Баглиев М. А. Политические аспекты современного исламского экстремизма (на примере Египта) -2001. — С.46.
  5. Сюкияйнен Л. Р. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама // (Электронный источник)// http://planetadisser.com/see/dis_154460.html.
  6. Силантьев Р. А. Новейшая история ислама в России. — М.: Алгоритм, 2007. — С. 476–477.
  7. Клачков П. В., Шмулевич А. Удар по террористической пирамиде. Религиозный экстремизм и противодействие ему в условиях современного мира // (Электронный источник)//http://www.apn.ru/publications/article21983.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle